Базовые волнения
23 января 2009г. ? 3 (831) Деловая Неделя, Казахстан
Юрий СИГОВ, Вашингтон
Американские военные базы в Центральной Азии сохранятся и, возможно, появятся не только в Кыргызстане
Новый год по традиции принес с собой новые слухи, домыслы и разного рода «протечки информации», которые регулярно случаются в мировых и региональных СМИ в тот момент, когда жизнь вокруг на долгие праздники затихает, а подпитывать читательский и зрительский интерес просто необходимо. Наверное, вопрос о наличии военных баз того или иного государства Центральной Азии - проблема действительно актуальная, и не только в новогодние каникулы. Но так совпало, что именно в начале января на страницах газет и в программах ТВ живо обсуждались две темы - возможный уход американцев с базы в аэропорту «Манас», близ столицы Кыргызстана Бишкека, и якобы открытие нового авиационного пункта ВВС США в аэропорту Алматы в Казахстане.
Тема эта была со всех сторон вроде бы освещена и оценена и экспертами, и специалистами по Центральной Азии без, собственно говоря, рассмотрения главного вопроса: а был ли «уходящий американский мальчик» из Кыргызстана на самом деле и появились ли зловредные янки в камуфляже в алматинском аэропорту, чем чуть ли не «урезали» национальный суверенитет Казахстана и принесли с собой угрозу стабильности всему региону?
Не спешите закрывать «Манас» - он еще может очень даже пригодиться
Первым на повестке дня в Центральной Азии встала проблема, якобы давно уже мучающая кыргызских парламентариев, а именно: скорейшее закрытие американской (по документам - натовской) военно-воздушной вспомогательной базы, которая находится на кыргызской территории давно, но которую вроде бы официальный Бишкек решил наконец-таки попросить из республики.
В качестве основных причин закрытия базы назывались и вроде бы окончание активной фазы военной операции сил коалиции в Афганистане (хотя на самом деле эта операция теперь вступает в новую, еще более широкомасштабную, чем прежде стадию), и многочисленные инциденты с американскими военнослужащими вокруг базы (хотя такие проблемы возникают во всех странах и с любыми солдатами и офицерами, на территории какого бы государства они не находились), и даже обвинения военных США в соучастии в контрабанде наркотиками, идущими в Центральную Азию транзитом как раз из Афганистана.
Вспомнили тут же и о кредите, который Россия пообещала Кыргызстану для развития главным образом энергетического сектора республики (300 млн. долларов деньгами и еще 1,7 млрд. долларов инвестициями), причем выделение этого кредита журналисты тут же связали якобы с тайной договоренностью между Москвой и Бишкеком относительно скорейшего закрытия американской базы в «Манасе».
Одновременно с этим президент Кыргызстана Курманбек Бакиев в очередной раз стал чуть ли не главным «последним героем» Центральной Азии, потому как мог по своему усмотрению договариваться и с американцами по поводу увеличения платы за аренду «Манаса», и с российской стороной - о возможном закрытии этой базы (разумеется, не за просто так, а за «российские коврижки»). Подлили «информационного масла в огонь» своими публикациями и сами кыргызские журналисты, для которых дружба с Россией куда важнее, исходя из национальных интересов, нежели содержание на своей территории американской военной базы, от которой только одни проблемы и ненужная никому напряженность. Однако на самом деле «лирика» американско-кыргызских взаимоотношений относительно базы в «Манасе» куда прозаичнее и прагматичнее. Прежде всего, надо учесть, что любые переговоры о сохранении или закрытии базы в «Манасе» Кыргызстан и США будут вести только между собой, кто бы третий ни пытался на это по-своему влиять и подталкивать процесс ее существования.
