"Взрывные методы" киргизской политики
1 Декабря 2010, Echo
Столкнется ли Бишкек с полномасштабной волной террора?
НУРАНИ
Мощный взрыв прогремел около расположенного в центре Бишкека здания Дворца спорта Кыргызстана, где проходит судебный процесс по делу о расстреле участников апрельских массовых волнений - примерно за полтора часа до начала судебного процесса. Пострадавшие, по данным СМИ, стояли в оцеплении вокруг Дворца спорта. По данным Минздрава Кыргызстана, при взрыве ранены четверо милиционеров. "У всех у них наблюдаются незначительные ранения, в том числе травмы от взрывной волны", - сообщили в МВД. По предварительной информации, неустановленное пока взрывное устройство было спрятано под канализационным люком. На месте взрыва образовалась большая воронка, передает ИТАР-ТАСС.
Во Дворце спорта, поясняют эксперты, уже несколько дней продолжается судебный процесс над экс-президентом страны Курманбеком Бакиевым, некоторыми его родственниками и бывшими высокопоставленными чиновниками. Все они подозреваются в причастности к расстрелу 7 апреля этого года в центре Бишкека демонстрации сторонников оппозиции. Процесс уже отложили на неопределенный срок.
Напомним: 7 апреля 2010 года толпа митингующих захватила здание правительства Кыргызстана, которое обороняли сотрудники Службы госохраны страны и бойцы спецподразделения "Альфа" Госслужбы нацбезопасности. При штурме здания на центральной площади Бишкека, а также во время последовавших в столице беспорядков погибло около 90 человек, 1,5 тысячи получили ранения. Власть перешла в руки временного коалиционного правительства, состоящего из лидеров оппозиционных партий. Бывший президент Курманбек Бакиев, а также его родственники и приближенные покинули страну. Теперь эти события стали предметом судебного разбирательства.
Это не единственный опасный инцидент. Днем ранее в многострадальном Оше во время мероприятия по задержанию подозреваемого в причастности к террористической деятельности возникла перестрелка между сотрудниками правоохранительных структур республики и преступниками. Спецслужбы уничтожили троих террористов, один себя подорвал. Стрельба и взрыв спровоцировали панику в городе, где в июне произошли массовые межэтнические столкновения с многочисленными жертвами.
Секретарь Совета Безопасности Марат Иманкулов, находящийся на месте ЧП, сообщил, что президенту доложено о взрыве. "Учитывая большой общественный резонанс судебного процесса по апрельским событиям, его непростой ход и важность объективности судебного расследования, расследование взрыва, прогремевшего сегодня утром возле Дворца спорта, взято под особый контроль властями страны", - сказал Иманкулов.
Подсудимые на процессе, впрочем, уверены: мишенью были именно они. "Взрыв возле Дворца спорта, вчерашняя спецоперация в городе Оше и задержание крупной партии взрывчатого вещества - звенья одной цепи", - заявил один из обвиняемых по делу об апрельских событиях, экс-командир управления спецоперациями "Альфа" ГСНБ КР Алмаз Жолдошалиев. По словам Жолдошалиева, взрывное устройство сработало с северной стороны здания. "Именно там заезжают подсудимые, их адвокаты и судейский корпус, - сказал Алмаз Жолдошалиев. - Не исключаю возможности, что теракт был направлен против нас, но не лично против кого-то. Это своеобразный акт устрашения, создание хаоса".
Тем не менее эксперты "Росбалта" уверены: взрыв в Бишкеке и вчерашняя перестрелка в Оше немного охладили амбиции местных "политических джигитов". Буквально через несколько часов после утреннего теракта партия "Ата Мекен" и ее лидер Омурбек Текебаев выразили согласие подписать, наконец, коалиционное соглашение с партиями "Республика" и СДПК.
Еще днем ранее СДПК и "Республика" направили текст коалиционного соглашения для согласования в "Ата Мекен".
Согласно этому документу пост премьер министра достается лидеру СДПК - Алмазбеку Атамбаеву, Омурбек Текебаев станет спикером парламента, а Омурбек Бабанов, лидер "Республики", займет пост первого вице-премьер-министра.
Однако эксперты на этом фоне задают другой вопрос: к каким последствиям может привести появление во внутриполитических процессах в Кыргызстане настоящего политического террора? В самом деле, вторую революцию даже с натяжкой никто не назвал бы "бархатной", но беспорядки, штурм правительственных офисов и даже погромы торговых точек - это одно, а вот взрыв "адской машины" - уже другое.
Впрочем, не стоит забывать, что в соседнем Узбекистане с террором уже сталкивались - здесь были весьма опасные попытки взрыва правительственных зданий, "адские машины" срабатывали и на ташкентском базаре в канун Новруза - праздника, любимого в народе и вызывающего ненависть у борцов за "истинный ислам". А тут уже вряд ли стоит забывать, что после подавления Андижанского мятежа в том же Узбекистане немалая часть его участников оказалась в киргизском Оше. Потом, во время погромов, люди бежали в обратном направлении - из Оша в Андижан, но беженцы - это одно, а профессиональные террористы - уже другое.
Плюс ко всему ни для кого не секрет, что сегодня в Кыргызстане в очередной раз "утрясаются", кроме всего прочего, еще и внешнеполитические приоритеты, и нет никакой ясности, в сторону Москвы или Запада "качнется" Бишкек и какой будет дальнейшая судьба логистического центра "Манас". "Радикальные исламисты" вроде бы на власть не претендуют, но тем не менее трудно исключать, что с их помощью кто-то пытается раскачать ситуацию, дестабилизироавть обстановку и, если угодно, "отрихтовать" другую страну под свои геополитические потребности.
И если вспомнить, какую роль сыграл Андижанский мятеж в охлаждении отношений Узбекистана с США и возвращении этой страны в ОДКБ, в особенности на фоне признания Владимира Путина, что об этом мятеже в Москве тоже знали загодя, то можно догадаться, где следует искать возможных заказчиков террора в Кыргызстане.