CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

С афганским рождественским приветом

29 декабря 2012

С афганским рождественским приветом

28.12.2012 05:12, dn.kz

Соединенные Штаты откровенно не знают, что им дальше делать с Афганистаном. Но признаются в этом они только сами себе

Юрий Сигов, Вашингтон

В наступающем новом году американскому руководству придется кардинально решать две важнейшие для себя внешнеполитические задачи - иранскую ядерную проблему и определяться с будущим Афганистана. Что одна, что другая проблема, по сути дела, не имеют ни одного мало-мальски приемлемого для Америки выхода. И что бы ни надумали по этому поводу в Белом доме - все окажется либо очень плохо, либо так плохо, что будет плохо абсолютно всем, а не только американцам.

«Иранским проектом» Белый дом плотно займется, судя по всему, как только станет ясно, кто же все-таки возглавит Пентагон и госдепартамент (потому как это будут ключевые ведомства, которым предстоит доводить «до ума» иранский ребус). А вот что делать с Афганистаном, что нынешним, что новым членам кабинета Б. Обамы (ни ему самому) по-прежнему неведомо.

Может кому-то показаться странным, что судьба Афганистана вроде как остается неопределенной, потому что опять-таки вроде бы было официально объявлено о выводе американских войск из этой многострадальной страны. Да и все союзники-партнеры по коалиции США ждут не дождутся, когда же можно будет и свои воинские подразделения оттуда поскорее вернуть по домам.

В течение всего нынешнего года только и обсуждалось (почти всегда - «на кофейной гуще»), что же все-таки в Вашингтоне надумали делать дальше с Афганистаном, сколько там войск оставлять и каких именно, и кого прочат в будущие афганские президенты вместо явно «уставшего от непосильной ноши-работы» Х. Карзая.

Показательно, что назывались и цифры «надолго остающихся» от Пентагона (от 25 до 50 тысяч военнослужащих), и точки их дислокации тоже вроде бы уже определены. Да и заодно с талибами, казалось бы, вот-вот будет найден общий язык. И по крайней мере сразу свергнуть афганское нынешнее руководство повстанцы не осмелятся (хотя кто и кому в этом мире вообще может дать гарантии, когда речь идет о полноте власти по всей стране?)

Но суть проблемы здесь в том, что в самом Вашингтоне ни один даже самый высокопоставленный чиновник толком не сможет даже на полпроцента предсказать, что будет ожидать Афганистан к концу 2014 года, и подтянут ли к тому времени к окрестностям Кабула вездесущие талибы свои подразделения. Да и неясно, захотят ли американские войска, которым придется, скорее всего, самих себя защищать, чем кого другого, вмешиваться в межафганские разборки, которые могут вновь превратиться в полномасштабную гражданскую войну.

Армия у Карзая вроде бы есть И вроде бы «почти что нет»

С учетом того, что на Б. Обаму с Нового года навалятся сложнейшие внутренние проблемы (прежде всего финансовый «обвал», который может вызвать значительное падение экономических показателей страны), ему наверняка хотелось бы побыстрее определиться с Афганистаном и точно для себя решить - как скоро надо выводить оттуда войска и сколько их все-таки в Афганистане оставить, чтобы там все тут же после ухода сил коалиции не «обвалилось»,

И здесь возникает какая-то явная нестыковка тех данных, которые от американской армии и разведки идут в конгресс, и тех, что хотят докладывать президенту страны с тем, чтобы он побыстрее выводил американский воинский контингент из Афганистана. Так, по данным военной разведки, боеспособность афганской армии остается крайне низкой. И самостоятельно, без участия офицеров стран коалиции, подразделения вооруженных сил Афганистана вряд ли смогут вести полноценные боевые действия.

Также американские военные сигнализируют членам конгресса США, что у подразделений афганской армии весьма низкая боевая подготовка, невысока моральная устойчивость, не хватает там квалифицированных кадров по всем основным военным специальностям. И кроме столицы Кабула (да и то с помощью американцев), армия, подчиненная Х. Карзаю, остальную территорию страны фактически не контролирует.

Если же к этому добавить повальную коррупцию, неэффективность гражданского управления администрации Х. Карзая и множество других проблем, которые за все годы присутствия сил коалиции в Афганистане так и не были решены, то картина складывается вроде бы более чем печальная. К тому же американские военные в своих сводках начальству утверждают, что у талибов по-прежнему очень прочные позиции в стране, особенно в ее восточных и южных провинциях. И стоит силам коалиции уйти из Афганистана, как сторонникам движения «Талибан» не составит большого труда вновь вернуться к власти.

