CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Новая газета - Казахстан - Записала Марина ДАВЫДЕНКО :: «У нас не судят, а сводят счеты»

19 августа 2010

«У нас не судят, а сводят счеты»

Записала Марина ДАВЫДЕНКО

19.08.2010 г. , Новая газета - Казахстан

Бигельдин Габдуллин:

Главный редактор газеты «Сentral Asia Monitor» о текущем судебном процессе, о том, кто «заказал» АО «Самрук-Казына», кто у нас главный идеолог, и что знает, а чего не знает президент

В среду 11 августа состоялось очередное заседание общественно-политического дискуссионного клуба «АйтPARK». Гостем Нурлана Еримбетова выступил главный редактор газеты «Central Asia Monitor» Бигельды Габдуллин.

Нурлан Еримбетов: Бигельды, что за возня сейчас идет вокруг вас?

Бигельды Габдуллин: В нашей стране вообще много возни! Считаю, то, что затеял Банк Развития Казахстана и шесть его крупных заемщиков - и есть возня. И эту ситуацию нам придется расхлебывать. Рядом со мной сегодня - Тамара Николаевна Симахина, юрист нашей газеты. Если мне будет трудно отвечать на какие-то вопросы, буду переадресовывать их ей.

Итак, 16 июля этого года Банк Развития Казахстана (БРК) и шесть его крупных заемщиков подали в суд на собственника газеты «Central Asia Monitor» и выставили иск на 350 миллионов тенге. 19 июля межрайонный экономический суд города Алма-Аты удовлетворил требование наших истцов арестовать имущество нашей газеты. Это решение остается в силе до сих пор. Арест может произойти в любой момент.

Все материалы, которые публиковались в нашей газете, - это коллективный труд, редакционные статьи под псевдонимом Алан Бекетов. Они подали иск на это имя и на газету, но газета не юридическое лицо - надо подавать иск на ее собственника! На первом судебном заседании мы слушали заявление их адвоката, в котором он расхваливал проекты всех шести компаний - какие они великолепные, но ни на один наш вопрос никто так и не ответил! Во время второго заседания около часа заняла дискуссия: Габдуллин физическое или юридическое лицо? Мы, в свою очередь, попросили показать нам заводы, которые должны быть построены согласно шести так называемым «прорывным проектам». Возьмем для примера строительство семипалатинского цементного завода - этот проект подорожал в два раза: сначала был взят кредит в 50 миллионов долларов, потом - еще два раза по 40 миллионов, а обещанного еще в 2008 году завода как не было, так и нет! Отсюда у меня вопрос: где они, эти «прорывные проекты»? Все наши публикации основываются на информации, взятой из открытых источников, что подтвердило расследование, которое провела газета «Время». И доказала это.

А Счетный комитет подсчитал, что из 85 прорывных проектов «Самрук-Казына», на которые государством выделено 70 миллиардов долларов, работают всего лишь три! И никто не знает, куда делись 25 миллиардов. А ведь это наши с вами деньги!

Тамара Симахина: Мы действительно неоднократно обращались с запросами в ТОО «Казахцемент». Например, на какую дату намечен ввод в эксплуатацию цементного завода в Семипалатинске? Или когда планируется выпуск первой продукции, какова будет ее цена? Руководство «Казахцемента» всякий раз отвечало одно и то же: мы не можем предоставить вам информацию, потому что это коммерческая тайна. Более того, «Казахцемент» переслал наши вопросы в БРК, на что получил официальный ответ - информация, которую запрашивают журналисты, - банковская тайна, и поэтому не подлежит разглашению. А какими документами определено, что это коммерческая или банковская тайна? Поэтому мы и обратились в экономический суд г. Астаны, чтобы он обязал БРК и ТОО «Казахцемент» предоставить нам эту информацию. Мы считаем, что правы, потому что запрашиваем открытую информацию! А подразделения АО «Самрук-Казына» (семь юридических лиц во главе с БРК) подали на нас в суд. Они считают, что наши публикации нарушили их имущественные права, оскорбили их честь, достоинство и деловую репутацию. Они требуют, чтобы мы опубликовали опровержение и выплатили им возмещение морального вреда в размере 350 миллионов тенге.

Н.Е.: Когда я открываю вашу газету, то начинаю читать только с третьей страницы, потому что первые две - весь этот скандал вокруг БРК - мне не интересен как читателю. Есть ощущение, что это целенаправленная кампания против «Самрук-Казына». Наверняка у ваших истцов были и остаются сомнения, что вы взяли информацию не из открытых источников, а кто-то вам ее «слил»?

