Иран угрожает убить президента Египта
24 Января 2009, Echo
По мнению многих экспертов, Тегеран "переступил черту"
НУРАНИ
Официальный Тегеран готовит убийство президента Египта - именно такой вывод можно сделать из последних сообщений СМИ. Согласно которым, в Иране руководство местной "народной милиции" Басадж предложило награду в 1 миллион долларов за убийство президента Египта Хосни Мубарака. "Революционные студенты - члены милиции Басадж организовали церемонию на которой было объявлено о назначении награды в миллион долларов за приведение в действие революционного смертного приговора в отношении грязного предателя - Хосни Мубарака. На церемонии выступил глава Организации по вознаграждению мучеников мира Фороз Реджаи", - гласит заявление иранского государственного агентства Fars.
Как напоминают эксперты, Организация по вознаграждению мучеников мира создана и руководится корпусом стражей исламской революции и является, таким образом, государственной структурой Исламской Республики Иран. И практически никто не сомневается, что именно разгневало "басиджей" - Египет не только выступал в качестве миротворца во время последней вспышхи боевых действий на Ближнем Востоке, но и со своей стороны закрыл границу с сектором Газа. Что в Иране расценили как "предательство".
До последнего времени большинство экспертов настаивали, что во время боевых действий в секторе Газа Иран всеми силами будет стремиться заявить о своей позиции, но по возможности не переступать той черты, после которой его действия уже могут вызвать силовой ответ. И даже когда в Иране устраивали демонстративную запись в ряды "добровольцев-смертников", а министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки назвал премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, министра обороны страны Эхуда Барака и главу МИД Ципи Ливни "военными преступниками" и заявлял: "Именно этот треугольник руководил вторжением в сектор Газа и достоверно известно, что они являются военными преступниками" - это были готовы списать на "пиар". В Израиле, впрочем, с самого начала предупреждали, что "тайным дирижером" всего того, что происходит в секторе Газа, является именно Иран. В самом деле, эта страна, одна из немногих уцелевших в XXI веке империй, теперь пытается навязать свою волю всему Ближнему Востоку. А соперники здесь прежде всего Турция и Египет.
Но когда в Аденском заливе перехватили южнокипрский транспорт с иранским оружием для сектора Газа, это уже заставило всерьез усомниться в "удобоваримой" версии насчет "пиара" и ничего более. Но теперь, когда речь идет о подготовке убийства президента соседнего независимого государства, да еще к тому же мусульманского - этого уже "не заметить" невозможно.
Вряд ли стоит напоминать, что Хосни Мубарак никогда не демонстрировал особой готовности признавать за ХАМАС право на статус добропорядочной политической силы. Как отмечала испанская El Pais весной минувшего года, во время визита в Каир испанской королевской четы прямо заявил, что, по его мнению, ХАМАС узурпировал сектор Газа и не представляет всех палестинцев", и предупреждал, что "смешивать религию и политику очень опасно".
В те же дни СМИ рассуждали о предпринятой попытке сближения - Тегеран направил в Каир председателя иранского парламента Голама Али Хадад-Аделя и представителя верховного лидера Мухаммеда Натек-Нури. Но Мубарак оценил этот визит весьма скептически. "Я недавно принял одного из их представителей, - заявил он испанским журналистам. - У нас есть определенные требования". Но не менее серьезным "раздражающим фактором" была и остается улица в Тегеране, названная в честь Джаледа Эсламбули - убийцы президента Египта Анвара Садата. "Да, это одна из причин. Улица и его гигантский портрет на одном из зданий. Кто его туда поместил? Ахмадинеджад, в свою бытность мэром Тегерана" - подтвердил президент Египта.
