CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Цена битвы за воду - цивилизация : Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА

30 апреля 2009

Цена битвы за воду - цивилизация

30.04.2009, нформационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА

Автор: Тамара АВАКОВА

В битве за воду в Центральной Азии на кону лежит развитие цивилизации. Конфликты из-за ее дефицита уже больно бьют по экономическому и социальному развитию региона, а в дальнейшем могут привести к катастрофическим последствиям - и не только в плане экологии. Наступит ли водное перемирие? 28 апреля в Алматы завершился саммит Международного фонда спасения Арала. В нем приняли участие главы пяти центральноазиатских государств - Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана. Стороны договорились продолжить попытки спасти Аральское море, но не смогли решить вопрос о распределении водных ресурсов в регионе. В общем, есть вода - есть война, нет воды - нет мира.

Однажды Лебедь, Рак и Щука...

Известно, что природные ресурсы распределены по территории Центральной Азии неравномерно. В Узбекистане, Туркменистане и Казахстане есть нефть и газ, а Таджикистану и Кыргызстану больше повезло с водой, на их территориях находятся 90% воды бассейна рек Амударьи и Сырдарьи. Во времена СССР этот факт не играл никакой роли, однако после обретения независимости между пятью государствами началась борьба за воду, и к сегодняшнему дню эта конфронтация обрела огромные масштабы. У каждого своя позиция, основанная на внутренних интересах. Таджикистан и Кыргызстан мечтают о строительстве больших плотин, что перекроет воду странам, лежащим ниже по течению рек. Они форсируют строительство крупных ГЭС, для функционирования которых потребуется большой расход воды. Этим планам противится Узбекистан. В Ташкенте уверены, что Рогунская ГЭС в Таджикистане и каскад Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане после ввода в эксплуатацию негативно повлияют на водноэнергетический баланс и снизят объемы поступления воды в Узбекистан. Поэтому Ташкент предлагает Кыргызстану и Таджикистану, прежде чем реализовывать такие крупные проекты, заручиться согласием соседей и провести международную экспертизу под эгидой ООН.

Все эти уже изрядно набившие оскомину проблемы в очередной раз главы пяти государств и обсудили на прошедшем саммите, и в очередной раз зашли в тупик. Правда, президент Кыргызстана Курманбек Бакиев к уже имеющимся разногласиям добавил еще и претензии на компенсацию за накопление воды. При этом Бакиев сослался на доклад Всемирного банка «О взаимосвязи водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии», в котором предлагается признать, что «стране, расположенной вверх по течению реки, необходима компенсация в денежной форме за услуги по накоплению воды, которую она обязана предоставлять, неся значительные затраты для своей экономики, а также предусмотреть в соглашениях суммы, оплачиваемые в денежной форме за услуги по накоплению воды». И, о чудо, Бакиеву дружно возразили президенты Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. При этом Нурсултан Назарбаев настоятельно рекомендовал всем участникам саммита не отклоняться от главной темы - спасение Аральского моря.

Арал спасет машина времени

Некогда Аральское море было внутренним водоемом - четвертым в мире по величине. К 1995 году море потеряло три четверти своего водного объема, а уровень воды упал на 19 метров. Страны ЦА не первый год собираются, обсуждают, планируют меры по спасению моря, однако оно продолжает мелеть. Поэтому на прошедшем саммите вполне закономерно возникла дискуссия: спасать или хватит уже?

Нурсултан Назарбаев заявил, что Казахстан, несмотря на мировой экономический кризис, не будет сворачивать запланированные работы по спасению Арала. Узбекистан же, наоборот, настаивал на переоценке программ и заявил, что Арал не спасти. Кто же из них прав? По мнению аналитика Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, позиция Нурсултана Назарбаева более рациональна.

- Казахстан, равно как и другие государства Центральной Азии, на протяжении почти дюжины лет безуспешно пытался решать аральскую проблему на уровне многостороннего сотрудничества, - рассказал эксперт. - Но это ни к чему не привело из-за существенной разницы в интересах между государствами региона - Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. И сколько бы лидеры этих стран ни собирались, сколько бы решений ни принимали, сколько международных водных комиссий ни создавали, сколько ни договаривались бы о режиме водопользования - все в пустую, Аральское море не наполнилось новой водой.

Причина тому - на поверхности, считает Аждар Куртов. Ведь для того чтобы ликвидировать последствия аральской катастрофы, нужно существенно поступиться принципами, отказаться от национального эгоизма и... повернуть время вспять.

По словам эксперта, Арал действительно погибает, спасти его почти невозможно, разве что найти машину времени и вернуться на 30 лет назад.

- В том же Узбекистане, Туркменистане и Казахстане за последние 30 лет было построено немало гидротехнических сооружений, отводящих воду от приграничных рек. Зарыть все эти каналы, чтобы наполнить водой Арал, невозможно.

Однако действия Казахстана по сохранению воды, которая попадает в Арал через Сырдарью с его территории, эксперт назвал эффективными.

- Нурсултан Абишевич отдал распоряжение построить дамбу, то есть перегородить северную, казахстанскую часть Арала и тем самым сохранить хотя бы ту воду, которая попадает в Арал через Сырдарью с территории Казахстана. И надо сказать, что этот вариант дал свой эффект, поскольку эта часть территории наполняется водой.

Видимо, этот факт и позволяет руководству Казахстану оптимистично смотреть на возможности спасения Арала.

Фантазии на водную тему

Однако для Узбекистана после этого решения Казахстана ситуация только осложнилась. Вода теперь не растекается, а задерживается только в части Арала, относящейся к Казахстану, и Узбекистан сталкивается с еще большим обмелением своих участков бывшего моря.

