CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

echo-az.com

Echo :: "Газовый выбор"

14 февраля 2009

"Газовый выбор"

14 Февраля 2009, Echo

От стратегического выбора Ашгабата сегодня зависит многое

НУРАНИ

Визит в Азербайджан председателя правительства Чехии Мирека Тополанека является частью его масштабного турне по прикаспийским странам. В частности, чешский премьер обсуждает в Ашгабате с руководством Туркменистана вопросы сотрудничества, сообщают местные СМИ. Переговоры проходят как в двустороннем формате, так и формате Евросоюз-Туркменистан, учитывая, что Чехия сейчас председательствует в ЕС. В программе также переговоры между президентом Туркменистана Гурбангулу Бердымухаммедовым и премьер-министром Чешской Республики Миреком Тополанеком.

Как полагают наблюдатели, одной из главных тем на этих переговорах будут поставки туркменского природного газа в Европу. Эксперты считают, что после газового конфликта между Россией и Украиной в январе этого года, ЕС значительно усилит свои попытки диверсифицировать поставки природного газа.

Ранее Мирек Тополанек уже провел переговоры по этому же вопросу в Казахстане. Евросоюз выступает за диверсификацию поставок газа в Европу, заявил премьер-министр Чехии Мирек Тополанек на встрече с главой правительства Казахстана Каримом Масимовым. "Евросоюз очень уязвим и зависим от этих поставок, и нам необходимо искать решение: Евросоюзу необходимо строить крупные хранилища, надо диверсифицировать пути и источники поставок газа", - уверен Тополанек. По его мнению, большинство развивающихся в настоящее время проектов "не являются конкурентами, а скорее дополняют друг друга - речь идет о "Нордстрим" или "Набукко".

"Евросоюз, конечно, заинтересован в диверсификации путей и источников поставок, будет поощрять развитие проектов и поставок из Норвегии, Ирака, Средней Азии и, конечно, России. Это никак не исключает друг друга", - заключил премьер-министр Чехии. В свою очередь Масимов заявил, что "вопрос транспортировки энергоресурсов с территории Казахстана в Евросоюз является одной из самых важных краеугольных точек в развитии наших взаимоотношений".

Однако, как подчеркивают эксперты, расстановка сил в "газовой войне" сегодня более всего зависит от позиции Туркменистана. Точнее, от того, куда - в Россию или по Транскаспийскому газопроводу в Азербайджан - будет направлен основной экспортный поток "голубого топлива" из Туркменистана.

Интерес Евросоюза более чем понятен. Европейские лидеры могут заверять всех и вся, что "Северный поток" и "Набукко" дополняют друг друга, и антагонизма между ними нет, однако эксперты подчеркивают: на самом деле недавняя "газовая война" всерьез напугала Европу. И там решили найти способ снизить собственную зависимость от поставок российского газа.

Плюс ко всему и Туркменистан явно намерен "пробить" собственную изоляцию. Новому президенту страны Гурбангулу Бердымухаммедову уже удалось нормализовать отношения с соседними государствами, которые во времена Туркменбаши были достаточно прохладными - а при этом напряженные отношения с Азербайджаном еще недавно были главным препятствием для реализации идеи Транскаспийского трубопровода.

Но, как предупреждают эксперты, техническая и дипломатическая возможность строительства новой "трубы" - это еще не все. Очевидно, что для Туркменистана речь идет о стратегическом выборе, и тут уже изрядную пищу для размышлений дает сообщение о том, что, завершив переговоры с Тополанеком, Гурбангулу Бердымухаммедов начинает двухдневный официальный визит в Исламскую Республику Иран, сообщила пресс-служба главы государства. Здесь тоже намечено обсудить вопросы двустороннего сотрудничества в традиционных сферах туркмено-иранского партнерства, которыми являются торговля, ТЭК, транспорт, строительство, культурно-гуманитарное взаимодействие.

Однако, как подчеркивает "Независимая газета", судя по всему, основной темой на переговорах лидеров двух стран станет реализация транспортно-коммуникационного проекта "Север-Юг", а также проблематика в топливно-энергетической сфере. Как напоминает газета, в октябре 2007 года была подписана Совместная декларация президентов трех стран - Туркмении, Ирана и Казахстана, о строительстве железнодорожной линии Узень (Казахстан) - Кызылкая - Берекет - Этрек (Туркменистан) - Горган (Иран). Участок железнодорожного полотна Берекет-Горган (от Туркменистана в Иран) иранская сторона обязалась проложить самостоятельно, а туркменскую часть поможет строить Россия. Это решение было принято в ходе визита в Ашгабат в начале февраля нынешнего года главы РЖД Владимира Якунина. Россия, таким образом, присоединяется к другим участникам проекта (Казахстан, Туркменистан, Иран), обеспечивающего странам СНГ выход в Персидский залив. Причем обсуждаемая железная дорога станет второй турменско-иранской. Первая - Теджен-Серахс- Мешхед - была открыта в 1996 году.

Однако независимый эксперт по Туркмениу, доктор наук Норвежского университета Шохрат Кадыров полагает, что Иран, развивая отношения с Туркменистаном, стремится укрепить позиции в регионе. Сложность, по мнению Кадырова, в том, что, несмотря на географическую близость, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан далеки культурологически. Остается только персоязычный Таджикистан. Но тут же подчеркивает: "Впрочем, присутствие Ирана в регионе необходимо рассматривать в контексте стратегической комбинации Россия-Центральная Азия-Иран. Без нее Иран приобретает иное значение". Проще говоря, в Туркменистане речь идет если не о "блоковом противостоянии", то во всяком случае серьезной геополитической конкуренции между, условно говоря, продвигаемой Западом концепции возрождения Шелкового пути, частью которой является развитие транскаспийских коммуникаций, и российской политико-экономической системой, "завязанной" на коридор Север-Юг.

А Москва здесь, как показывает практика, готова рискнуть. Иран - один из ее ключевых партнеров, за последние годы сюда было вложено достаточно сил и средств, но сегодня Россия оказалась перед реальной перспективой потерять с Ираном надежную сухопутную связь. Причем надежную настолько, чтобы можно было при случае провезти не только фисташки и ковры: неудачная попытка протащить через азербайджанскую таможню в Астаре партию стали для жидкостных ракетных двигателей наталкивает на вполне определенные размышления. Что-то можно провезти морем из Астрахани в Энзели, но и Каспий не является ни российским, ни иранским "внутренним водоемом". Так или иначе, на этом фоне Москва не может допустить перехода в "западный лагерь" еще и Туркменистана.И тут уже у Ирана особая роль.

Однако, судя по многим сигналам из Туркменистана, Гурбангулу Бердымухаммедов полон решимости наладить отношения своей страны именно с Западом. "Газовая война" дает здесь уникальный шанс, и понятно, что в Туркменистане постараются его использовать по максимуму.

echo-az.com

Предыдущая статьяEcho :: "Манас": база еще не выведена, Москва и Бишкек уже проиграли
Следующая статьяCFR: Ф.Старр: Кыргызстан должен был быть задействован в программах по восстановлению Афганистана