CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

liter.kz

Нефтяные горизонты

13 октября 2010

Нефтяные горизонты

12.10.2010 Общественно - политическая газета "Литер" -

Отечественные нефтяники уверяют, что в 2012 году надежды Казахстана получить «первую нефть» с Кашагана наконец-то сбудутся

В Казахстане прошла «нефтяная неделя» в рамках международной выставки «КИОГЕ-2010». Событие яркое и неординарное, в котором приняли участие представители ведущих энергетических компаний как нашей страны, так и окружающего мира. Форум позволил всем им сверить часы и обсудить перспективы развития казахстанской нефтегазовой отрасли.

Что ее ждет в обозримом будущем? Кто из инвесторов желает работать на отечественном рынке горюче-смазочных материалов? И когда наконец поступит в экспортные трубопроводы нефть с крупных месторождений Казахстана? На эти и другие вопросы сегодня газете «Литер» отвечают глава ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев, министр нефти и газа Сауат Мынбаев и председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Кайргельды Кабылдин.

Первая неделя октября в двух главных городах республики - Астане и Алматы - прошла под знаком «нефти». Казахстанские и зарубежные нефтяники вместе с ведущими экспертами и известными политиками вначале обсуждали перспективы развития нефтегазовой отрасли нашей страны в рамках V Евразийского энергофорума, а затем все дружно продолжили дискуссии в рамках международной выставки «КИОГЕ-2010».

Такие мероприятия, когда на каждый квадратный метр приходится рекордное количество собравшихся нефтяников, - прекрасная возможность для журналистов получить ответы на свои вопросы непосредственно из «первых уст». Три важные и значимые фигуры в отечественной нефтянке - глава ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев, министр нефти и газа Сауат Мынбаев и глава нацкомпании «КазМунайГаз» Кайргельды Кабылдин - в интервью «Литеру» ответили на актуальные вопросы, волнующие сегодня как инвесторов, так и отечественных специалистов.

- Тимур Аскарович, наш первый вопрос о самом главном, козырном проекте Казахстана - Кашагане. Известно, что кашаганская эпопея скоро отметит свое 20-летие, и сроки добычи первой нефти с этого крупнейшего месторождения в мире откладывались неоднократно. Насколько реально, что первая фаза проекта все же будет запущена?

- Мы считаем, что запланированные работы по освоению месторождения идут по графику. К 2012 году должны закончиться все мероприятия по установке оборудования, и к 2013 году, возможно, начнем добычу на Кашагане.

- Доля Казахстана в Северо-Каспийском проекте (Кашаган) возросла до 16,8 процента, что потянуло за собой и рост финансовых расходов со стороны нацкомпании. Откуда будут браться средства для покрытия возросших обязательств в таких серьезных проектах, как Кашаган и Тенгиз?

- Да, с долей в 16,8 процента «КазМунайГаз» (КМГ) стал полноправным участником Кашаганского проекта. Компания покрывает расходы по своей доле в проекте за счет заимствований на внешних рынках, которые берутся под гарантии самого КМГ. Что касается Тенгиза, то, как известно, уже завершен проект расширения ТШО. Это действующий проект, и в этом году объем добычи на нем будет доведен до 25 млн тонн нефти в год.

И наша доля в этом проекте финансировалась и обслуживалась за счет внешнего заимствования. ТШО сегодня показывает выдающиеся результаты, и при этом акционеры получают хорошие дивиденды, а поэтому мы не видим сложностей с финансированием. Проект сам себя финансирует.

- Месяц назад в интервью «Литеру» глава ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов сказал, что для самой нацкомпании «КазМунайГаз» нет другой альтернативы, как выход IPO, для того чтобы в ближайшие пять лет реализовать амбициозную инвестиционную программу в 20 млрд долларов США и выплатить имеющиеся у компании долги по достаточно жесткому графику, который начинается с этого года. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет.

