Газовая атака
Американский сенатор решил надавить на прикаспийские страны
Автор: Болат Шакуев
28.12.2012, camonitor
Борьба с энергетическим превосходством России снова становится доктринальной установкой американцев: в середине декабря влиятельный сенатор-республиканец Ричард Лугар предложил воспользоваться текущей оперативной ситуацией и диверсифицировать поставки энергоносителей (прежде всего газа) в Европу, а точнее - в страны НАТО.
Южный коридор
В этой системе координат ключевым снова становится Каспийский регион, который должен через так называемый "южный коридор" поставлять энергоносители на Запад. Итоговая схема выглядит таким образом: США помогает развивать систему газопроводов в обход России, принудив прикаспийские страны поставлять дешевое "голубое топливо", а поддерживается трубопроводная политика поставками сжиженного природного газа (СПГ) из США, где наблюдается "сланцевая революция" и связанный с этим переизбыток топлива.
Венцом аналитических усилий, предпринятых под патронажем сенатора, стал проект закона о сжиженном природном газе для стран НАТО, который призван упростить механизм его поставок членам альянса (сейчас, чтобы вывозить СПГ, американским компаниям необходимо получить соответствующие экспортные лицензии).
Но даже поверхностный взгляд на ситуацию убеждает в слабой информированности американского политика.
Обходной маневр
Следует отметить, что Ричард Лугар - фигура довольно известная в России и не слишком заметная для остальных стран бывшего СССР. Дело в том, что этот политик не очень часто высказывается об СНГ, по старинке считая Москву основным противником США. Именно его называют главным разработчиком программы уничтожения ядерного оружия, которая впоследствии получила имена своих основных разработчиков - "программа Нанна-Лугара".
В этом контексте нет ничего удивительного в том, что сенатор от штата Индиана снова бросается в политический бой. Просто время и место для политической атаки вы-глядят слишком идеальными. В частности, три месяца назад в Европе было проведено антимонопольное расследование в отношении "Газпрома", а об "единодушии Каспийского региона" говорить и вовсе не приходится, что, конечно же, увеличивает договорной потенциал США, позволяя играть на существующих геополитических противоречиях.
Но самое главное в рамках проекта - это, конечно же, схемы политических газопроводов. Они, по сути, являются главным направлением усилий "конструкторского бюро" американского сенатора. Например, одна из веток, по его замыслу, позволила бы увеличить устойчивость Греции, Албании, а также помочь с транзитными деньгами югу Европы. Ветку даже назвали, не мудрствуя лукаво, Trans-Adriatic Pipeline. Второе ключевое направление, через которое, по версии сенатора, будет транспортироваться топливо, уже даже существует на бумаге - это известный всем прикаспийским странам "Набукко", предусматривающий маршрут через Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию.
При этом, по некоторым данным, особый упор был сделан на то, что оба проекта необходимо реализовывать как важнейшие пункты программы укрепления национальной безопасности, а ключевым звеном должно стать "целенаправленное воздействие" администрации Барака Обамы на Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Это значит, что Астана, Ашгабат, Баку должны прекратить вилять и обязаны четко сообщить, с кем они намерены быть. То есть должны дать "добро" на соучастие в претворении в жизнь давней мечты Запада - "южного коридора", по которому газ из бывшей советской Средней Азии пойдет в Европу в обход России.
Грузите баллоны?
Что и говорить, в масштабном видении сенатору отказать сложно. Но мы обратимся не к трубопроводной (это оставим "на закуску"), а к внутриамериканской стратегии - той части документа, где говорится об экспорте СПГ и "сланцевой" революции. Возможно ли это на практике? Обратимся к трудам специалистов, изучающих энергетическую проблематику, - что же дает сланец США?
Вот что на этот счет пишет старший научный сотрудник отдела внешнеполитических исследований Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Лидия Тимофеенко: "Обнаружение гигант-ских сланцевых месторождений в совокупности с новейшими разработками в области нефтегазодобычи привело к резкому увеличению объемов добычи газового сырья. Данное обстоятельство дало возможность Соединенным Штатам активно оспаривать лидирующие позиции России в мировом производстве природного газа. В 2011 г. США занимали вторую строчку в списке самых крупных производителей газа, что позволило Вашингтону практически перейти на самообеспечение данным ресурсом. На сегодняшний момент 94% потребляемого в стране газа добывается непосредственно в США. По расчетам Международного энергетического агентства, уже в 2017 г. Соединенные Штаты смогут опередить Россию по добыче газа, выйдя на уровень производства в 769 млрд. куб. м сырья против 757 млрд. куб. м газа, добытых российскими компаниями.