Б.Г.: Нурлан, никто заказов нам никаких не давал! Все очень просто - мы опубликовали статьи о БРК, и о председателе правления АО «Самрук-Казына» Кайрате Келимбетове. И вдруг мне звонит Шолпан Мукашева, пресс-секретарь Минэкономики, и говорит, что мы их задели: Вот так все начиналось. Мы просто прошлись по спискам проектов БРК. Вы знаете, что 60 миллионов долларов увел генеральный директор Илийского картонного комбината? Его недавно задержали. Мы ведь тоже об этом начали писать. Так почему в эту семерку не входит этот комбинат? Потому что им это не выгодно, они сожгли этот комбинат! Мы об этом писали, а вы говорите, не интересно! Если мы, газета «Время», «Свобода слова», «Республика» об этом не напишем, то тогда кто, «Казправда» что ли?

Н.Е.: А кто-то помимо пресс-секретаря Минэкономики на вас еще выходил, пытался повлиять?

Б.Г.: Ой, многие выходили! Фамилии не буду называть. Предлагали очень большие деньги - отказался.

Н.Е.: А почему отказались? Мало предлагали?

Б.Г.: Вопрос не в количестве, а в чистоте денег. Я им сказал: если хотите сотрудничать, идите к моему исполнительному директору.

Н.Е.: А до суда от «Самрук-Казына» было предложение с вами сотрудничать?

Б.Г.: Нет, такого не было. Я считаю, что Келимбетов - несколько трусливый человек. Нет бы позвонить и сказать прямо: давайте встретимся, карты все откроем! Однажды он пожаловался одному очень влиятельному человеку, тот предложил мне с ним встретиться. Я принес ему все наши публикации, чтобы он внимательно с ними ознакомился. Он меня спросил: «Вы готовы с Келимбетовым встретиться?». Да я хоть с чертом готов встречаться! Я ждал звонка от Келимбетова 10 дней. Не позвонил.

Н.Е.: А мне кажется, что Кайрат Келимбетов - один из самых открытых менеджеров в стране, он еженедельно выступает в СМИ.

Б.Г.: Это иллюзия!

Н.Е.: Вы сказали, что вам был звонок из очень высокого кабинета, чтобы вы, ребята, «жили дружно». А были ли другие звонки, в смысле «Правильно! Вперед! Мочи их!».

Б.Г: Нет! Кому-то может показаться, что такое попросил Карим Кажымканович, кому-то - что руководитель аппарата президента или просто какая-то политическая группировка, которой выгодно Келимбетова убрать. Такого не было! Вы видите, какие СМИ сейчас нас поддерживают, - отсюда и исходите.

Н.Е.: А зачем вы 10 дней ждали звонка, что вы хотели ему сказать? Если Келимбетов решил идти цивилизованным путем, через суд, для чего он должен был вам позвонить?

Б.Г.: Он ведет себя как мальчик! Вот избили мальчика где-то во дворе, он бежит к старшему брату за помощью: «Меня избил Бигельдин, помогите, помогите!». Я был готов к этой встрече, но она не состоялась - это его личная проблема.

Н.Е.: А что вас возмущает помимо того, что цементный завод вовремя не вводится в эксплуатацию?

Б.Г.: Возьмем АО «Ютекс» (в его состав входят хлопко-очистительный завод, прядильная и швейная фабрики, трикотажное производство). Они получили 60 миллионов долларов, давно обещали нам это «Ютекс» запустить, и где? У нас до сих пор все ткани китайские. Или возьмем «Агромашхолдинг» - до сих пор покупаем сельхозтехнику в Америке и других государствах. Все эти шесть компаний, которые кредитовал БРК и о которых мы писали, ни заводов не построили, ни продукции не выдали. Например ТОО «Силициум Казахстан», которое должно было запустить завод по выпуску металлического кремния, получает 40 миллионов долларов от БРК и 78 - от БТА. Цитирую его генерального директора Александра Сутягинского: «Да, мы еще не запускались. Мы запустили печи на прогрев, а потом пришла зима, и нам пришлось остановиться». Или вот, например, «Биохим» (о нем Сергей Козлов очень хорошо во «Времени» написал): проект оказался неконкурентоспособным. Все кричали, что у нас, наконец, качественный бензин будет, но: нет ничего!