Пока воинские подразделения правительственных сил надеются на помощь и рещающую роль сил коалиции. Но стоит этим частям покинуть тот или иной район Афганистана, там сразу же создается реальный вакуум власти и, что немаловажно, элементарной безопасности. Хотя общее число военнослужащих правительственной армии и сил полиции составляет более полумиллиона человек, в том, что они смогут контролировать обстановку и обеспечивать безопасность граждан после ухода американцев, нет никакой уверенности - причем не только в Вашингтоне, но и в Кабуле.

Не случайно поэтому, что президента Афганистана Х. Карзая охраняют американские спецназовцы, афганские полицейские и военные периодически стреляют в спины своим натовским кураторам да инструкторам. А что будет после того, как основной воинский контингент сил коалиции покинет Афганистан (если такое, разумеется, вообще случится), просчитать сегодня не возьмется никто.

По поводу же того числа военных в силах коалиции, которое предлагается оставить после вывода основного контингента, до сих пор царит полная неясность. Сейчас американский армейский контингент в Афганистане составляет более 65 тысяч солдат и офицеров. После долгих подсчетов Пентагон вроде бы определил, что хватит для «присмотра за порядком» оставить в этой стране около 20 тысяч военных. Да еще пару-тройку тысяч спецназавцев для выполнения «особо опасных заданий по подавлению наиболее боеспособных подразделений движения «Талибан».

Но сейчас из уст уходящего на пенсию министра обороны США Л. Панетты звучит уже цифра «всего» в 5-6 тысяч американских военных, которых надо будет оставить в Афганистане «на всякий случай» после 2014 года. Вот только что они там будут делать? Сами себя в осажденных крепостях защищать, или постоянно просить подкреплений от американских баз, дислоцированных на территории стран Центральной Азии?

Войну в Афганистане надо кончать, потому что она не популярна у американского общественного мнения. А что, об этом только что в Вашингтоне стало известно?

Масса странностей происходит и относительно сроков вывода американских войск из Афганистана, которые не только постепенно меняются, но и какими-то новыми «дополнительными условиями» все время обставляются. Для начала надо четко уяснить, что сроки, определенные до конца 2014 года для вывода основной части военнослужащих армии США из Афганистана - исключительно предварительные и условные. И стоит ситуации ухудшиться (хотя куда уж хуже да непонятнее ей еще быть), то все «стратегические планы» Пентагона по этой военной операции могут быть оперативно пересмотрены.

Далее, совершенно непредсказуемо, как будет дальше по отношению к афганским делам вести себя Пакистан. Именно там базируются основные отряды талибов, именно туда они уходят после столкновений с правительственными войсками и частями сил коалиции. И именно оттуда они тут же вернутся, стоит американцам свои боеспособные части, особенно из южных провинций, вывести.

Помимо этого, с Пакистаном не самые лучшие отношения сложились у нынешнего афганского руководства. И предстоящие президентские выборы и в той, и другой стране вряд ли внесут какие-то надежды на улучшение этого весьма непростого соседства. К тому же плохие нынче отношения у Пакистана и с Соединенными Штатами, что также не добавит плюсов к возможности хотя бы примитивной нормализации ситуации в самом Афганистане.

А ведь есть еще «иранский фактор», который также немало завязан именно на дальнейшем пребывании американской армии в Афганистане. Чем и в каком формате завершится иранская ядерная программа, и что в ответ на нее предпримет Вашингтон, мало кому под силу сейчас разгадать. Но то, что Афганистан от этого продолжающегося противостояния между Вашингтоном и Тегераном пострадает - несомненно.

Ко всему прочему война в Афганистане становится все более непопулярной в американском обществе и поэтому вроде бы выводить войска сил коалиции оттуда надо как можно быстрее - и не связывать себя особо никакими установленными весьма произвольно сроками. Тут, правда, есть понятие международного престижа и сохранения имиджа, чем Соединенные Штаты «просто так» поступиться не могут. Да и самому Б. Обаме хотелось бы уйти из Афганистана не с позором и «при попытке к бегству», а с более-менее выполненной задачей по сохранению этой страны как хотя бы минимально функционирующего государства. И чтобы оно при неизбежном возвращении в страну талибов не превратилось в «горное Сомали».