Однако следует отметить, что на современном этапе даже "сланцевый бум" полностью не устранил потребность страны в импорте природного газа. Более того, дополнительные закупки газа, пусть и в малых количествах (порядка 6%), не удастся устранить даже по мере роста добычи на сланцевых месторождениях. Низкие цены на отечественное газовое сырье существенным образом повысили внутренний спрос на природный газ. Уже сейчас отчетливо прослеживается тенденция к расширению доли данного энергоресурса в энергетическом балансе страны".
Если продолжить мысль казахстанского эксперта, взглянув на исследования любой крупной российской или европейской компании, то мы увидим еще один занятный момент - он чисто внутренний для США, но почему-то не учитывается в документе сенатора Лугара. Во-первых, сам по себе рост добычи сланцевого газа, конечно, важен для американ-ской экономики, но вовсе не для экспортной ее части. Скорее даже наоборот: экспорт газа из США крайне невыгоден промышленным гигантам этой страны, которые уже сейчас переориентируют свои производства на дешевое отечественное топливо. В случае начала экспорта стоимость газа увеличится, а значит, корпорации будут противодействовать выводу топлива на внешние рынки. Второй момент - чисто технологический. Добыча дешевого газа вовсе не означает его дешевизну после соответствующей обработки и закачки в баллоны СПГ, а с учетом затрат на транспортировку стоимость такого сырья с легкостью достигнет современных общеевропей-ских величин.
Это значит, что говорить о полноценной поддержке со стороны США тут никак нельзя - скорее, речь идет о политическом патронировании и небольших расходах, связанных с инициативой. То есть уже сейчас из документа Лугара можно безболезненно изъять целое направление - заокеанское.
Маршрутная такса
Не менее утопична и вторая часть документа - относительно южного коридора для экспорта каспийских ресурсов. Мы не будем останавливаться на дипломатической и политической составляющей подобных проектов. Достаточно сказать, что от них Европа однажды уже отказывалась ввиду технологической сложности и политической непредсказуемости.
Но предположим, что некие силы решили вернуться к обсуждению этих направлений. Первый же экономист, который возьмет на себя труд оценить рентабельность проекта, скажет: для европейского южного газового коридора, в том числе "Набукко", существует одна и та же вечная проблема: для них нет газа. Вот что, например, считает член Общественной палаты России, сопредседатель Совета по национальной стратегии России, экономист и политолог Иосиф Дискин:
"Изначально сырьевой базой для заполнения "Набукко" считался иранский и туркменский газ. Сегодня использование иранского газа невозможно из-за политических причин, так как в иранском вопросе Европа пошла следом за США, лишив себя этой возможности. Что касается Туркмении, то там больше ориентируются на китайский рынок".
С учетом вышеизложенного, как считает Дискин, Nabucco West, TAP, а также инициированный недавно Турцией и Азербайджаном TANAP являются не экономическими, а политическими проектами со слабой экономической основой. "Инициаторы этих проектов начинают объяснять своим заказчикам, что все вскоре наладится, что ситуация с Nabucco West быстро разрешится, а россий-ский "Южный поток" обладает неясными перспективами: Это несмотря на то, что проект "Южный поток" стабильно и последовательно реализуется", - заметил Дискин, назвав действия европейской стороны политическими играми.
Но самое главное, чего нет в стратегии Лугара - это очевидного китайского фактора. Тот же Дискин, например, упомянув вскользь турк-менский газ, подчеркнул, что он уже полностью зарезервирован китайцами. Примерно то же самое можно сказать об узбекском газе и частично о казахстанском. То есть уже сейчас созданы условия, при которых вряд ли поможет дипломатическое давление.
Но интереснее всего в этом контексте то, что и СПГ из США возить в Европу тоже не имеет смысла, даже если на это согласятся промышленные гиганты гегемона. Дело в том, что рынок этот не регулируется государством, и, согласно бизнес-исследованиям, СПГ из США (даже если стоимость его сделают ниже рыночной) уйдет в сторону Юго-Восточной Азии - просто в силу законов рынка. Догадывается ли об этом разработчик? Полагаем, что да. И если даже сам Лугар осознает утопичность своей инициативы, значит, это в чистом виде идеологический документ.
Болат Шакуев