Помимо этого замечу, что американцы давно и настойчиво убеждали кыргызское руководство в том, что ситуация в Афганистане является «долгоиграющей», и не надо думать, будто там войска коалиции стран НАТО смогут в короткие сроки наладить нормальную жизнь. Поэтому потребность в передовых базах вспомогательного назначения для этой операции на территории стран Центральной Азии - дело и перспективное, и главное- стоящее неплохих долларовых сумм (Кыргызстан, по разным оценкам, получает от США за базу в «Манасе» около 100 млн. долларов ежегодно). Надо также учесть, что Кыргызстан всячески пытается проводить в отношении размещения на своей территории военных баз других государств собственную многовекторную политику, при которой в республике найдется достаточно места и для американской (натовской) базы, и для российской. С учетом того, что никаких конфликтных ситуаций подобное соседство «Манаса» и Канта (где базируются российские военные вертолеты и самолеты) не возникает, то Бишкеку и на дальнейшее есть смысл играть роль того самого «политического теленка», который разумно и покорно «сосет двух маток». Понимают в руководстве Кыргызстана и тот факт, что если попортить сейчас с Соединенными Штатами отношения (а там пришел к власти новый президент и его команда) и явно стать на сторону России по такому щепетильному вопросу, как закрытие военной базы в «Манасе», то Вашингтон вполне может в отместку опять привести в действие механизм «политического раскачивания», который уже приводил Кыргызстан к «тюльпановой революции» и массовым беспорядкам в столице страны.
Генерал Петреус Америки в Казахстане не открыл
Большое беспокойство высказывалось и относительно того, что США могут в этом году резко усилить свое давление по военной линии и на Казахстан. Особенно часто такую линию Вашингтона связывали с тем, что Казахстан в будущем году станет председательствовать в ОБСЕ, а от позиции Соединенных Штатов в отношении к Астане в этой организации очень многое будет зависеть.
Поспособствовал нагнетанию «информационной напряженности» и визит в Казахстан генерала Дэйвида Петреуса, который возглавляет Центральное командование войск США, отвечающее за ведение боевых действий в Ираке и Афганистане. Официально американский генерал приезжал, чтобы вручить награды казахстанским военнослужащим, которые выполняли миссию в составе сил коалиции в Ираке. Но его визит и беседу с президентом страны Нурсултаном Назарбаевым тут же поспешили связать с возможным появлением американских военных в аэропорту города Алматы. Более того, ряд изданий сообщили о том, что в связи чуть ли с решенным закрытием базы в аэропорту «Манас» в Кыргызстане натовские самолеты будут перекинуты на аэродром Алматы, о чем вроде бы уже договорились втихую между собой американские и казахстанские военные ведомства. Однако все эти сенсационные с виду сообщения оказались лишь досужими домыслами: американский генерал в Астане напрочь опроверг появление военных баз США в Казахстане и сообщил о том, что Алматинский аэропорт будет использоваться как резервный силами коалиции стран НАТО на случай чрезвычайных ситуаций для посадок самолетов.
Зато он подтвердил, что с появлением в Белом доме новой администрации президента Б. Обамы военное сотрудничество между двумя странами действительно будет укрепляться и расширяться. Прежде всего это касается увеличения числа казахстанских военнослужащих в военных учебных заведениях Соединенных Штатов, закупки Казахстаном современного американского вооружения, проведения совместных военных учений. Также Казахстан будет продолжать содействовать войскам НАТО при перевозке невоенных грузов, транзитом идущих в Афганистан, и оказывать поддержку силам коалиции, которые сейчас находятся на территории этой страны. Не секрет, что США и руководство НАТО пытаются склонить казахстанскую сторону к полномасштабному военному участию в операции в Афганистане (примерно в том же формате, что и в Ираке - саперы, штабные офицеры, медики), но пока конкретики в этих договоренностях достичь сторонам не удалось.
Конечно, американцы могли бы напрямую обсудить с Казахстаном возможность создания военно-воздушной базы для осуществления той же операции сил коалиции в Афганистане, но зачем им это сейчас нужно? Отношения между Соединенными Штатами и Казахстаном весьма стабильные, Астана никаких антиамериканских телодвижений в своей политике не допускает, да и поддержка Вашингтона на посту председателя ОБСЕ в будущем году для Казахстана будет куда важнее, чем какие-либо подковерные договоренности и тайные комбинации, нарушающие баланс сил в Центральной Азии. Помимо этого, Казахстану не нужны те самые кредиты и «арендные платежи», за которые якобы соседний Кыргызстан пытается усидеть между «двумя российско-американскими стульями». Для Астаны сегодня куда важнее держать равноудаленное положение и в отношениях с американскими военными, и с российскими, и политически не особо ангажироваться ни с одним «центром силы» в регионе.
