ИАЦ "Кабар": Политическая конкуренция по кыргызски в 2012 году
29/12 16:05, Информационное Агентство Кабар
Политическая жизнь Кыргызстан на новом постреволюционном этапе оказалась тесно связаной с деятельностью партий. И это вполне закономерно, парламентская форма правления как раз и предполагает их активное участие в управлении государством. Однако настораживает тот факт, что подобных политических организаций стало слишком много для маленькой республики.
На настоящее время официально зарегистрировано более 180 политических партий. К сожалению, законы диалектики пока на их деятельности не сказываются - количество никак не переходит в качество. По мнению политологов, программы подавляющего большинства партий мало чем отличаются друг от друга, разве что в каких-то нюансах, при этом каждая обещает бороться, искоренять, поднимать, улучшать, повышать и т.д. А некоторые просто создаются под некоторых известных и популярных политиков. Благо, нереализованных амбиций у представителей местного политбомонда, хоть отбавляй.
Например, за 45 мест в Бишкекском городском кенеше боролись 23 политические партии. При этом демократическое многообразие сыграло злую шутку, казалось бы, вот она - политконкуренция, выражай своё мнение открыто, критикуй существующую власть, доводи до населения свою программу, эфирного времени для дебатов у всех было предостаточно, но ежевечернее выступление такого количества кандидатов в городской совет, подобно мельканию пейзажа за окном автобуса, видимо, изрядно поднадоело населению, что большая часть электората просто проигнорировала выборы, явка избирателей составила немногим более 31 %.
По мнению политологов, большое количество претендентов часто мешает гражданам сделать свой выбор, обилие пустых обещаний, критики оппонентов, открытых обвинений не добавляет оптимизма, усиливает нигилистические настроения, укрепляет недоверие граждан к политической системе, и в конечном итоге они просто под разными предлогами не идут голосовать, так как не верят в возможность что-то изменить, как-то повлиять на избирательный процесс. Как отмечают эксперты, при выборе между 3 - 5 партиями разница в программах, во взглядах на решение наболевших проблем прослеживается более чётко, а при большом количестве претендентов границы между ними как бы расплываются, поэтому многим из существующих партий перед выборами стоило бы объединиться на основе общей платформы, только тогда у них появился бы шанс преодолеть 7-процентный пороговый барьер и попасть в горкенеш.
А в итоге, как и предполагалось, в Бишкекский горкенеш попали четыре опытных участника выборного процесса, уже достаточно длительное время присутствующие на политическом олимпе Кыргызстана - СДПК, «Республика», «Ата-Мекен», «Замандаш-Современник». На днях уже была сформирована коалиция, в которую первоначально вошли социал-демократы и «Замандаш-Современник, позднее к ним присоединился и «Ата-Мекен». «Ар-Намыс» осталась вообще за бортом, но это особенно никого не удивляет - партия теряет свои позиции, скандалы и внутрипартийные разборки ее рейтинг не поднимают. А в общем, по республике явка электората была выше, чем в Бишкеке, и составила 51,13% от общего количества избирателей.
При этом стоит отметить, что в регионах активность партий была намного ниже, чем в столице, в провинциальные городские кенеши по партийным спискам избрано всего 9,3 % от общего количества депутатов, по многомандатным округам - 22, 5 %. Факт, который говорит о том, что партиям есть куда расти, в сельских районах они пока ещё не освоились, конкретной работы по завоеванию доверия местного населения вполне хватает. С учётом того, что более 60 % населения республики живут в сельской местности, есть над чем задуматься в преддверии будущих предвыборных баталий. Как это не покажется странным, но даже в ситуации с явно невысокой активностью электората некоторые политики находили что-то положительное, что называется, пытались сделать хорошую мину при плохой игре, публично заявив, что зарегистрированная низкая явка избирателей свидетельствует о том, что выборы прошли честно, приписок на избирательных участках практически не было. И правда, есть чему радоваться.
Скандал с показанным по телеканалам сюжетом, заснятом скрытой камерой, в котором показана представительница партии «Республика», инструктирующая молодых людей перед выездом на так называемые «карусели», доверия граждан нисколько не добавила. Наоборот, в СМИ заговорили о грязных методах политической борьбы, о «сливе компроматов», об использовании выборных политтехнологий.
Озвученные недавно Центризбиркомом цифры также говорят о том, что нарушений хватало. По итогам выборов в ЦИК поступило 209 заявлений о рассмотрении нарушений избирательного законодательства. Впервые в истории Кыргызстана на 61-м избирательном участке был произведён перерасчёт голосов, на 19 из которых выборы признаны недействительными. По 26 правонарушениям материалы дела отправлены в Генеральную прокуратуру, в судах рассматривается 10 дел.
Что и говорить, былые методы подтасовки результатов голосований ещё не изжиты, традиции честной политической конкуренции пока у нас не появились, условий при прежних режимах для их взращивания, конечно, не было. Но и долго раскачиваться времени тоже нет. Основу для проведения будущих честных выборов, которые, в общем-то, не за горами, надо готовить сейчас.
Об этом сказал и президент республики Алмазбек Атамбаев на пресс-конференции по итогам года в резиденции «Ала-Арча». По его словам, последние выборы показали, что Кыргызстан не готов к честным выборам, как по технической, так и законодательной базам. Данный вопрос он пообещал поставить перед премьер-министром, чтобы следующие выборы прошли максимально прозрачно. «Надо менять закон «О выборах». В случае необходимости мы изыщем деньги для биометрических паспортов, чтобы исключить какие-либо махинации. Нам нужно вернуть доверие граждан к выборам, надо будет - установим камеры слежения, тогда и «каруселей» не будет», - отметил в своём вступлении глава государства. По мнению местных экспертов, при всех издержках становления парламентской формы правления другого пути у Кыргызстана нет. Чрезмерная концентрация власти в руках одного человека неизменно кончается злоупотреблениями, расцветом коррупции, ограничениями гражданских свобод и в конечном итоге свержением режима. Свидетельством тому являются две революции.
Это понимает и президент, сказавший на упомянутой пресс-конференции, что президентская форма правления нашей республике противопоказана, потому что семейно-клановый режим и сильная вертикаль власти в Кыргызстане не приводит ни к чему хорошему, подчеркнув при этом, что нынешняя парламентская форма придала больше открытости всем ветвям власти.
Как отмечают политологи, на настоящем этапе партиям следует развиваться, учиться честной политической конкуренции, завоёвывая доверие избирателей не деньгами, а перспективными программами, конкретными проектами, которые могут поднять экономику Кыргызстана, улучшить жизнь населения республики. Как бы то ни было, но свойственная данной форме правления система сдержек и противовесов начала работать.
Некоторые результаты этой работы мы уже наблюдаем на примере Жогорку Кенеша, где фракции контролируют друг друга, критикуя и предавая огласке неблаговидные деяния своих коллег и высокопоставленных чиновников из другого партийного цеха. Именно подобная критика предшествовала распаду двух прежних коалиций большинства, при чём, в последнем случае обвинения раздавались со стороны фракций, входящих в коалицию, с чем была связана и отставка премьер-министра О.Бабанова и его правительства.
По мнению аналитиков, к издержкам подобного партийного противостояния можно отнести частую сменяемость состава кабинета министров. За два года работы нынешнего парламента республики уже третье правительство пытается улучшить состояние экономики страны. Конструктивной критике и умению сотрудничать в интересах страны партиям ещё предстоит научиться. От этого зависит так необходимая для развития стабильность в обществе, а значит и будущее республики.
Мирлан Алымбеков,
ИАЦ «Кабар»