Запасной аэродром?
1 августа 2008г. ? 29 (807), Деловая Неделя, Казахстан
Еще один зять президента Назарбаева оказался в центре внимания
Владимир ИВАНОВ
После очередного обострения скандала вокруг Рахата Алиева в западной прессе (на прошлой неделе вышло его интервью в Wall Street Journal) «пылающее око» свободного мира обратило свой взгляд на другого зятя президента Назарбаева - мужа его средней дочери Тимура Кулибаева. Информация, распространенная о нем в британской печати, создает впечатление, что и он постепенно готовит себе «запасной аэродром» в случае ухудшения своего положения на родине, для чего уже сделал «небольшие инвестиции» в недвижимость и юридический статус, то есть выправил себе международные документы ООН, позволяющие беспрепятственно пересекать границы, и оказался владельцем дома, купленного за 15 млн фунтов стерлингов у британского принца Эндрю и ранее приписываемого другому казахстанскому бизнесмену - зятю акима Астаны Имангали Тасмагамбетова Кенесу Ракишеву, деловому партнеру Кулибаева. Случайно или нет, но на этом фоне в самом Казахстане начался скандал вокруг недвижимости, покупка которой также приписывается председателю ассоциации «Казэнерджи», и оспариваемой у него обществом женщин-инвалидов, выселенных оттуда. Как известно, конфликт, из-за которого страну покинул и попал в опалу бывший муж старшей дочери президента Рахат Алиев, также не имел отношения к политике, а носил чисто коммерческий характер.
Обе публикации по мужу средней дочери президента Казахстана вышли в свет на страницах респектабельной британской The Times, сообщившей в начале, что «...зятю президента Казахстана помогли приобрести «дорожный паспорт» ООН», а затем проведшей настоящее расследование, чтобы ответить на вопрос: так все же кто из скромных казахстанских бизнесменов купил у принца Эндрю за 15 млн фунтов Саннингхилл-Парк?. Причем, кроме свидетельств, высказанных корреспондентам газеты вполне официально, на своем сайте издание привело их не только в текстовом виде, но и в видеофайлах, доступных для просмотра в режиме on-line.
В первой статье рассказывалось о том, что «американский лоббист Стивен Пейн помог зятю президента Казахстана Тимуру Кулибаеву получить проездной документ ООН». По данным издания, Пейн, глава компании Worldwide Strategic Partners, используя свои связи в Белом доме, помог Кулибаеву стать членом комиссии при форуме ООН по энергетической безопасности. «Членский взнос» за участие в комиссии составлял 1 миллион евро. Издание пишет, что каждый член комиссии платил эту сумму раз в три года. Став представителем ООН, в 2005 году Кулибаев получил «дорожный паспорт», что, по данным журналистов, и было главной целью зятя Назарбаева, а не участие в работе комиссии. В качестве подтверждения своей информации на сайте издания был размещен видеофайл.
Со ссылкой на бывшего соратника Кулибаева Ержана Досмухамедова (в эмиграции - Эрик Дос), добровольно удалившегося в изгнание, объясняемое им опасениями относительно угроз со стороны зятя президента, The Times и другое британское издание The Sunday Times рассказывают о том, что Стивен Пейн в обмен на пожертвования в библиотеку президента Джорджа Буша устраивает встречи с первыми лицами в руководстве США. Эрик Дос, в частности, рассказал, что визит вице-президента США Дика Чейни в Казахстан в 2005 году состоялся после того, как «КазМунайГаз», где Кулибаев на тот момент был вице-президентом, перечислил на счета Стивена Пейна 2 миллиона долларов США.
В ходе журналистского расследования к Пейну обратились с просьбой устроить в Вашингтоне встречи для бывшего президента Кыргызстана Аскара Акаева. Посредником в переговорах по просьбе The Sunday Times выступил Ержан Досмухамедов, которому Пейн сообщил, что его помощь обойдется в сумму от 600 до 750 тысяч долларов и что примерно треть этой суммы будет непосредственно перечислена библиотеке Буша. Со своей стороны Пейн пообещал организовать встречи с советником президента США по национальной безопасности Стивеном Хэдли, госсекретарем Кондолизой Райс или ее заместителем Джоном Негропонте, а также, возможно, с вице-президентом Диком Чейни. Пэйн также заверил, что попытается устроить прием у Джорджа Буша, но не гарантировал этого. Как пишет The Sunday Times, Пейн просил, чтобы деньги перечислила семья бывшего кыргызского президента. Относительно назначения выплат лоббист пообещал публично объявить о пожертвовании в библиотеку от имени своего клиента, если тот не пожелает сохранить анонимность.