- Вывод национальных компаний, которые входят в «Самрук-Казыну», на IPO - это стратегическая задача фонда. Для этого у «КазМунайГаза» есть три таких важных актива, как нефтетранспортная и газотранспортная системы и третий, основной актив, - его производственная «дочка» «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ).

Как вы знаете, компания РД КМГ уже размещала свои акции на Лондонской бирже. И мы видим положительные изменения в деятельности этой дочерней компании, особенно это касается корпоративного управления. Наши шаги показали, что это правильная практика.

Что касается выхода на IPO акций самой материнской компании - «КазМунайГаза», то пока мы не можем ответить однозначно на ваш вопрос. У нас есть несколько вариантов, и выход на IPO - лишь один из них, который сейчас обсуждают наши специалисты. Но лично я не вижу смысла проводить двойное IPO. На мой взгляд, пока тема вывода акций самого КМГ на IPO неактуальна.

Я надеюсь, мы найдем другие возможности по инвестированию нашей доли в проекте по освоению того же Кашагана. Думаю, что мы будем сбалансированно подходить ко всем нашим проектам и сможем финансировать их за счет внешних займов.

- Одно время представители «КазМунайГаза» громко заявили о том, что на базе Павлодарского НХЗ будет создано казахстанско-российское СП с раскладом акций 50 на 50. Известно, что российские компании, проявлявшие интерес к такому проекту, выставили условие: обязательное вхождение на розничный рынок, то есть покупка сети АЗС. Что сейчас с этой идеей?

- Переговоры с российскими компаниями по этому вопросу еще продолжаются. И так как они носят коммерческий характер, то сейчас обсуждаются различные варианты сотрудничества.Россияне заинтересованы прежде всего в том, чтобы у них были мощности по переработке, так как на сегодня, с созданием Таможенного союза, рынок нефтепереработки стал единым.

В то же время у сильных российских компаний достаточно своих мощностей. У них есть баланс между нефтедобычей и переработкой. Но есть и такие российские компании, которые еще не достигли такого баланса, и они готовы рассмотреть вопрос покупки новых перерабатывающих мощностей, в том числе и в Казахстане.

В то же время хочу отметить, что мы не испытывали и не испытываем никаких сложностей с эксплуатацией завода. Поставки российского сырья, на переработку которого технологически ориентировано предприятие, идут из России без проблем. И это несмотря на то, что между Россией и Белоруссией были непростые переговоры по поставкам нефти даже в рамках Таможенного союза. С россиянами у нас другой уровень взаимоотношений.

Поэтому Павлодарский НХЗ сможет работать как при самостоятельном управлении «КазМунайГазом», так и при совместном с россиянами проекте. Но и в случае создания СП трагедии никакой не будет, так как во всех трех имеющихся в республике НПЗ нацкомпания имеет долю не менее чем 50 процентов. И такой стратегии мы будем придерживаться и в будущем.

У нас, как вы знаете, правительством принята программа по реконструкции и модернизации всех трех НПЗ, так что если будут партнеры, то мы будем только рады.

Что касается участия российских компаний на нашем внутреннем розничном рынке ГСМ, так сегодня 30 процентов экспорта - из этой страны. В основном они поставляют нам высокооктановый бензин и авиакеросин.

С другой стороны, мы для того и входили в Таможенный союз, чтобы был общий рынок и мы свободно могли перемещать наши товары.

- Скажите, «Гелиос» (самая разветвленная сеть АЗС в Казахстане. - Ред.) могут выкупить россияне?

- Могут. Все может произойти. Не исключаю такой возможности.

- Наш следующий вопрос министру нефти и газа. Сауат Мухамбетович, ответьте, есть ли какая-то определенность по переговорам по Карачаганакскому проекту? Какую долю рассчитывает получить Казахстан в этом проекте?

- Переговорный процесс продолжается, и я убежден, что мы в стадии гораздо большего взаимопонимания и обязательно договоримся. Однако не все те нюансы, которые звучат в переговорном процессе, можно сейчас публично обсуждать. Там есть элемент коммерческой тайны.

