НАТО или Россия? Киргизия решает, с кем быть
Айзатбек Бешов
Русская служба Би-би-си, Бишкек
Последнее обновление: четверг, 10 мая 2012 г., 18:10 GMT 22:10 MCK, BBC Russian
Бывшая авиабаза Манас использовалась американской авиацией в операциях над Афганистаном
После продолжительной паузы власти Киргизии подтвердили, что приняли приглашение на саммит НАТО в Чикаго, однако представлять Бишкек будет не президент страны Алмазбек Атамбаев, а министр иностранных дел Руслан Казакбаев.
В МИД Киргизии пока отказываются комментировать такое решение и обсуждать детали предстоящего саммита, заявляя лишь, что "вопрос прорабатывается".
Внутри Киргизии происходящее воспринимают неоднозначно. Впрочем, главный спор идет не о том, стоило ли президенту ехать в Чикаго, а вокруг того, надо ли было в принципе принимать приглашение НАТО.
"Опасаясь окрика из Москвы, Акаев всячески избегал НАТО и США. У Бакиева внешняя политика также не была результативной. Мы все время оглядывались на старшего брата. Потому нас и не приглашали прежде"
Эдиль Байсалов, бывший глава канцелярии президента
Одни приветствуют участие страны в саммите, иные опасаются, что это может омрачить отношения с партнерами по СНГ и Шанхайской организации сотрудничества: в первую очередь, с Россией и Китаем.
Бывший глава аппарата президента Киргизии Эдиль Байсалов считает, что правительство встало на верный курс. По мнению политика, администрации двух бывших киргизских президентов Акаева и Бакиева были слабы из-за чрезмерной зависимости от России.
"Опасаясь окрика из Москвы, Акаев всячески избегал НАТО и США. У Бакиева внешняя политика также не была результативной, - заявил на встрече с журналистами Эдиль Байсалов. - Мы все время оглядывались на старшего брата. Потому нас и не приглашали прежде".
Бывший секретарь Совета безопасности Киргизии генерал Мирослав Ниязов осторожен в оценках.
"Раз уж пригласили, то следует согласовать свою позицию с партнерами по ШОС и СНГ. Нельзя забывать о своих обязательствах перед другими", - считает генерал Ниязов.
Неопантюркизм? Свой первый официальный визит в качестве главы государства Алмазбек Атамбаев совершил в Турцию.
Киргизские обозреватели тогда отмечали, что президент был тепло принят в Анкаре, а его речь в стенах турецкого парламента была весьма благосклонно воспринята в местных политических кругах. Турция списала Бишкеку часть его долга (51 млн долларов), и обещала новую финансовую помощь.
Позже, также с официальным визитом президент Киргизии побывал в Азербайджане.
Киргизские власти высоко отзывались об итогах визита, главным результатом которого называют намерение Баку до конца 2013 года построить в Киргизии нефтеперерабатывающий завод.
"Сложно судить, какой будет реакция Москвы на некоторую самостоятельность Киргизии, но то, что она будет - точно. Такое в прошлом уже случалось"
Рахат Бейсебаев, историк
Сообщалось, что возведением важного для Киргизии объекта займется государственная нефтяная компания Азербайджана, а проект находится под личным контролем президента Ильхама Алиева.
Своих углеводородных ресурсов у Киргизии практически нет, в связи с чем эксперты полагают, что завод будет использовать азербайджанскую нефть. По проекту НПЗ будет производить бензина и дизельного топлива в два раза больше потребностей Киргизии, а остальное отправлять на экспорт в соседний Таджикистан.
Киргизия и Таджикистан сейчас полностью зависят от поставок нефтепродуктов из России. И строительство завода потенциально могло бы лишить Россию одного из рычагов давления на эти страны.
Визиты Атамбаева в Турцию и Азербайджан в киргизской прессе успели назвать "неопантюркизмом", напоминая об общих "древних тюркских корнях".
Кризис в отношениях Между визитами в Анкару и Баку президент Киргизии Алмазбек Атамбаев посетил с рабочей поездкой Москву.
После встреч с высшим руководством России киргизский лидер сообщил журналистам, что потребовал погасить задолженность за аренду территории под российскими военными объектами. Кроме того Атамбаев заявил, что "было бы хорошо, если бы в Киргизии вовсе не было иностранных военных баз".
"Той теплоты, которая была раньше, уже нет. Наши отношения переходят больше в плоскость прагматизма"
Жапар Биримкулов, доцент Дипломатической академии Киргизии
Политолог Александр Князев считает, что тот визит был явно неудачным для киргизской стороны.
"Главные цели визита для Киргизии состояли в том, чтобы получить, наконец, одобрение российского руководства на получение кредита в 106 миллионов долларов от антикризисного фонда ЕврАзЭС", - говорит Князев.
Доцент Дипломатической академии Киргизии Жапар Биримкулов отмечает определенное охлаждение в отношениях Москвы и Бишкека.
"Той теплоты, которая была раньше, уже нет, - сказал Биримкулов Русской службе Би-би-си. - Наши отношения переходят больше в плоскость прагматизма. Россия требует по 75% в планируемых ГЭС, оборонном предприятии "Дастан", стратегическом концерне "КыргызГаз" - это, я бы сказал, очень меркантильный подход. Возможно, это отголоски состояния наших отношений".
Между тем известный в Киргизии политолог Марс Сариев надеется, что российско-киргизские связи будут укрепляться.
"Неопределенность политики России в Киргизии, в Средней Азии при Медведеве в целом закончилась, - считает Сариев. - С возвращением Путина Москва повернется к Азии".
Многовекторность Уже многие годы в Киргизии соседствуют военные объекты США и России. Кроме того, страна имеет протяженную границу с Китаем, чье экономическое влияние весьма значительно.
Внешнюю политику страны киргизские власти называют многовекторной. Однако время от времени в Бишкеке и за границей звучат призывы определиться, с кем быть.
Впрочем, многие сходятся во мнении, что Россия по-прежнему занимает доминирующую позицию в отношениях между двумя странами.
"Сложно судить, какой будет реакция Москвы на некоторую самостоятельность Киргизии, но то, что она будет - точно, - говорит кандидат исторических наук Рахат Бейсебаев. - Такое в прошлом уже случалось".
На предстоящем саммите НАТО в Чикаго, как ожидается, ведущей станет тема Афганистана. Наверняка будет затронут вопрос о будущем авиабазы США Манас, ныне известной как Центр транзитных перевозок.
Президент Киргизии Атамбаев в последнее время уже отмечал, что он не против, чтобы этот объект после 2014 года стал гражданским перевалочным центром.