ТАКОЕ "НКПД", И КТО РАСПРЕДЕЛЯЕТ КВОТЫ НА КАСПИИ?
Сегодня будет рассмотрен окончательный вариант НКПД в области охраны окружающей среды Каспия
Ф.МИЛА
Сегодня - Международный день охраны окружающей среды. А мы, анализируя материалы различных СМИ, обратили внимание на то, что полной ясности по некоторым, активно освещаемым проблемам, все равно нет. Что, например, стояло за фразами об "экологии", которые произносили президенты стран на Ашгабатском саммите? За ними скрывается огромная работа, которая ведется в странах Каспийского региона уже несколько лет. И одно из "кодовых слов" здесь - это "НКПД", то есть НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАСПИЙСКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ. На наши вопросы ответил Расим Саттарзаде, руководитель сектора аналитической информации Министерства экологии и природных ресурсов.
- Национальный каспийский план действий разрабатывается по инициативе Каспийской экологической программы (КЭП). Его разработке предшествовала большая подготовительная работа в странах Каспийского региона. А конкретные работы над окончательным документом НКПД в Азербайджане начались на полгода позже, чем в других каспийских странах. Это было связано с большими структурными изменениями и образованием нового министерства экологии и окружающей среды. Тем не менее, ни одна страна еще не закончила над ним работы, а у нас уже готов его первичный вариант.
На этой неделе мы представим его в координационное бюро программы КЭП, которое пока находится в Баку. После этого будет организовано его широкое обсуждение на национальном форуме ученых и специалистов по различным проблемам, в котором примут участие все заинтересованные министерства, ведомства, организации, в том числе и представители НПО республики. Только после тотального обсуждения окончательная версия будет представлена на утверждение правительству. Это сложный, многогранный проект, продукт 3-4-летней деятельности проведения ТДА - трансдиагностического анализа всех проблем Каспийского моря.
Здесь не только проблемы самого моря, - от биоразнообразия до последствий разработки углеводородных запасов, - это и проблемы береговой полосы (опустынивание, эрозия почв, береговые инфраструктуры)... Каждая из пяти стран Каспийского региона разрабатывает свои национальные проекты, из которых 3-4 самых приоритетных будут посланы на рассмотрение во Всемирный банк. А он выберет для финансирования один, самый приоритетный, в который будет вложено от миллиона долларов и выше.
У Азербайджана, например, приоритетные проекты - это проведение работ дноуглубительных и мелиорационных в бассейне реки Куры для увеличения возможностей натурального нереста осетровых (с поднятием уровня Каспия и наносов ила рыбе трудно заходить в привычные места нерестилищ). Еще один проект связан с организованной в нашем министерстве новой структурой по реагированию на чрезвычайные экологические ситуации, связанные не только с разливами нефти, но и с другими экологическими катаклизмами, например, лесными пожарами и др. Требуются оперативное реагирование с опережением событий, диагностика уже случившегося... Есть еще проект укрепления береговой полосы путем высадки деревьев по всему морскому побережью. НКПД ляжет в основу разработки регионального стратегического плана действий (СПД), общего для всех пяти Каспийских стран. А окончательный вариант своего НКПД Азербайджан будет рассматривать сегодня.
- У читателей иногда складывается мнение, что квоты на вылов осетровых нам "диктует Запад".
- В 1992 году страны Каспийского региона (кроме Ирана) создали Комиссию по биоресурсам. Они сами принимают решения по квотам. Но, к сожалению, изначально в основу были положены устаревшие методики и расчетные данные. При выделении квот суммируются различные факторы: количество пресной воды, которую несут в Каспий реки данной страны, наличие и состояние заводов по разведению мальков осетровых (то есть конкретный вклад страны в возобновляемые запасы) и т.д. По балансу пресной воды Азербайджан (р. Кура) на втором месте после России (р.Волга), по разведению осетровых мы тоже не сильно отстаем: только в прошлом году мы выпустили в Каспий 12,9 млн. мальков. К тому же, у нас в течение года должен быть выстроен еще один рыборазводный завод, который вдвое увеличит поголовье выпускаемых нами мальков осетровых.
В связи с этим министр экологии и природных ресурсов Гусейн Багиров весной этого года на очередном заседании Комиссии по биоресурсам заявил, что квоты распределяются нелогично и несправедливо. И предложил пересмотреть все в свете объективных данных сегодняшнего дня. Все страны это предложение поддержали. После этого были созданы рабочие группы, которые начали свою работу. В самом деле, несправедливо, что Азербайджан получал квоту на вылов всего 6% от общей квоты, почти одинаково с Туркменистаном, который не имеет рек, впадающих в Каспий, следовательно, не имеет заводов по выращиванию мальков осетровых.
- А почему больше всех получал Иран?
- Дело в том, что Иран не "получал больше", он вылавливал осетровых по своим собственным квотам, так как не входил в Комиссию по биоресурсам. Сейчас Иран в нее вошел, но своих кандидатур в рабочую группу по пересмотру квот пока не представил.
- Как избирается председатель Комиссии по биоресурсам от пяти стран?
- Каждый год бразды правления переходят от одной из пяти Каспийских стран к другой, по очереди. Каждую страну представляет официальное лицо, на уровне министра. У России - от министерства рыбного хозяйства, у нас раньше председательство осуществлялось через "Азербалыг". После реструктуризации эти функции исполняет министр экологии и природных ресурсов, именно он в этом году осуществляет функции председателя Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря.