Хамид Карзай против «диверсификации власти» в Афганистане
10:36 | 9.11.2009, Афганистан.Ру
Андрей СЕРЕНКО (Фото: chinadaily.com.cn)
Об авторе: Андрей Николаевич Серенко - эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА)
Политический кризис в Афганистане уверенно переходит из электоральной стадии в формат правительственного кризиса. Политическая напряженность в афганской столице - не смотря на официальное завершение президентской кампании - не только не спадает, но, напротив, приобретает все новую остроту. Интрига с формированием нового афганского кабинета министров стала доминирующей в Кабуле. И это не случайно - ведь речь идет, по сути, о начале административной реформы в Афганистане, способной самым радикальным образом изменить качество власти в стране.
Именно по этой причине западные дипломатические представители сегодня развернули в Кабуле более, чем заметную активность, пытаясь навязать президенту Хамиду Карзаю собственную архитектуру новой афганской исполнительной власти. Не менее активные попытки повлиять на состав и организацию афганского кабинета министров предпринимает группа доктора Абдуллы Абдуллы, а также аффилированные с нею политические силы, как в Афганистане, так и за его пределами. Наконец, сам Хамид Карзай, по информации источников Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) во дворце «Арг», практически не спит: два-три часа отдыха в сутки - это, то немногое, что может позволить действующий афганский президент в последнюю неделю. И все из-за непрекращающихся консультаций, переговоров и торгов относительно структуры и персонального состава нового кабинета министров Афганистана.
В основе нынешнего правительственного кризиса в Афганистане лежит противоречие между интересами Хамида Карзая, стремящегося сохранить доминирующие политические позиции своей группы в афганской политической системы, и интересами западных партнеров (США, Великобритании, Франции), поставивших целью максимально ограничить позиции карзаевской группы, «диверсифицировать» структуру власти в Афганистане. Такое ослабление рассматривается западными союзниками в качестве непременного условия проведения административно-политической реформы в Афганистане, призванной ослабить институт президента страны и инкорпорировать в высшую административную афганскую элиту новые, пока еще не представленные группы.
Информация из открытых источников, а также сведения, полученные от кабульских партнеров ЦИСА, дают основания говорить о том, что:
a.. западные операторы афганского политического процесса (прежде всего, американские и британские союзники), будут добиваться проведения достаточно масштабных кадровых чисток в окружении Хамида Карзая,
b.. эти чистки планируется осуществить под лозунгами «борьбы с коррупцией» в афганских правительственных структурах,
c.. жертвами планируемых западными партнерами политических чисток должны стать, прежде всего, представители «моджахедской группы», являющиеся непримиримыми противниками Талибана,
d.. результатом кадровых чисток должно стать фактическое разрушение карзаевской группы, сложившейся к завершению президентской избирательной кампании, и нарастающее политическое одиночество Хамида Карзая,
e.. одновременно с чистками планируется провести изменения в организационной структуре афганского правительства и инкорпорировать в него представителей «некарзаевских» (оппозиционных Хамиду Карзаю) групп афганской элиты,
f.. итогом навязываемой дворцу «Арг» внешней административной и кадровой реформы исполнительной власти должны стать фактическая ревизия результатов последних президентских выборов в Афганистане, создание второго, параллельного с президентом Карзаем, центра политической власти в Кабуле с постепенным перехватом этим центром всей полноты государственной власти в Афганистане,
g.. частью проекта «диверсификации» государственной власти станет усиление полномочий региональных властей (губернаторов провинций), с которыми западные государства пытаются активно выстраивать новые формы сотрудничества - в том числе, в обход официального Кабула.
Очевидно, что Хамид Карзай не заинтересован в столь радикальной и масштабной перестройке афганской политической архитектуры, угрожающей режиму его личной власти. Возможно, переизбранный на второй президентский срок Карзай и не прочь был бы избавиться от ставших для него не нужными после выборов политических союзников-лидеров «моджахедской группы» (тем более, что у афганского президента есть сегодня прекрасная возможность объяснить маршалу Фахиму или генералу Дустуму расторжение с ними предвыборного альянса и отказ от выполнения предвыборных обещаний - как результат западного давления). Однако какие новые союзники будут навязаны Хамиду Карзаю? И не станут ли они для него гораздо более тягостными друзьями, чем понятные и предсказуемые командиры «моджахедов»? Эти вопросы остаются без надежных и приемлемых для афганского лидера ответов. Следовательно, Карзай вряд ли согласится на проведение масштабных чисток в своем окружении, равно, как и на предлагаемые западными партнерами организационно-кадровые перемены в системе правительства.
Следует отметить, что атлантические предложения по модернизации карзаевского правительства сегодня не вполне структурированы и согласованы между собой.
Соединенные Штаты пока не предлагают внятной позитивной стратегии перемен, настаивая лишь на проведении «зачисток коррупционеров» (без альтернативных кадровых предложений).
Проявившие неожиданную активность в «урегулировании» нынешнего афганского политического кризиса французские представители показали себя последовательными лоббистами доктора Абдуллы Абдуллы. Как сообщают кабульские источники, в настоящее время эмиссары официального Парижа выступают за создание в новом афганском правительстве поста «особого министра с расширенными полномочиями». Предполагается, что под контролем этого «особого министра» будут находиться пять ключевых министерств в новом карзаевском кабинете. Фактически, речь идет о наделении «особого министра» премьерскими полномочиями, без утверждения этого факта в Конституции страны. Как отметил источник ЦИСА, близкий к президенту Афганистана, французы выступают за то, чтобы пост «особого министра» занял Абдулла Абдулла.
Особую позицию с далеко идущими стратегическими интересами в нынешнем правительственном кризисе в Кабуле занимают британцы. Премьер-министр Великобритании Гордон Браун поддержал позицию Вашингтона в части требований проведения кадровых чисток в окружении Хамида Карзая. Кабульские наблюдатели отметили также, что глава английского кабинета, фактически, высказался за изгнание «моджахедской группы» из нового карзаевского правительства. Некоторые афганские эксперты увидели за этим требованием Лондона начало новой политической игры, целью которой является интеграция в афганский административно-политический класс «умеренных талибов».
По словам одного из кабульских наблюдателей, «очевидно, предполагая реанимацию идеи переговоров с талибами, западные лидеры заранее требуют от Карзая не включать в состав нового кабинета моджахедов. Ведь ряд лидеров моджахедов и умеренные лидеры талибов никак не смогут сидеть в одном зале за столом заседания кабинета министров».
Как сообщили кабульские источники ЦИСА, практически сразу после того, как Гордон Браун подверг публичной критике Хамида Карзая (он назвал Афганистан одним из самых коррумпированных государств мира), потребовав от него кадровых перемен, британские дипломаты передали афганскому президенту некий документ. Он представляет собой небольшую «проектную записку», состоящую из пяти пунктов. Опуская подробности «лондонских кондиций», отметим, что суть британского документа предусматривает постепенную интеграцию «умеренных» талибов в органы власти и управления Афганистана.
По имеющейся информации, в «проектной записке» британцы убеждают Хамида Карзая в успешности «интеграционного проекта» с «умеренными» талибами и полагают, что соответствующие переговоры о сотрудничестве следует начинать с командиров среднего звена. При этом, как полагают британские партнеры, «интеграция» должна начаться, в первую очередь, с привлечения «умеренных» талибов в провинциальные органы власти.
Примечательно, что в отличие от французских планов, в британской стратегии инкорпорации «умеренных» талибов в афганский административно-политический класс не идет речь о докторе Абдулле Абдулле. Похоже, в лондонском проекте «умиротворения Талибана» новоиспеченному лидеру антикарзаевской оппозиции нет места.
Пока трудно сказать, является ли вполне отчетливое расхождение Парижа и Лондона в отношении фигуры Абдуллы результатом различных подходов к преодолению правительственного кризиса в Кабуле. Нельзя также исключать того, что эта позиция может быть позднее успешно согласована - ведь французские требования носят, скорее, тактический характер, а британские рассчитаны на стратегическую перспективу. Кстати, согласно информации, полученной из кабульских источников, и британцы и французы уже потребовали, чтобы Хамид Карзай объявил о начале кадровых перемен, введении поста «особого министра» и начале проекта сотрудничества с «умеренными» талибами в ходе своего выступления на церемонии инаугурации, которая по данным ЦИСА, состоится 19 ноября.
Впрочем, главный игрок на афганской шахматной доске - США - еще не обозначили свою позицию в развитии и преодолении афганского правительственного кризиса. Поэтому реализация амбициозных планов британцев и французов в решающей степени зависит от того, насколько они будут вписываться в планы Вашингтона. Что же касается отношения самого Хамида Карзая к настойчивым предложениям британских и французских друзей по параметрам правительственной реформы в Кабуле, то, судя по последнему заявлению МИД Афганистана, хозяин дворца «Арг» не намерен упускать из рук политическую инициативу.
Хамид Карзай явно не прочь разыграть в своих интересах подсказанную ему Бараком Обамой и Гордоном Брауном «антикоррупционную карту». Он также озвучил призыв к «братьям-талибам» начать совместную работу на благо общей родины - Афганистана.
Однако при этом Хамид Карзай обозначил в качестве важнейшего звена в коррупционной индустрии Афганистана, подлежащей «зачистке», международные посреднические организации и механизм выделения западной финансовой помощи. Одновременно назвав недопустимым нарушением афганского государственного суверенитета вмешательство западных представителей во внутренние дела Афганистана.
Это дает основания полагать, что карзаевская группа намерена предложить и добиваться реализации собственного проекта преодоления правительственного кризиса в стране и, соответственно, попытается сформировать новый кабинет министров на основе идеи сохранения и укрепления режима личной власти Хамида Карзая. Очевидно, что для решения этой задачи кабульская администрация может использовать не только собственный политический потенциал внутри страны, но и противоречия между различными подходами стран атлантической коалиции.
Источник: Афганистан.Ру