Цена «белого золота»
17 октября 2008г. ? 40 (818), Деловая Неделя, Казахстан
Андрей САИДОВ, Ташкент.
Узбекистан продал 950 тысяч тонн хлопка урожая 2008-2009 гг.
По итогам VI Международной узбекской хлопковой ярмарки, состоявшейся 14-15 октября в Ташкенте, заключены предварительные соглашения на экспорт 950 тысяч тонн хлопкового волокна, которые ожидается получить в Узбекистане от урожаев 2008-2009 годов. Об этом заявил министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Эльер Ганиев, сообщивший на закрытии ярмарки, что производство хлопкового волокна Узбекистаном в нынешнем году ожидается в пределах 1 млн. тонн.
Увеличение объема фьючерсных контрактов на 350 тысяч тонн по сравнению с прошлогодними ярмарочными торгами, можно расценивать как доказательство уверенности зарубежных партнеров в стабильности хлопковой отрасли Узбекистана, гарантирующей надежные поставки и надлежащее качество волокна. Согласно данным Международного консультативного комитета по хлопку (ICAC), в связи с экономическим кризисом, мировое производство хлопкового волокна в сезоне 2008-2009 гг. может снизиться на 6%, а потребление на 1%. В результате конечные запасы сократятся на 11% - до 10,8 миллиона тонн, что станет самым низким уровнем за последние семь лет. Но, по мнению директора ICAC А.Гитчунса, это не отразится на внешнем спросе на хлопок из Узбекистана, благодаря ускоренному развитию текстильной промышленности в Китае, Южной Корее, Бангладеш, Иране и других азиатских странах, в направлении которых сегодня в основном расширяется экспорт узбекского хлопка.
Текстильные компании России, в импортных закупках которых доля узбекского хлопка составляет около 40% процентов, в свою очередь подтвердили, что их вполне устраивает соотношение цены и качества хлопкового волокна первого-третьего сорта, поставляемого из Узбекистана.
Эксперты также отмечают, что конкурентной способности узбекского хлопка способствует чрезвычайно мягкая экспортная политика, использующая гибкую шкалу цен в зависимости от колебаний на мировом рынке и не предусматривающая ограничений по объемам контрактации, условиям поставок и платежей.
В ответ на провокационные вопросы журналистов участники хлопковой ярмарки в Ташкенте утверждали, что ничего не слышали о бойкоте узбекского хлопка, объявленного с августа 2008 года текстильными компаниями США и Европы во главе с торговой сетью Wal-Mart в знак протеста против использования детского труда на хлопковых плантациях в Узбекистане. Этот вопрос, расцениваемый официальным Ташкентом как средство политического давления на неугодный режим и одновременно - инструмент конкурентной борьбы американских хлопковых компаний, скорее всего, действительно не слишком волнует хлопковых импортеров в России, Китае и странах Юго-Восточной Азии.
Конец китайского ширпотреба?
Вместе с подведением итогов ярмарочных торгов Министерство внешних экономических связей подтвердило намерение Узбекистана в самом ближайшем будущем сократить экспорт хлопкового волокна за счет увеличения объемов его внутренней переработки. По государственной программе модернизации и технического перевооружения текстильной отрасли на 2008-2012 годы стоимостью $615 млн., переработку хлопкового волокна планируется увеличить до 510 тыс.тонн, против нынешних 280-300 тыс. тонн, доведя внутреннее производство х/б пряжи до 487 тыс. тонн и х/б тканей - до 320 млн. кв. метров. По информации компании «Узбеклегпром», до конца 2008 года в Узбекистане планируется реализовать 22 инвестиционных проекта стоимостью $158 млн., направленных на организацию внутренней переработки хлопкового волокна и производство хлопчатобумажной пряжи, тканей, трикотажного полотна и изделий. В 2007 году в этих целях уже были введены в эксплуатацию 23 новых текстильных предприятия. Надо заметить, что эти мероприятия предпринимаются в рамках государственной протекционистской программы замещения импорта, преследующей цель вытеснить с внутреннего рынка дешевую, в основном китайскую, одежду из-за своей доступности, весьма популярную у массового покупателя.
