Выборы без выбора
Ситуация в Иране продолжает накаляться
23.05.2013, ЭХО
НУРАНИ 0
Выборы без выбора
Внутриполитическая ситуация в Иране в преддверии назначенных на июнь выборов президента продолжает накаляться. Первоначально счет желающих участвовать в президентской гонке, напомним, шел на сотни: таковых оказалось 686 человек. Однако знающие люди уже тогда предупреждали: голосование по "многостраничному бюллетеню" иранским гражданам не грозит, и до финального этапа гонки будут допущены немногие.
Теперь же в Тегеране объявлено решение Совета стражей конституции ИРИ. Согласно ему, до президентских выборов допущены 8 кандидатов: примыкающие к реформаторскому крылу бывший первый вице-президент Ирана Мухаммад Реза Ареф, экс-секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана и бывший переговорщик с "шестеркой" по иранской ядерной программе Хассан Рухани, а также экс-министр почты и телеграфа Сейед Мохаммад Карази, а из числа политиков консервативного толка в списке остались экс-министр иностранных дел страны Алиакбар Вилаяти, мэр Тегерана Мухаммад Бакер Калибаф, бывший командующий Корпуса стражей исламской революции Махсан Резайи, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили и экс-спикер меджлиса Ирана Алям Хадад-Адель. Все 12 членов совета считаются союзниками духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, отмечает Русская служба ВВС. И вряд ли можно считать случайным, что почти все одобренные ими кандидаты имеют репутацию ультраконсерваторов, тесно связанных с иранским религиозным истеблишментом. Единственным исключением на их фоне выглядит бывший вице- президент и министр технологий страны Мохаммад Реза Ареф.
Сегодня в Иране с понятным вниманием строят прогнозы, кто займет пост президента страны после июня. Как отмечает в этой связи "Газета.ру", местные наблюдатели считают одним из наиболее вероятных кандидатов 67-летнего советника верховного лидера Ирана по международным проблемам Али Акбара Вилаяти, который на протяжении 16 лет (с 1981 по 1997 год) занимал пост министра иностранных дел Ирана. В качестве еще одного вероятного претендента на пост президента местные СМИ называют 51-летнего мэра Тегерана Мухаммада Калибафа. Он уже выставлял свою кандидатуру на президентских выборах Ирана в 2005 году, однако набрал тогда меньше 14% голосов и не смог пройти во второй тур. В сентябре 2005 года он был избран мэром Тегерана, сменив на этом посту выигравшего тогда президентские выборы Махмуда Ахмадинеджада.
Однако куда более активно обсуждается другая новость. Накануне Государственное телевидение Ирана заявило, что не допущены до президентских выборов Советом стражей конституции Ирана бывший президент страны (с 1989 по 1997 год) Акбар Хашеми Рафсанджани и родственник уходящего со своего поста Ахмадинеджада, его протеже Эсфандияр Рахим Машаи.
Одними из первых решение Совета стражей прокомментировали в США. Представитель Госдепартамента США Патрик Вентрелл заявил журналистам, что МВД Ирана не допустило к участию в выборах тех кандидатов, которые действительно могли бы представлять интересы иранского народа, передает Reutere. По словам Вентрелла, совет отобрал только тех кандидатов, "которые будут представлять интересы режима, а не иранского народа", цитирует агентство заявление представителя госдепа.
Впрочем, судя по поступающим из Ирана данным, Хашеми-Рафсанджани готов смириться с отстранением от гонки. Он дал понять, что не будет выступать против решения исключить его из числа кандидатов, допущенных к участию в президентских выборах. "Хашеми-Рафсанджани не будет оспаривать свою дисквалификацию", - приводит агентство Франс Пресс слова руководителя избирательного штаба экс-президента. Иное дело - Машаи, который является протеже и близким родственником действующего, точнее, уходящего президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. Сам Машаи назвал решение о недопуске до выборов несправедливым и пообещал добиваться справедливости у аятоллы Али Хаменеи. "Если будет на то воля Аллаха, этот вопрос будет разрешен", - цитирует политика полуофициальное иранское агентство Fars. Предвыборный штаб Рахима-Машаи заявил о намерении "всеми законными методами" добиваться решения об отмене дисквалификации своего кандидата. В поддержку своего сторонника выступил и президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Как сообщалось ранее, он намерен обратиться к верховному лидеру страны аятолле Али Хаменеи с просьбой об отмене решения о дисквалификации.
Ставки действительно высоки. Как напоминают эксперты, еще в 2011 году Ахмадинеджад стал объектом яростных атак со стороны ультраконсервативного духовенства, причем камнем преткновения тогда стали как раз попытки Ахмадинеджада обеспечить избрание на назначенных на 2013 год выборах своего родственника и главы администрации Эсфандияра Машаи, которого он попытался сделать вице-президентом. Эта борьба закончилась тем, что весной 2011 года несколько сотрудников аппарата президента во главе с Машайе даже были ненадолго арестованы. Это стало началом долгой кампании по дискредитации президентского окружения, причем контролируемый консервативными богословами меджлис несколько раз публично унижал самого Ахмадинеджада, обсуждая даже перспективы импичмента. В прессу выплеснулись сведения, что президенту ИРИ может грозить 74 удара плетью за то, что он лично сопровождал Машаи, когда тот подавал документы для регистрации.
Напоминают эксперты и о другом. Первоначально Ахмадинеджад пользовался поддержкой и покровительством духовного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи. Такое положение дел сохранялось вплоть до его переизбрания на пост президента в 2008 году. Но затем между духовным и светским главами Ирана начались трения. Амбициозный Ахмадинеджад начал планомерно выдавливать из государственных структур представителей духовенства, заменяя их своими сторонниками из числа активистов "Басидж" и т.д. Что вызвало резкое сопротивление муллократии.
Теперь же, по мере приближения выборов, ситуация накаляется до предела. Во-первых, нарастает раскол во власти. Во-вторых, волнения на улицах Тегерана, Тебриза, Исфагана, других городов ИРИ оказались слишком жестоким и суровым доказательством: в иранском обществе, где нарастает усталость от "жесткого исламского режима", вряд ли безропотно смирятся с отнятым выбором. А в-третьих, внутриполитическая "буря" поднимается в Иране на фоне предельного обострения внешнеполитической ситуации вокруг этой страны. Где иранская муллократия противостоит не только и не столько США, столько арабским монархиям Залива. Интересы Ирана, с одной стороны, и Саудовской Аравии с ее союзниками, прежде всего Катаром, с другой, пересеклись не только в Сирии. Уже много месяцев продолжается внутреннее противостояние в Бахрейне, где Эр-Рияд поддерживает правящую династию, а Иран - шиитских мятежников. Похожий расклад - в Йемене. До предела накалилась обстановка в Ливане. Здесь, сообщает BBC News, не менее 10 человек были убиты и 70 ранены в результате боя между шиитами и суннитами в ливанском городе Триполи у границы с Сирией.
Иран, в свою очередь, явно стремится нанести "ответный удар". Министерство внутренних дел Саудовской Аравии объявило об аресте 10 человек в рамках дела о шпионаже. Сеть нелегалов была раскрыта в марте 2013 г. - силовики задержали по обвинению в сборе секретной информации 18 человек. Теперь под стражу взяли 10 человек, в том числе восемь саудовских подданных, ливанца и турка, передает Би-би-си. Наблюдатели полагают, что агенты работали на Тегеран. Стоит обратить внимание, что все задержанные подданные Саудовской Аравии являются шиитами из восточных провинций королевства, где ранее прошли массовые акции протеста за предоставление более широких прав религиозным меньшинствам. А Иран уже давно подбирается к шиитской общине Саудовской Аравии, пытаясь спровоцировать мятеж в "нефтяном королевстве". А это означает, что ситуация и в самом Иране, и вокруг него развивается по труднопредсказуемому сценарию.