Что касается назначения данных проездных документов (так как паспортом его, строго говоря, называть нельзя, так как его выдачей занимаются национальные правительства), то они позволяют существенно облегчить пересечение любых границ, особенно если национальные документы предъявителя отозваны властями его страны. «Проездные документы» выдаются и национальными правительствами, к примеру, в Евросоюзе, как правило, лицам, признанным там политическими беженцами. Любопытно, что в графу «Имя и фамилия» получатель таких проездных документов может вписать что угодно, по своему выбору. Например, известно, что бывший российский предприниматель и политик Борис Березовский вписал в свои проездные документы псевдоним Платон Еленин. Что написано в аналогичном документе у экс-премьера Казахстана Акежана Кажегельдина, не известно. Какими документами пользуется другой опальный представитель казахстанской элиты - Рахат Алиев, постоянно живущий в Австрии, несмотря на два приговора казахстанских судов (военного и гражданского), а также недавно открытое на него третье дело по обвинению в рейдерстве - также не известно. Представители правоохранительных органов, комментировавшие этот вопрос, не располагали точной информацией, говоря примерно о пяти паспортах различных стран мира и Европы, в частности, Греции. Для чего такой паспорт понадобился Тимуру Кулибаеву, сегодня вполне респектабельному члену казахстанского истеблишмента, не известно. Сам он информацию о приобретении документов ООН не подтвердил и не опроверг.
Что касается недвижимости, то, по данным британской прессы, скандальная покупка поместья Саннингхилл-Парк у принца Эндрю за 15 млн фунтов стерлингов также была совершена в пользу Тимура Кулибаева.
«Выясняются новые таинственные подробности продажи принадлежавшего королевской семье особняка», - сообщает издание. По его информации, «новый владелец (или владельцы) оказались подданными Казахстана - богатого нефтегазовыми ресурсами среднеазиатского государства, в котором обычно все сложнее, чем кажется на первый взгляд». «Пока в поместье жили Эндрю с женой - герцогиней Йоркской Сарой Фергюсон, оно называлось Саут-Йорк - переиначенное Саутфорк (так называлась резиденция династии нефтедобытчиков Тексан-Эвинг из сериала «Даллас»), - сообщает The Times. - В ходе расследования обстоятельств этой сделки выяснилось, что некоторые ее участники не уступают в могуществе, блеске и любвеобильности персонажам этой мыльной оперы».
«...Оказывается, что тот казах, от лица которого совершалась сделка по покупке Саннингхилл-Парка, возможно, не является истинным владельцем недвижимости, которая менее чем за год с момента заключения договора совсем пришла в запустение, ее оставили полузаброшенной с незапертыми дверями, - продолжает The Times. - На момент сделки, которая состоялась в прошлом году, близкие родственники человека, купившего дом, находились в разработке по подозрению в отмывании денег. В чем сомневаться не приходится, так это в том, что истинный покупатель Саннингхилл-Парка лично знаком с Эндрю, у которого есть связи в Казахстане - как личные, так и деловые. Он многократно бывал в этой стране в деловых поездках как посол по специальным поручениям, занимающийся вопросами внешней торговли, а также как частное лицо, причем в последнем случае Эндрю старался избежать огласки. Во время одного из недавних визитов, в мае, он, как предполагается, провел выходные, участвуя в охоте на гусей вместе с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым».