Вот только как это сделать? Ведь в конгресс пентагоновские специалисты посылают доклады о том, что ситуация в Афганистане крайне шаткая и нестабильная, а вывод войск оттуда может обернуться большими неприятностями - причем не столько для самой афганской стороны и лично Х. Карзая, сколько для Соединенных Штатов. А во время визита министра обороны США в Кабул ему «вдруг» стали расхваливать якобы «невиданные прежде успехи» афганской армии. Так что же там, в этом многострадальном Афганистане, на самом деле-то творится?

Поторопиться с выводом, конечно, можно. Но как бы ни пришлось потом торопясь в Афганистан возвращаться

В середине января намечается визит в Вашингтон президента Афганистана Х. Карзая и его переговоры с Б. Обамой. Тогда, по идее, и должны стать известными окончательные сроки и вывода войск стран коалиции из Афганистана, и численность того контингента, который там «на хозяйстве» останется. Одновременно с этим определится и конфигурация невоенного присутствия Соединенных Штатов в этой стране, с чем есть пока очень даже большие неясности и серьезные неувязки.

Цель у Белого дома сейчас одна - ускоренными темпами уйти из Афганистана, потому что пребывание там никаких реальных изменений ситуации ни в самой этой стране, ни в регионе не приносит. Будет оставляться и передаваться частично американское оружие и техника как афганской армии, так и соседним центральноазиатским государствам. В самом Афганистане постараются оставить только самые необходимые подразделения американской армии, без которых нельзя будет обеспечить ни безопасности того же Кабула, ни находящихся на афганской территории американских гражданских специалистов.

Хотя как раз с ними пока не совсем понятно, что делать. Дело в том, что поначалу была идея оставить на территории Афганистана четыре крупные военные базы армии США - в каждом из регионов страны. Однако потом выяснилось, что кроме как защищать самих себя они ничего там не смогут делать. А если начнутся бои между правительственными войсками и отрядами талибов, то без серьезной военной поддержки (той же авиации) этим американским подразделениям ввязываться в боевые действия будет просто черезвычайно опасно.

Широко разрекламированные программы реинтеграции талибов в мирную жизнь по большей части особого успеха не принесли. Да и при той системе, в которой они осуществлялись, принести, наверное, не могли. Не говоря уже о том, что к любому иностранному присутствию - даже с благородными, на первый взгляд, целями- в Афганистане среди обычных людей сохраняется довольно стойкая неприязнь. Так что сотрудники тех же неправительственных или международных организаций, оставленные силами коалиции без надлежащей охраны, тут же становятся мишенями для всех тех, кто Америку и весь этот «международный помогающий интернационал» на дух не переносит.

Сокращать расходы конгресс США решил и на дипломатическое присутствие Америки в Афганистане. Так самое большое нынче в мире посольство (более 16 тысяч сотрудников) будет сокращено в течение следующего года вполовину. Из семи запланированных консульств Соединенных Штатов на афганской территории решено оставить только два - да и то с существенно сокращенным дипперсоналом. Таким образом, если дело пойдет подобным образом и дальше, то в Афганистане может либо вообще остаться лишь чисто символическое американское присутствие, либо ситуация там вновь обострится, и никуда вся эта многотысячная военная махина Пентагона вообще с места не сдвинется.

Фактически складывается несколько парадоксальная и во многом запутанная ситуация. Ведь весьма ответственные с виду американские чиновники говорят одновременно и вроде бы о некоем успехе в Афганистане, а соответственно - и о том, что к концу 2014 года вывести основные войска оттуда можно будет без проблем. И в то же время остается вполне оправданная тревога относительно того, что все эти «бодрые рапорты с мест», идущие на стол хозяину Белого дома, - явно выдача желаемого за действительное. А в реалиях дела в Афганистане идут очень даже неважно, обстановка нестабильна, и всю опасность там происходящего, судя по всему, мало кто до конца осознает.

Поэтому вполне может так сложиться, что к визиту Х. Карзая в Вашингтон Б. Обаму отдельные «приближенные к телу» советники смогут все-таки убедить в необходимости скорейшего вывода войск из Афганистана. И тогда военная машина «ускоренного ухода» Пентагона закрутится с новой силой. Вот только не пришлось бы ее потом на полном ходу по новой разворачивать в обратном направлении и опять возвращать к «местам постоянной афганской дислокации»...

dn.kz

Предыдущая статьяПретенденты на роль гарантов мира в Центральной Азии - Военно-техническая зависимость в обмен на нефть и хлопок
Следующая статьяИАЦ "Кабар": Политическая конкуренция по кыргызски в 2012 году :: Информационное Агентство Кабар