Бессирие
?: 24 (1049)
21.06.2013 11:51, dn.kz
Саммит G--8 выявил диаметрально противоположные взгляды по конфликту в Сирии, которые свели к бессмысленному компромиссу
Владимир ИВАНОВ
СИМВОЛОМ саммита «Большой восьмерки» в Ольстере стало фото, на котором президенты США и России сидят так, будто не хотят иметь друг с другом ничего общего и все попытки договориться между ними провалились. Это, конечно, не совсем так, ведь некое итоговое коммюнике по главной теме - войне в Сирии - G-8 приняла, однако его содержание - просто недоразумение и нисколько не изменит ситуацию ни вокруг сирийского конфликта, ни внутри него. Между тем конфликт в Леванте все разрастается и постепенно начал «переползать» на соседние страны - Ливан, Иорданию, Ирак. И даже избрание нового иранского президента на прошлой неделе, за глаза записанного в либералы, Хасана Роухани вряд ли что-то изменит в глобальной межконфессиональной битве, развертывающейся в пространстве между Багдадом и Бейрутом, дугой проходя через Дамаск. В каждой из этих трех арабских стран внутригражданские конфликты перешли в стадию, когда к ним активно подключились внешние силы. В данном случае отказ от действий по ограничению военных усилий режима в Дамаске приведет к эскалации, а не к снижению интенсивности конфликта.
Ввиду жесткой позиции России, отказавшейся поддерживать призывы крупнейших арабских стран по созданию бесполетных зон в Сирии, лидеры крупнейших мировых держав не нашли ничего более умного, чем порекомендовать и режиму Асада, и повстанцам «объединить усилия для того, чтобы вытеснить из страны «Аль-Каеду» и всех, кто с ней связан». Предполагается, что в Женеве будет собрана мирная конференция, где повстанцы и правительство смогут «обсудить пути урегулирования конфликта». Совместное коммюнике говорит о «недопустимости военного вмешательства в гражданскую войну» и настаивает «на политическом решении вопроса». Для справки напомним, что в этом гражданском конфликте, по подсчетам ООН, погибли уже 93 тысячи человек. Совершенно очевидно, что отряды сирийской оппозиции, в составе которой режиму противостоят группировки «Джабхат ан-Нусра» и еще несколько джихадистских формирований, в которых воюет много иностранцев, в том числе и казахстанцы, не начнут объединяться с частями сирийской армии, «Хезболлы» и алавитского ополчения «Шабихи» против товарищей по оружию.
После того как две недели назад правительственным войскам при поддержке ливанских и иракских боевиков удалось захватить стратегический важный город Эль-Кусейр на ливанской границе, танковые колонны рвутся к Алеппо, крупнейшему городу страны, наполовину контролируемому повстанцами. Представить, чтобы все вдруг повернулось так, как «хочется коммюнике G-8», можно только если в Сирии высадились бы агрессивные инопланетяне и встал вопрос о выживании человечества как вида. Сейчас же годы межконфессионального насилия и взаимных репрессий, горы трупов - все это кровью скрепило враждующие группировки, и нет никаких оснований предполагать, что это изменится. Зато есть все основания предполагать, что усилится межконфессиональное насилие в Ираке и Ливане, где суннитские вооруженные группы будут стараться оттянуть от Сирии военные формирования местных шиитов, помощь которых режиму Асада дала тому временный перевес в битве за Эль-Кусейр. Ясно, что не новый иранский президент Роухани будет решать вопросы посылки новых подкреплений в Дамаск, а рахбар Ирана Хаменеи, который уже продемонстрировал это, послав в Сирию еще несколько тысяч солдат Корпуса стражей исламской революции (паздаров) и ополченцев басидж.
Поэтому все, что содержится в тексте, принятого в Ольстере документа, - не более чем просто слова, оторванные от реальности. «Участники встречи также единогласно осудили применение в Сирии химического оружия и призвали власти страны допустить международных наблюдателей к расследованию соответствующих инцидентов. При этом, по словам президента России Владимира Путина, не все страны сошлись во мнении, что химическое оружие использовали именно власти Сирии - некоторые государства считают, что веских доказательств этому на данный момент нет», - описывает компромиссное коммюнике BBC News.
Западные комментаторы сошлись на том, что это - победа Владимира Путина. Не прозвучало осуждения Башара Асада, было отвергнуто предложение по созданию бесполетных зон на территории Сирии, Россия заявила, что и дальше будет поддерживать и поставлять вооружение Дамаску. Вместе с тем это, очевидно, пиррова победа, и Москва теряет больше, чем приобретает благодаря неуклонной защите режима в Дамаске. «Сирийский вопрос окончательно оторвал Россию от остальных участников G8, сделав из нее не партнера по дружескому клубу, а силу, открыто ему противостоящую, - отмечают обозреватели российского сайта Lenta.ru. - Неудивительно, что в западных СМИ все чаще цитируют оговорку канадского премьера Стивена Харпера, заметившего, что саммит вернулся в формат «Семь плюс один». Хотя Харпер уже заявил, что его «неправильно поняли», эксперты назвали его слова не случайными. Суть рассуждений тут, видимо, такова. Во времена Бориса Ельцина Москве не хватало экономической мощи, чтобы заседать в G7 наравне со всеми. Теперь же Запад задается вопросами по поводу сущности политического режима в России, ведь «Семерка» изначально создавалась как клуб лидеров индустриально развитых демократических стран. Официальные лица в России и на Западе пока этого вслух не говорят, но в Северной Ирландии впервые за многие годы у многих появилось ощущение, что президент РФ - возможно, чужой на этом форуме мировой элиты. И если Россию вскоре попросят на выход, на Западе никто сильно не удивится».
Формально же итогом североирландских переговоров по Сирии стал «пшик». «После двухдневних переговоров российский лидер Владимир Путин отказался подписать коммюнике с недвусмысленным призывом к смещению Башара Асада, на котором настаивали другие страны, - пишет публицист Джон Кэссиди, напечатавший в журнале New Yorker статью под заголовком «Восьмерка». Обама и Сирия: почему Путин взял верх». - Поскольку Москва заблокировала консенсус, «Восьмерке» пришлось ограничиться вялым коммюнике, призывающим к «переходному правящему органу, который обладает всей полнотой исполнительной власти и сформирован по общему согласию». Включает ли это согласие Асада и его дружков?... Путин не пошел на уступки. Путин взял верх над другими лидерами. В том, почему это произошло, нет ничего загадочного. В отличие от них он прекрасно знает, чего он хочет и что готов сделать для достижения своей цели: Встав на сторону Асада, Путин продолжает традиционный российский курс на то, чтобы ограничить англо-американское влияние на Ближнем Востоке, защитить старых союзников Москвы и осложнить жизнь их противникам. В свете сокращения российской роли в мире можно было бы решить, что у этой стратегии нет никаких шансов на успех. Тем не менее пока она победоносна. Усилившись за счет поддержки России, Ирана и «Хезболлы», режим Асада медленно оттесняет отряды оппозиции».
Невозможность для «Восьмерки» локализовать конфликт в Сирии показывает, что старые механизмы международного сообщества, которые должны были сформироваться после развала СССР, так и не заработали. В итоге лучшее, что крупнейшие страны мира, как оказалось, могут сделать в случае с конфликтом, угрожающим глобальной межмусульманской смутой, это: поставлять оружие обеим сторонам. Мир расписался в своем бессилии: