Узбекистан восполнит дефицит хлопка на мировом рынке
02/10/2010 Деловая Неделя
Нигора ЮЛДАШЕВА, Ташкент
Прогнозируемый экспертами на конец года дефицит около 2 миллионов тонн хлопка на мировом рынке обращает внимание импортеров на Узбекистан, занимающий второе в мире место по экспорту хлопка, где благоприятные погодные условия 2010 года обещают богатый урожай. По данным Международного консультативного комитета по хлопку (ICAC), диспропорция между мировым производством и потреблением хлопка явилась одним из последствий глобальной рецессии - из-за снижения инвестиций в хлопковую отрасль.
Каждый год одно и то же - на уборку хлопка в Узбекистане выводят детей
На дефицит повлияли и природные катаклизмы в Азии - затяжные ливни в конце лета и катастрофическое наводнение в Пакистане погубили значительную часть урожаев. Если в середине июля цены на хлопковых биржах держались на минимуме - 82,7 цента за фунт, то к концу сентября они выросли на 62%, и, по мнению лондонского Cotton Outlook, в контрактах на поставки в декабре могут подняться до $1,5 за фунт. «Цена хлопка поднимается выше доллара второй раз со времен Гражданской войны в США», - отметил президент Американской ассоциации поставщиков хлопка Джордан Ли. Рост цен на сырье бьет по производителям одежды, которые и без того испытывают трудности с повышением стоимости рабочей силы и электроэнергии.
При этом фирмы, торгующие одеждой, требуют не повышать цены на готовую продукцию, так как потребительский рынок еще не оправился от последствий кризиса. В таких условиях урожай в 3,4 миллиона тонн хлопка, который планируется собрать в этом году в Узбекистане, имеет большие шансы быть реализованным на максимально выгодных условиях в ходе намеченных в октябре торовгов VI международной хлопковой ярмарки в Ташкенте. Вопрос использования детского труда при сборе узбекского хлопка отодвигается западными партнерами на второй план.
Напомним, что в 2008 году крупнейшие организации розничных торговцев одеждой США и Великобритании - Национальная федерация предприятий розничной торговли, Ассоциация лидеров розничной торговли, Американская ассоциация одежды и обуви и Ассоциация импортеров текстиля и одежды объявили бойкот хлопку из Узбекистана. К ним присоединились сети Tesco, Marks & Spencer, Target, Gap и другие европейские бренды, заявившие, что выступают против принудительного использования детского труда при сборе хлопка. В своих отчетах западные наблюдатели отмечали, что рыночные реформы, проведенные в аграрном секторе Узбекистана, не улучшили социально-экономическое положение населения и превратили дешевый труд несовершеннолетних в одну из основ сельского хозяйства, механизация которого минимальна.
Если в начале девяностых годов комбайны собирали около 40% урожая хлопка, то в настоящее время - не более 4%. Фермеры не имеют права самостоятельно выходить на рынок хлопка или искать покупателей. Регулирование происходит через распределение квот на выращивание таких стратегических культур, как пшеница и хлопок, через государственные закупки. Разница между закупочной и экспортной ценами дает возможность государству получать прибыль, не модернизируя сельское хозяйство. А у фермеров нет средств на приобретение новой техники, и производители заинтересованы в максимально дешевой рабочей силе - труде несовершеннолетних, а также участии в сборе хлопка студентов и горожан, привлекаемых властями на хлопкоуборочные кампании в административном порядке. В 2009 году министерство труда США рекомендовало компаниям, занимающимся торговлей и переработкой хлопка, воздержаться от использования сырья, произведенного в Узбекистане. В Ташкенте эту кампанию официально назвали предвзятой, ведущейся в интересах американских хлопковых производителей. В Узбекистане эксплуатация детей запрещена по закону, но помощь родителям в выращивании и сборе урожая - неотъемлемая нравственная ценность и национальная традиция воспитания подрастающего поколения.