Н.Е.: «Самрук Казына» - большой проект, который благословил сам президент Казахстана. И что, получается, что там все президента обманывают, а он не знает, что на самом деле происходит? Может, ему дают другие данные и приводят иные цифры?

Б.Г.: Думаю, президент - информированный человек. Он получает информацию из разных источников. Я не думаю, что президент находится в каком-то информационном вакууме.

Н.Е.: Ваши истцы подали иск на 350 миллионов тенге. А вы не спрашивали у их адвоката, откуда взялась такая сумма?

Т.С.: Совершенно справедливый вопрос. Истцы, подавая такое исковое заявление, должны предоставить суду доказательства, что их имущественные права нарушены и вред был нанесен именно на эту сумму. Они не предоставили ни одного доказательства. Мы действительно спрашивали, как юридическое лицо может испытывать нравственные страдания - ответа не получили. И когда я просила обосновать размер денежной компенсации, вразумительного ответа не последовало. Адвокат ТОО «Казахцемент» заявила, что мы нанесли урон их деловой репутации, а адвокат БРК сказала, что пока ничего с их репутацией не случилось, но может случиться.

Н.Е.: После ваших публикаций, касающихся «Самрук-Казына», было распоряжение снять газету с бортов самолетов «Эйр Астаны». И вроде бы после этого вы стали испытывать друг к другу (я имею в виду Келимбетова) личную неприязнь.

Б.Г.: Нурлан, я уже не в том возрасте, чтобы на такую чепуху обижаться. Наш тираж растет и без «Эйр Астаны»! Но меня вот что задевает. Глава «Эйр Астаны» Питер Фостер - англичанин, джентльмен, на нашей с ним встрече заявил, что ничего не может сделать, так как половина этой авиакомпании принадлежит «Самрук-Казына».

Н.Е.: Как вы думаете, наши государственные органы - администрация президента, правительство, министерство - отслеживают такие судебные процессы?

Б.Г.: Если я попрошусь на прием, скажем, к премьеру или даже к президенту, думаю, меня примут. Но это будет некрасиво. Я сам себе буду противоречить! Если в цивилизованном государстве мы будем давить на суд, то куда покатимся? Все они всё знают! У нас вообще очень вялая идеология в стране. Кроме Назарбаева, не знаю ни одного идеолога!

Н.Е.: Вы были одним из ярких представителей ранней оппозиции, а сегодня называете президента главным идеологом. Каково ваше отношение к оппозиции сейчас?

Б.Г.: Уважительное. Часто встречаюсь со многими лидерами. Беда в том, что наша оппозиция мало чем отличается от представителей нашей власти. Мы выше головы не перепрыгнем. Хотя оппозиция старается. Но если, скажем, будут парламентские выборы - я не вижу ни одной сильной политической партии, которая могла бы соперничать с «Нур Отан». И это - наша беда! Чтобы делать политику, нужны хорошие идеи, хороший руководитель и большие деньги.

Н.Е.: Что сегодня вас беспокоит?

Б.Г.: Меня беспокоит наше правовое бессилие. Сколько реформ проводили в этой сфере! Ведь правовая система - это плита гражданского общества. А у нас не судят, а сводят счеты. И если мы вдруг победим в нашем судебном процессе, это будет первый небольшой прорыв.

Н.Е.: Идут ли в нашей стране так называемые информационные войны?

Б.Г.: Конечно! Это ощущается на примере газеты «Республика» и изданий, которые финансируются Мухтаром Аблязовым.

Н.Е.: А каковы источники финансирования вашей газеты?

Б.Г.: Насчет этого я промолчу. Я человек, который создал три газеты - «Новое поколение», «XXI век», «Central Asia Monitor». И когда ко мне подходят и спрашивают, что нужно для того, чтобы создать газету, я прежде всего говорю - деньги на год! А если у вас есть деньги на два месяца - увы, каким бы вы великим главным редактором ни были, газета закроется ровно через два месяца.

Н.Е.: Если завтра вашу газету закроют, вы ей новое название придумали уже?

Б.Г.: (смеется) Я скажу больше - у меня есть уже готовая новая газета, она зарегистрирована, и уже завтра я смогу ее выпустить.

novgaz.com

Предыдущая статьяCA-NEWS : Фактический уровень безработицы в Кыргызстане составляет 20% от экономически активного населения, - А.Муралиев
Следующая статьяНовая газета - Казахстан - Амиржан КОСАНОВ :: Перемена мест?