В ожидании бесплатной коровы
13 февраля 2009г. ? 6 (834) , Деловая Неделя, Казахстан
Андрей САИДОВ, Ташкент
В Узбекистане снизились цены на продовольствие
В январе-феврале в Узбекистане подешевели продукты питания, цены на которые бурно росли в течение всего прошлого года. На 15-20% дешевле стали крупы и рис, казахстанская мука и макаронные изделия, сахар, яйца, импортное подсолнечное масло. Цены на овощи местного производства в разгар зимы откатились к летним. Мясо, к осени подорожавшее более чем на 50%, на сельских рынках, особенно в регионах, можно приобрести по ценам начала 2008 года - $4-5 за килограмм. Представители крупных торговых организаций объясняют снижение цен на отдельные продовольственные товары увеличением импорта из соседних стран и, как следствие, насыщением местного рынка. В то же время розничные продавцы жалуются на снижение покупательской способности большинства своих сограждан, наступившей в связи с развитием кризиса.
ой валюты - узбекского сума, сдерживаемая государством за счет искусственных ограничений наличной денежной массы, за 2008 год составила 7,9%. Но на существующем в Узбекистане «черном рынке» курс доллара в феврале резко вырос, далеко обогнав банковский. Если в официальных обменных пунктах за $1 на этой неделе дают 1404 сума, то нелегальные маклеры предлагают до 1700. Причем, по мнению наблюдателей, этот всплеск лишь отчасти связан с объявленной 4 февраля 25-процентной девальвацией тенге, вызвавшей ажиотажную скупку долларов в Кыргызстане и Казахстане. По мнению многих наблюдателей, он свидетельствует о том, что банковский курс узбекского сума, постепенно снижаемый государством в интересах экспортно-ориентированных отраслей экономики, все же остается сильно завышенным. Дефицит долларов в Узбекистане, как и дефицит массового покупательского спроса, обусловлен и уменьшением притока денег от трудовых мигрантов, работающих за пределами страны. Ожидая дальнейшего сокращения рабочих мест и заработков гастарбайтеров в России и Казахстане, их семьи не спешат тратить присланную ими валюту в обменниках и на базарах. Рынку приходится подстраиваться под настроения покупателей, съезжая с ценовой горки, непомерно выросшей за прошлый год в связи с инфляцией и декларативным 50-процентным повышением зарплат бюджетников при реальном росте ВВП не выше 9%.
Накануне Нового года большинство бюджетных предприятий Узбекистана постаралось выплатить своим сотрудникам долги по зарплатам. В январе органы юстиции, по заявлениям граждан, продолжили взыскивать задолженности в пользу сотрудников коммерческих предприятий, среди которых оказались и такие крупные, как ташкентский завод «Совпластитал» и Моторный завод.
Полные банкроты, которыми в Узбекистане еще в декабре были признаны 193 предприятия, по распоряжению президента Ислама Каримова вместе с их долгами сотрудникам и партнерам будут приобретены семеркой крупнейших банков страны, еще с осени для усиления капитализации передавшими государству значительные пакеты своих акций. В январе четыре из них - «Пахтабанк», «Асака», «Галабанк» и «Капиталбанк» - получили статус открытых акционерных банков с правом открытой неограниченной подписки на свои акции.
Кризис отразился и на рынке недвижимости. Цены на жилье и офисные помещения, начав в Узбекистане рост с 2007 года, при заметном участии покупателей из Казахстана и России, замерли в ожидании еще в августе 2008 года. С осени начался не обвал, а плавное падение, к настоящему времени достигшее 20-30%, и вернувшее стоимость средних квартир, например в Ташкенте, к ценам начала прошлого года. Хотя элитное жилье пока заметно не подешевело. При этом аналитики рынка недвижимости констатируют очень резкое снижение числа совершаемых сделок, как в верхнем ценовом эшелоне, так и в нижнем. То есть у среднего класса больше нет средств для покупки дорогого жилья. Но и владельцы подешевевших квартир не спешат с ними расставаться, даже если испытывают затруднения с их содержанием.
Налог на недвижимость, квартплата, а также стоимость основных коммунальных услуг в Узбекистане, за прошлый год выросшая в среднем на 40%, разумеется, не снижается. Поскольку выросли, и обещают расти дальше цены на электроэнергию и энергоносители - газ и бензин. Государство прикладывает усилия по выколачиванию из обедневшего населения платы за коммунальные услуги. По сведениям неправительственных источников и оппозиционных СМИ, в ряде бюджетных организаций страны просто удерживают до 20% зарплаты на эти цели. А в Самаркандской области, по сообщениям агентства Фергана.ру, на оплату коммунальных долгов отбирают деньги из государственных пособий по уходу за детьми. Средняя узбекская семья в режиме жесткой экономии расходует около 200 кв/час электроэнергии в месяц и вместе с газом, отоплением и водопроводной водой, потребляет коммунальных услуг на сумму, примерно эквивалентную $15-20. Однако беспрецедентность долгов населения в этой сфере, свидетельствующих о низких доходах, вынуждена констатировать даже официальная пресса. Газеты рассказывают о пропагандистских кампаниях в регионах, в ходе которых представители энергетических и коммунальных вместе с аксакалами и активистами махали - местных органов самоуправления - выступают перед жителями, увещевая их заплатить за газ и электроэнергию.
Чтобы поправить благосостояние граждан, правительство Узбекистана принимает новые, неординарные решения. Например, с февраля 2009 года руководителям предприятий, добившимся снижения себестоимости производства или увеличения объема экспорта продукции, официально разрешено выписывать себе премии, равные 40% от прибыли. Хотя легальные зарплаты узбекских директоров весьма далеки от премьерских, но для Узбекистана, где банки и контролирующие организации считают и регулируют каждую копейку в кармане предпринимателей, это - редкий либерализм. Позаботилась власть и о рядовых тружениках. В январе президент Ислам Каримов подписал постановление, согласно которому с 2009 года будут повышены расходы на благоустройство городов и населенных пунктов. За счет чего планируется трудоустроить и материально стимулировать незанятое население. То есть узбекский дворник, например, потерявший работу в Москве, получает шанс, хоть и за плату на порядок меньшую, продолжать мести двор уже у себя на родине. В сельской местности также ожидаются новые льготы для самых нуждающихся. По сообщениям агентства Uzmetronom, в регионах Узбекистана снова началась перепись малообеспеченных семей, которым, согласно решению президента, в нынешнем году желтого Быка, объявленном Исламом Каримовым Годом села, обещают выделить по бесплатной корове. Корову, конечно же, добровольно уступят богатые односельчане. Как это было или во всяком случае уже планировалось в 2006-2007 годах, когда президент озаботился популяризацией животноводства. Правда, остался вопрос, куда делись те коровы. Злые языки говорят, что бедняки, у которых не нашлось средств на корма, их тогда просто съели. Или отвели на базар. Но сейчас ценовые конъюнктуры как будто немного другие. Может быть, в Год села дадут и корма за счет государства. Узбекистан, очевидно, имеет свои рецепты, как пережить кризис - хоть и не купаясь в роскоши, но кое-как сводя концы с концами. Тем более что к последнему - местным жителям не привыкать