При этом хочу отметить, что речь идет не о приобретении доли. Мы обсуждаем, как улучшить работу в рамках проекта.

- Не секрет, что ситуация вокруг Карачаганакского проекта вызвала неоднозначную реакцию среди инвесторов и в зарубежных СМИ были публикации об ухудшении инвестиционного климата в стране. На заре независимости инвесторы принесли деньги, технологии, оборудование: А сейчас нужны ли они нам? Что скажете на этот счет?

- Всегда есть вопросы с обеих сторон, которые требуют внятных ответов. И если по Карачаганаку возникли вопросы, то я убежден, что на то были свои основания. И эти переговоры, уверен, необходимы для пользы обеих сторон, чтобы определиться с ясностью перспектив до 2037 года, то есть до того срока, до которого подписан контракт по этому проекту.

У нас были переговоры и с акционерами Кашаганского проекта, если помните, и с «Шевроном», например по сере, и все они были решены. Это жизнь, и вопросы всегда могут возникнуть.

Да, мы нуждались и еще долгое время будем нуждаться в технологиях и навыках ведения бизнеса иностранных компаний, так как нефтедобыча сегодня требует высокой квалификации во всем, в том числе кадров. И мы будем думать о том, чтобы не отпугнуть инвесторов, а работать во взаимном комфорте. Важно понять, что и мы растем, а потому мы видим свое будущее в равноправном партнерстве с ведущими компаниями в мире. Что касается инвестиционного климата, то да, мы не скрываем, что в первые годы для нас важно было, чтобы ведущие компании пришли к нам.

Но когда они получили первые доходы, а некоторые даже смогли полностью вернуть вложенные средства, то у государства возникли вполне резонные вопросы. С момента независимости прошло почти 20 лет, с момента деятельности инвесторов прошло 15 лет, а как быть с нашими, казахстанскими специалистами, подготовка которых была одним из обязательных пунктов в контрактах?

Многие контракты близятся к своему завершению, и после того как подойдут сроки, возникнет вопрос: кто сможет ими управлять? Понятно, что многим может не нравиться, что мы задаем такие вопросы относительно местного содержания. Но мы идем переговорным путем, и наш тренд понятен: мы хотели бы иметь грамотных специалистов, чтобы они могли работать после завершения сроков концессии.

- Сауат Мухамбетович, но еще одно решение правительства - введение двойной экспортной пошлины - вызвало неоднозначную реакцию в нефтяных кругах, включая и казахстанские компании. Что скажете на этот счет?

- Ставка введенной нашим правительством экспортной таможенной пошлины (ЭТП), по сути, небольшая, но по некоторым месторождениям она создает определенные трудности. Поэтому некоторые коррекции в законодательном порядке могут быть внесены в размер налога на добычу полезных ископаемых для малорентабельных и высоковязких месторождений нефти.

- Вроде все месторождения в Казахстане открыты или у нас еще будут новые открытия?

- Безусловно, новые открытия еще будут, по многим блокам и структурам ведутся разведочные работы. Так что потенциал есть. Что касается уже утвержденных извлекаемых запасов, то эта цифра составляет 5 млрд тонн. К 2020 году объем добычи составит 130-140 млн тонн, на экспорт будет уходить порядка 100 млн тонн, правда, потом он понизится, но в течение 40 лет он будет стабильным - это факт.

- Вопрос к председателю правления АО «НК «КазМунайГаз» Кайргельды Кабылдину. Полтора года назад президент Грузии Михаил Саакашвили подверг резкой критике ход строительства выполнения казахстанскими инвесторами санатория в курортном местечке «Ликани». Возникла сложная ситуация и по газораспределительной станции в Тбилиси. Что скажете?

- Мы хотели бы иметь в Грузии транспарентные и открытые правила игры, в соответствии с которыми могли бы вести там свой бизнес. Нам важно видеть, что он экономически выгоден и приемлем.