- Узбеки предложили не строить дамбы и прекратить отвод реки, а прорыть каналы, которые бы позволили стокам пустить воду на участки оставшихся озер и хотя бы одно из них наполнять водой, - объяснил позицию Ташкента Аждар Куртов. - Этот вариант не нашел поддержки у соседей Узбекистана по многим причинам. Кыргызы и таджики обвиняют узбеков в нерациональном расходовании воды и настаивают на том, что они как-то должны оплачивать поставки воды.

Слово «поставка» в этом контексте вызывает особый интерес. Есть поставки нефти, которая извлечена из недр и направлена в трубопровод. Поставлять можно промышленное оборудование, которое произведено на заводах. Говорить же о поставках воды трансграничных рек, которая течет естественным руслом, - фантазии совершенно необоснованные, высказался об инициативах Курманбека Бакиева российский эксперт.

Аждар Куртов уверен, что эгоизм и разница в интересах не позволит странам ЦА решить проблему Арала и ликвидировать последствия катастрофы. Сюда же добавим, что остается много сотен километров обнажившегося дна с солями из остатков гербицидов и минеральных удобрений. Все это безобразие ветром разносится по остальной территории и очень плохо влияет не только на развитие сельского хозяйства, но и на здоровье населения. Впрочем, некоторые страны смирились с ситуацией и даже пытаются извлечь пользу. По словам Аждара Куртова, Узбекистан активно ведет разведку и разработку на территории обнажившегося дна Арала углеводородов. Причем вполне успешно.

Нельзя строить что попало где попало

Самой жесткой критике российский политолог подверг и заявления руководства Таджикистана. На саммите Эмомали Рахмон выступил против того, чтобы в вопросах строительства новых ГЭС в Центральной Азии учитывалось мнение других стран региона.

- С моей точки зрения, некоторые шаги нынешнего таджикского руководства показывают, что оно, мягко говоря, не совсем адекватно воспринимает действительность. Нежелание Эмомали Рахмона учитывать мнение других государств тому подтверждение. Как юрист, я могу сказать, что это прямо противоречит международному праву, - пояснил свою точку зрения Аждар Куртов.

Оказывается, еще в начале прошлого века, когда существовала Лига Наций, было принято несколько конвенций касательно эксплуатации трансграничных водных ресурсов. В них прямо указывалось, что ни одна страна не имеет права произвольно реализовывать свои интересы в отношении трансграничных водотоков в том случае, если это наносит ущерб другим прибрежным государствам. Существуют и ООНовские конвенции, которые воспроизводят тот же подход.

Однако таджикское руководство в какой-то мере можно понять. В страну, где перебои снабжения электроэнергией случаются так часто, что нет никакой возможности создать даже элементарное производство, ни один вменяемый инвестор не придет со своими капиталами. Проблему надо решать, но иными методами, считает эксперт.

- Выход из затянувшегося энергетического кризиса руководство Таджикистана видит в нереальных планах, - высказал свою точку зрения на проблему Аждар Куртов. - Например, в строительстве грандиозных сооружений. А ведь в Таджикистане более 300 солнечных дней в году, таджики говорят, что их республика - самое солнечное место в Центральной Азии. Так почему бы не развивать электроэнергию на базе солнечной энергии? Зачем с таким упорством стремиться построить гидроэлектростанцию типа Рогунской ГЭС, которая, естественно, будет нуждаться в определенном режиме? Потребуются гигантские водохранилища, чтобы регулировать сток воды, в итоге нарушится нормальный сток по трансграничным рекам.

Ответы на эти вопросы Аждар Куртов видит в завышенных амбициях нынешнего лидера страны, а точнее, в позиции президента Рахмона, который, по сведениям аналитика, на одном из заседаний правительства республики высказывался в том духе, что вот построят таджики Рогунскую ГЭС и поставят наконец на колени некоторых своих соседей.

- Когда есть конфронтация между двумя соседними странами - Таджикистаном и Узбекистаном, - невозможно найти разумный выход из положения. Тем более что виноваты в ситуации и те и другие. Одни не хотят и не могут уменьшить потребление воды, перевести свое сельское хозяйство на более экономичное расходование водных ресурсов, а другие не желают считаться с тем, что внизу по течению миллионы людей зависят от того, чтобы к ним поступала вода, - подытожил эксперт.

Центральную Азию ждет катастрофа

Проблема Арала возникла даже не вчера, но уже завтра грозит превратиться для стран ЦА в катастрофу. Как говорят многие эксперты, цена битвы за воду в регионе - цивилизация, такова, соответственно, и цена спасения Арала. Между тем прошедший саммит в очередной раз лишь оголил противоречия между соседями. Внутренние «разборки», личная неприязнь и разные экономические возможности мешают главам пяти стран прийти к общему знаменателю. А значит, Арал - всерьез и надолго. Революционных подвижек в решении не будет.

Как итог - ряд регионов Центральной Азии могут стать зоной экологического бедствия, каковой сегодня, например, является Каракалпакия, где население испытывает жесточайший водный дефицит.

Кстати говоря, по оценкам ООН, в мире к концу нынешнего столетия около 200 млн человек будут экологическими мигрантами. Причиной их бегства с территории постоянного проживания станет экологическое неблагополучие. И, как говорят эксперты, совершенно очевидно, что значительную часть этих миллионов составит население Центральной Азии.

respublika-kz.info

Предыдущая статьяИнфоШОС - Два журналистских взгляда на Арал
Следующая статьяО плохом СССР и коварстве Кремля » Uzmetronom.com