Война в Афганистане будет долгой, и Америка из Центральной Азии никуда пока не собирается уходить
Здесь стоит напомнить о том, что с приходом в Вашингтоне к власти нового президента Б. Обамы и его команды весьма существенно планируется пересмотреть всю концепцию военных действий в Центральной и Передней Азии и в особенности - в отношении операции в Афганистане. Так, по мнению американских военных экспертов, которые и разрабатывали по просьбе Пентагона этот план, военная обстановка в Ираке постепенно нормализуется, а соответственно, оттуда планируется постепенно начать вывод войск США.
То, что в Ираке становится «стабильнее» и «спокойнее», - это еще с какой стороны посмотреть, но количество взрывов мин и фугасов, а также количество жертв среди американских военнослужащих там на самом деле значительно сократилось. В связи с этим и было принято решение как минимум в половину сократить число американских солдат и офицеров в Ираке в этом году, но поедут они вовсе оттуда не по домам, а многие из них будут переброшены в Афганистан. Именно Афганистан новое руководство Соединенных Штатов в сотрудничестве со своими партнерами по НАТО хочет «довести до ума» в ближайшее время (хотя точных временных рамок для этой операции никто поставить не в состоянии). Для этого, как и ранее в Ираке, планируется увеличить численность войск НАТО в этой стране как минимум на 45-50 тысяч, из которых примерно 30-35 тысяч будут военнослужащие США, переброшенные из Ирака.
Для того чтобы все это возрастающее количество военных стран НАТО обслуживать и снабжать всем необходимым (от невоенных грузов до боеприпасов и вооружений), мощности базы в «Манасе» не просто недостаточно - она и не планировалась для решения подобных масштабов задач. Поэтому в ближайшее время Соединенные Штаты будут вести переговоры о расширении военного сотрудничества и с Казахстаном, и с Узбекистаном, и тремя другими центральноазиатскими республиками.
С кем-то из них речь пойдет о провозе грузов, складировании их части в регионе, создании учебных и других центров по подготовке, которые можно будет использовать для осуществления афганской операции. С некоторыми республиками (тем же Узбекистаном) вполне возможно возобновление сотрудничества по обслуживанию самолетов и ремонту техники (с учетом того, что в обмен на подобное сотрудничество Соединенные Штаты и страны ЕС, входящие в НАТО, могут полностью восстановить свои отношения с Ташкентом, прерванные в связи с событиями в Андижане). Также Соединенные Штаты будут и дальше убеждать центральноазиатские страны в том, что военное партнерство с США и НАТО - дело взаимовыгодное, поскольку под «военной крышей» Соединенные Штаты смогут предоставить этим странам и инвестиции, и активнее развивать экономическое сотрудничество. И вполне вероятно, что некоторым государствам региона такие предложения вполне придутся по душе.
Понятно, что в этих условиях укрепление американских позиций в регионе военным путем (ведь война в Афганистане, скорее всего, будет долгой и изнурительной) станет крайне раздражать и Россию, и Китай. Особенно это будет проявляться в рамках взаимодействия стран региона в ШОС, где и Пекин, и Москва имеют определенное влияние на своих центральноазиатских партнеров, и в ОДКБ, где Россия ревностно следит на «многовекторной военной дипломатией» своих союзников.
Между тем стоит учесть, что сегодня и Узбекистан, и Туркмнистан, и отчасти Казахстан проводят весьма независимую политику (в том числе и военную) и потенциально для их стабильных и надежных отношений с Западом такое сотрудничество крайне выгодно. Поэтому дальнейшее укрепление именно военного вектора кооперации стран Центральной Азии с США и НАТО - дело естественное. А в какой форме это дальше будет проходить - в виде создания военных баз в регионе или поставок вооружений из США и государств НАТО- вопрос лишь взаимных договоренностей и региональной политической стратегии.