Напомню, что «КазТрансГаз - Тбилиси» - дочерняя компания «КазТрансГаза» со стопроцентным долевым участием в учредительном капитале и что мы инвестировали в этот проект 100 млн долларов США. Однако два года назад возникли спорные вопросы по сбору платежей с потребителей и по стоимости закупаемого газа для ООО.

С 2008 года этот актив находится под внешним управлением, и это связано с тем, что грузинское правительство нарушило те инвестиционные обязательства, которые были оговорены, когда мы приобретали данный актив.

В начале текущего года состоялась встреча министров энергетики двух стран - Казахстана и Грузии, в ходе которой было сказано, что КМГ продолжит инвестиции в газораспределительную станцию в Тбилиси только в том случае, если им будут предоставлены приемлемые условия ведения бизнеса.

К сожалению, грузинская сторона так и не подтвердила преемственность той экономической модели, которую мы направили в их адрес, а потому переговоры продолжаются. Сейчас рассматриваем вопросы арбитражного разбирательства по действиям грузинской стороны.

Что касается социальных проектов, санатория «Батуми - Кобулети», то мы рассматриваем их в одном пакете с «КазТрансГаз - Тбилиси». Повторюсь, что мы хотим открытых условий игры и ведения бизнеса.

- Кстати, в интервью «Литеру» глава ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов заявил, что ошибкой были покупки активов за рубежом, в частности в Грузии и в Румынии «Ромпетрола». Ваш ответ?

- Все приобретенные активы соответствуют стратегии нашей компании. Сегодня, если проанализировать действия всех мировых компаний, все приобретают активы за рубежом, это так называемая диверсификация бизнеса.

В будущем Казахстан будет производить 130-140 млн тонн, из которых львиная доля уйдет на экспорт. Но нам выгоднее отправлять нефтепродукты, стоимость которых намного выше самого сырья. Так что приобретение нефтехимического концерна «Ромпетрол» - это выстраивание стоимостной цепочки.

«Ромпетрол» будет своеобразным форпостом казахстанской нефти в Европе. Мы уже вложили в него полтора миллиарда долларов США и получим самый современный актив в этой части света.

То же самое могу сказать и о покупке акций в проекте «Белый медведь» в Северном море. Все это соответствует практике нефтяных компаний по увеличению своей ресурсной базы и расширению географии своего бизнеса.

- И последний вопрос. Как идет реализация проекта с Казахстанской каспийской системой транспортировки (ККСТ), которая в случае большой нефти с Кашагана должна доставить ее на мировые рынки через Каспийское море?

- ККСТ, как вы знаете, состоит из трех сегментов: казахстанского трубопровода Ескене - Курык, Транскаспийской системы и маршрута Баку - Черное море.

По всем трем сегментам выполнена определенная работа. По казахстанскому нефтепроводу уже есть фронт - инжиниринг, по Транскаспийскому сегменту с азербайджанскими коллегами из SOCAR мы заказали ТЭО, а по Баку - Черное море ведем переговоры с потенциальными спонсорами проекта.

Но хочу напомнить, что ККСТ будет востребован не раньше начала второй фазы освоения Кашагана, когда добыча нефти на месторождении дойдет до 750 тысяч баррелей в сутки.

Для объемов кашаганской нефти в ходе первой фазы, которая даст только 370 тысяч баррелей в сутки, достаточно будет существующих на сегодня экспортных мощностей: КТК, китайский нефтепровод, Атырау - Самара. Так что, по мнению большинства участников Кашаганского проекта, ККСТ потребуется на этапе разработки только второй фазы. Следовательно, эта система должна быть построена к 2018-2019 году. - Спасибо за интервью!

Кульпаш КОНЫРОВА, Астана

liter.kz

Предыдущая статьяТалибы заняли брошенные НАТО объекты на востоке Афганистана
Следующая статьяГабалинская РЛС как предмет политического торга - Тегеран договаривается с Баку о гарантиях своей безопасности