Но уже к июлю стало ясно, что сближения не будет. В МИД Египта был вызван руководитель секции защиты интересов Ирана Сейид Хусейн Раджби, которому было настоятельно предложено разъяснить официальную позицию страны по иранскому фильму "Казнь фараона", сообщил журналистам в Каире представитель египетского внешнеполитического ведомства. Как напоминают журналисты, снятый недавно в Иране документальный фильм "Казнь фараона" рассказывает об убийстве бывшего египетского президента Анвара Садата. Причем, по данным египетских СМИ, иранские кинематографисты представляют Садата - первого арабского лидера, заключившего мир с Израилем, как "президента-предателя", а его убийство в 1981 году во время военного парада в Каире называют "исполнением революционного приговора". "Заместитель главы МИД Египта по Азии Тамер Халиль подтвердил иранскому дипломату, что этот фильм наносит ущерб отношениям между двумя странами", - сказал представитель МИД. Семья Садата уже пригрозила авторам нашумевшей картины судебным преследованием. Глава Синдиката египетских кинематографистов Мамдух ал-Лиси назвал проект иранских коллег "невежественным".
А на этом фоне иранским радикалам было не так уж трудно пересечь черту и от возвеличивания убийцы Садата перейти к призывам расправиться с его соратником и преемником Мубараком.
И, по мнению большинства аналитиков, выступив с таким заявлением, Иран попросту "переступил черту". Заявление "басиджей" вряд ли останется незамеченным не только в Израиле и США, но и на арабской улице, где и так уже не скрывают своей обеспокоенности в связи с ростом иранских политических аппетитов. Напряженность усилилась до предела после начала "революции кедров" в Ливане и убийства лидера ливанской антисирийской оппозиции Рафика аль-Харири, пользовавшегося большой популярностью в арабских странах Залива, да и не только Залива - главным оплотом Сирии оказалась проиранская "Хезболлах" (посредническую роль при заключении альянса между просирийскими и проиранскими группировками играла "Дашнакцутюн", но это уже другая история). Так или иначе, угроза убийства президента Египта вряд ли останется без последствий для Ирана.
Но в то же время не исключено, что внешнеполитическую напряженность в Иране поднимают вполне сознательно - для того, чтобы, сыграв на "синдроме осажденной крепости", укрепить позиции "муллократии" внутри страны. Так, у экспертов вызвали серьезную обеспокоенность сообщения о том, что в тегеранской тюрьме "Эвин" повешены десять преступников, осужденных на смерть. Как сообщила государственная газета "Иран". "казнены мужчины в возрасте от 21 до 42 лет". Газета отмечает, что среди повешенных - гражданин Афганистана, который убил соотечественника при попытке ограбления. Всего же с начала года число приведенных в исполнение смертных приговоров - 26: еще 12 человек были казнены 21 и 22 января в других тюрьмах на территории страны. По иранским законам высшая мера наказания применяется за такие преступления как убийство, изнасилование, вооруженное ограбление, торговля наркотиками и супружеская измена. Но не секрет, что по сфабрикованным уголовным обвинениям нередко казнят политических активистов.
А тем временем, по сообщению ANSpress, канадская газета The Vancouver Sun рассказывает на своих страницах о Фатхе Замани, правозащитнице, иммигрантке из Южного Азербайджана: "Ванкуверка Фатхе Замани является правозащитницей, она отстаивает права иранских азербайджанцев - борцов за право использовать свой родной азербайджанский язык вместе фарси, протестующих и подвергающихся пыткам, - рассказывает газета. - Иранские азербайджанцы являются этническими турками, которые составляют около четверти населения Ирана, составляющего, согласно World Factbook ЦРУ (информация о странах), около 66 млн. человек." "В школе Замани и ее одноклассники были вынуждены говорить на фарси, хотя большинство из них были азербайджанцами и между собой говорили только на азербайджанском, - продолжает газета. - "Употребление в обиходе и публикациях унизительных шуток в отношении азербайджанцев, наподобие "осел" и "таракан", стало частью иранской культуры. Они называют это шуткой, и если ты скажешь, что это оскорбление, они ответят: "Ты не понимаешь шуток"," - рассказывает на ее страницах Замани. И если информация о событиях в Тегеране при всей закрытости иранского общества все-таки прорывается на страницы СМИ, то судить о происходящем в Азербайджане можно только по самой обрывочной информации.
Однако этого достаточно, чтобы четко осознать: то, что происходит сегодня вокруг Ирана, не может не затронуть наших соотечественников. И "сохранение стабильности" сегодня уж точно не в их интересах.