Проданный хлопок нужно собрать
Таким образом, перспективы развития хлопковой отрасли в Узбекистане официально рисуются весьма оптимистично. Для их успешного осуществления нужно только одно - достаточные урожаи хлопка. Анализируя этот аспект, государственные СМИ страны не отрицают трудности хлопководства, осуществляемого в самой северной в мире зоне массового возделывания этой культуры. Вспоминая времена СССР, государственные аналитики подчеркивают, что в последнее десятилетие основной упор в развитии отрасли делался не на увеличение площадей хлопковых плантаций за счет освоения пустынных земель, а на интенсификации агротехнических мероприятий и культивации высокоурожайных сортов хлопчатника, обеспечивающих раннее созревание и получение урожая до наступления холодов. Однако природа и климат продолжают посылать суровые испытания хлопкоробам. Оппозиционные источники информации сообщают о тяжком бремени, которым ложится государственно-регулируемое хлопководство на плечи узбекских дехкан, да и всего народа, привлекаемого властями от мала до велика к ежегодной изнурительной «битве за урожай белого золота».
В 2005-2006 годах, принесших Узбекистану рекордные сборы хлопка и положивших успешное начало Международным хлопковым ярмаркам в Ташкенте, раскрытие хлопковых коробочек даже начиналось еще в первых числах августа, и урожай удавалось собрать уже к концу сентября - на два месяца раньше срока и без особого напряжения. Президент Узбекистана Ислам Каримов в своих обращениях к нации возносил тогда благодарность Всевышнему. Но, обозначивший начало очередного маловодного периода, 2007 год вернул обычные хлопкоробам осенние трудности, хотя урожай был хорошим - 3, 715 млн. тонн хлопка сырца. Что специалисты объяснили более рациональной и рачительной агротехникой в условиях дефицита воды. Хотя по итогам 2007 года только в Ферганской долине уже были принудительно объявлены банкротами и ликвидированы сотни мелких фермерских хозяйств, не выполнивших государственный план-заказ по хлопкозаготовкам. В 2008 году маловодье развилось в засуху, и при сохранении прежних посевных площадей под хлопчатник - 1 млн. 391 тыс. гектаров, государственный план по сбору сырца был намечен в пределах 3,6 млн. тонн, а его выполнение ожидалось к 20 октября. Однако во многих регионах страны хлопковые коробочки до сих пор не раскрылись, и, не дожидаясь грядущих холодов, хлопок из них выковыривают руками.
Несмотря на вновь объявленную всенародной «битву за урожай», на которую принудительно мобилизованы тысячи горожан, студентов и школьников, «победных рапортов» с хлопковых полей о выполнении государственного плана пока не слышно. Но власти на местах по вполне понятным причинам не хотят разочаровывать правительство, уже продавшее на экспорт урожаи 2008 и даже 2009 года, которые ожидались богатыми. Правительство, в свою очередь, не рискует огорчать президента Ислама Каримова, в своей экономической стратегии продолжающего делать основной упор на процветание хлопководства, рост валютных поступлений от экспорта хлопка и перспективное развитее перерабатывающей отрасли. Поэтому «битва за урожай» в суверенном Узбекистане неизбежно доходит до жестоких крайностей, не виданных и в тысячекратно проклятые современными идеологами годы «колониального гнета СССР».
Урожай требует жертв?
По сообщениям узбекских правозащитников, в придачу к студентам и школьникам на хлопковые плантации в эти дни брошены пенсионеры и женщины, находящиеся в декретных отпусках. Вид дряхлых стариков, горбатящихся на хлопковых грядках, по мнению представителя фонда социальной поддержки ветеранов Самаркандской области, озвученному оппозиционным агентством Uznews.net, должен служить «хорошим примером для молодежи». По сообщениям этого же агентства, кормящих матерей в Ферганской долине заставляют выходить на уборку хлопка, угрожая не выдачей социальных пособий на их детей.