Демарши западных потребителей между тем не оказали влияния на эффективность торгов международной хлопковой ярмарки в Ташкенте, во время которых в октябре 2009 года были заключены контракты на экспорт миллиона тонн хлопкового волокна, основными покупателями которого выступили текстильные компании Турции, России, Бангладеш, Южной Кореи, Японии и ОАЭ. Одновременно с переориентацией сбыта хлопка на южноазиатские и ближневосточные рынки правительство Узбекистана заявило о намерении сократить экспорт хлопка за счет увеличения внутренней переработки хлопкового волокна и развития собственной текстильной промышленности. Президент Ислам Каримов также распорядился сократить плановые посевы хлопчатника в пользу продовольственных культур, зерновых, овощей и бахчи.
Помощник госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блэйк, чей визит в Ташкент по времени совпал с V хлопковой ярмаркой, сказал журналистам, что рекомендации, данные американским компаниям, не носили характер эмбарго, и этот вопрос не может быть камнем преткновения в развитии отношений с Узбекистаном. Блейк также одобрил недавно принятый правительством Узбекистана национальный план действий по реализации международной Конвенции о немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда и высказал надежду на его скорейшее исполнение. Более откровенно высказался президент американской Торговой палаты в Узбекистане «AmCham Uzbekistan» Дональд Николсон на пресс-конференции в августе 2010 года: «Я не политик. Если из пряжи можно делать одежду и если это выгодно для бизнеса, я буду это делать». Урожай сдается без боя, пока. Действительно благоприятные погодные условия нынешнего года, обеспечившие плантациям хлопчатника достаточную степень увлажнения и тепла в течение всей вегетации, открыли хорошие виды на урожай, причем без обычной битвы. Правда, выполнить план по хлопку к сентябрю, как это случалось лишь однажды в истории - в 2006 году, не удалось из-за медленной раскрываемости хлопковых коробочек.
Уже применили дефолиацию, опылив поля с самолетов. После чего на грядки с опавшими листьями вышли сборщики. Массовое привлечение к уборке хлопка горожан и студентов началось, как всегда, с середины месяца. При этом власти на местах заранее позаботились, чтобы присутствие на хлопковых полях детей было юридически легитимным. Законы Узбекистана разрешают подросткам с 14 лет трудиться в свободное от учебы время. По сообщениям независимых источников, в начале хлопковой страды в регионах можно было наблюдать даже такую картину, что учителя с утра ходят по хлопковым полям и сгоняют школьников, решивших подзаработать или помочь родителям, на занятия.
Теперь, после первого похолодания, детей можно увидеть на хлопке почти повсеместно, но только после занятий. Малышей, к счастью, нет. Но в сельских школах, начиная с пятиклассников, дети ежедневно выступают на сбор хлопка организованно, под присмотром преподавателей и специальных нарядов милиции. Погода стоит еще жаркая, ясная, поэтому в некоторых районах Ташкентской области фермеры недовольны, что школьников привлекли к сбору хлопка без особой необходимости. Ведь пока нет угрозы урожаю, эффективнее использовать взрослых сборщиков. Дети получают около $0,045 за 1 кг собранного хлопка, но вряд ли могут собрать больше 30 кг в день, тогда как взрослые за плату в 2-3 раза больше могут собрать до 150 кг за погожий день. Пока счет идет на дни. Если в октябре погода вдруг резко испортится, на хлопковые поля опять будут брошены все - от первоклассников до пенсионеров. Впрочем, на всякий случай власти поддерживают все население в состоянии трудовой готовности и энтузиазма. В городах и поселках каждую неделю проводятся субботники и воскресники по благоустройству, к которым привлекаются те же школьники, учителя, врачи, служащие и мелкие коммерсанты, жильцы частных и муниципальных домов. Дескать, зачем расслабляться кому-нибудь, когда идет сбор урожая, столь ценного для страны.