Когда The Sunday Times выяснила, что покупателем выступал бизнесмен Кенес Ракишев, который, как сообщает газета со ссылкой на «осведомленный о сделке источник», провернул дело при помощи своего тестя - акима Астаны Имангали Тасмагамбетова, «оба казаха» заявили, «что конечными владельцами Саннингхилл-Парка являются не они». «Ракишев подтвердил, что вел с Эндрю переговоры о покупке, но имя истинного владельца назвать отказался, - пишет The Times. - Между тем к пресловутой сделке имеют отношение два еще более видных представителя казахского света, причем Эндрю с ними связывают куда более близкие отношения, чем с Ракишевым и его тестем. Говорят, что 28-летняя казахская бизнесвумен Гаухар (Гога) Ашкенази, которую часто видят вместе с Эндрю, рассказывала своим друзьям, будто она и есть владелица Саннингхилл-Парка. Она также якобы сообщала, что собирается снести здание, а на его месте построить что-нибудь другое. Заявка на производство строительных работ пока не подана, а на минувших выходных пресс-секретарь Ашкенази опровергла информацию о причастности своей начальницы к сделке с Саннингхилл-Парком. В прошлом году Ашкенази приобрела дом в Холланд-Парке (западный Лондон) стоимостью в 27,5 млн фунтов. Другой кандидат на роль владельца Саннингхилл-Парка принадлежит к числу самых могущественных людей Казахстана. 41-летний миллиардер Тимур Кулибаев - нефтегазовый барон, знакомый Эндрю и частый его компаньон по вылазкам на охоту, которые устраивает Назарбаев. Если верить источникам, иногда президент ходит на медведя».
Далее The Times напомнило историю о том, что у Кулибаева «по всей видимости, был роман с Гогой Ашкенази, которая заявила, что именно Кулибаев - отец ребенка, которого она родила в декабре минувшего года в Portland hospital в центральном Лондоне».
«Может быть, Кулибаев и купил Саннингхилл-Парк? - задается вопросом издание. - Возможно, это был подарок любовнице, которую с Эндрю связывает столь тесная дружба, что в прошлом году на королевских скачках в Эскоте он представил ее королеве». Впрочем, пока доказательств этого у журналистов немного, так как «причастность Кулибаева к сделке с Саннингхилл-Парком тщательно скрывается». Журналистам стало известно только, что «компания Crown Estate, которая обслуживает Большой парк Виндзора (именно здесь расположен Саннингхилл-Парк), пыталась направить чудовищный счет за воду в этот особняк на имя некоей Ольги Аристовой, работающей на Кулибаева в Казахстане». Впрочем, агентство по взысканию долгов, услугами которого пользуется компания E.ON, требует более 4 тыс. фунтов по счетам за электричество, и тоже в Саннингхилл-Парке, но уже от Кенеса Ракишева.
Когда последнего прямо спросили, кто же истинный владелец поместья («в конце концов, он ведь участвовал в подготовке сделки»), Ракишев, чей конгломерат Sat&Co, по данным некоторых источников, частично принадлежит Кулибаеву, ответил: «Если вам нужен ответ на этот вопрос, лучше позвоните Кулибаеву».
В этой же статье The Times сообщает о том, что персоны, «которые вовлечены в сделку с Саннингхилл-Парком, одновременно проходят по инициированному прокуратурой Лихтенштейна делу об отмывании денег через компанию Walisa Foundation». Издание приводит такую информацию: «Среди 10 человек, которые прорабатываются в рамках «предварительного следствия», фигурируют жена Ракишева и дочь Тасмагамбетова Асель, Динара Кулибаева и сам Тасмагамбетов. Последний отрицает какую бы то ни было причастность к продаже принадлежавшего принцу особняка». Сотрудник прокуратуры Лихтенштейна Роберт Уоллнер сказал: «Мы не предъявляли им официальных обвинений. Заниматься этим делом нас заставляет положение, которое некоторые из этих людей занимают в своих странах».По словам Уоллнера, начатое в 2002 году расследование в этом году было закончено. Обвинения никому не предъявлены. Тем не менее на момент продажи Саннингхилл-Парка расследование прекращено не было».
Что касается еще одного скандала с недвижимостью, связываемого с именем Тимура Кулибаева, то речь идет о 12-этажке на углу проспекта Абая и улицы Байтурсынова в Алматы, ставшее собственностью АО «Меркурий», которое, по словам представителей общества женщин-инвалидов «Биби-Ана», 15 лет располагавшегося в этом здании, «является абсолютно частным и на 100% контролируется лично Тимуром Кулибаевым». По словам представителей инвалидов, акимат города разрешил собственнику достроить два этажа при реконструкции здания с условием, что в нем останутся женщины-инвалиды, но тот не соблюдает условий джентльменского соглашения.