Правозащитники неоднократно сообщали о фактах привлечения к сбору хлопка несовершеннолетних подростков в возрасте младше 15 лет. Что противоречит действующему трудовому законодательству страны, ратифицированной узбекским парламентом Конвенции ООН о запрещении наихудших форм эксплуатации детей и прямому запрету Кабинета министров Узбекистана, принятому в сентябре, после бойкота, объявленного Wal-Mart узбекскому хлопку и изделиям из него. Возможно, опасаясь распространения этого бойкота на другие, пока лояльные страны и компании, правительство Узбекистана в начале октября объявило о создании рабочей группы по мониторингу недопущения труда школьников на уборке хлопка. В эту группу вошли представители Министерства народного образования, Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли - организатора Международной Узбекской хлопковой ярмарки, и властей на местах. Однако, по сообщениям с мест, эти же самые инстанции, месяц назад собиравшие с родителей школьников подписки о неучастии в хлопковой страде, в настоящее время отдают распоряжения управлениям образования и директорам школ вывозить детей на хлопковые поля.
«Битва за урожай», как всякая битва, уносит человеческие жизни. По не опровергнутым официально заявлениям правозащитников, 7 октября в самом сердце «Голодной степи» - Дустликском районе Джизакской области покончила жизнь самоубийством 17-летняя студентка первого курса Джизакского педагогического института Умида Донишева. Девушка повесилась на краю хлопкового поля, не выдержав издевательств своих преподавателей и местных руководителей, ежедневно распекавших ее за невыполнение дневной нормы по сбору хлопка. 7 октября правозащитники сообщили о гибели школьницы, утонувшей в канале на хлопковых плантациях предгорного Зааминского района к югу от Джизака. Ранее сообщалось о гибели студента в бытовой поножовщине на хлопковом полевом стане в Кашкадарьинской области. Эти факты из тех - что доходят до прессы.
Хлопок - навсегда
Между тем непосредственные производители хлопка - узбекские фермеры, жалуются на то, что привлечение горожан к уборке урожая ложится на них, и без того не слишком выгадывающих от сдачи сырца государству по низким, фиксированным ценам, дополнительным материальным и моральным бременем. При высоких ценах на бензин местные власти заставляют фермеров оплачивать транспортировку городских жителей на хлопковые поля. Не добровольных и не умелых сборщиков хлопка необходимо кормить, размещать и оплачивать, пусть и символически, их непродуктивный труд. В результате фермерские хозяйства, для которых далеко не всегда изначально выгодный план-заказ по хлопчатнику является просто обязательным условием контрактов на аренду земли у государства, по окончанию хлопковой страды остаются в убытке.
Но в преддверии наступающих холодов всенародную «битву за урожай» уже не смягчить. По-своему в ней принимает участие практически каждый житель Узбекистана. Президент Ислам Каримов уже дважды сам побывал на сборе урожая - в столичной Ташкентской области и в Хорезме, на крайнем северо-западе Узбекистана. Лично глава нации хлопок, конечно, не собирал, но с присущим ему пристальным вниманием выслушал хлопкоробов, дал им практические советы. Например, ободрил мелких фермеров, жалующихся на трудности с выращиванием хлопка в условиях усиливающегося маловодья, посоветовав им объединить свои усилия, создавая более крупные хозяйства. Дехкане, которых еще совсем недавно, в конце 90-х годов, призывали к энтузиазму в разукрупнении и приватизации ширкатов - государственных коллективных хозяйств, остались в почтительном недоумении. Из речей президента и многочисленных публикаций государственной прессы о блестящем успехе IV Международной хлопковой ярмарки, им очевидно, что тем или иным способом в обозримом будущем хлопок им предстоит выращивать в необходимом объеме и собирать в указанные сроки - как главный залог благосостояния и стабильности государства.