"Астаринский сценарий" в Восточной Анатолии
2 Июня 2007, Echo
Взорванный поезд вез в Иран ракеты и пусковые установки
Т.АНСАРИ
Представители Ирана и Евросоюза продолжают попытки дипломатического урегулирования "ядерного кризиса". Переговоры между верховным представителем Европейского союза по единой внешней политике и политике безопасности Хавьером Соланой и секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани близ Мадрида, по сообщениям СМИ, продолжались более четырех часов, но затем их участникам было весьма непросто демонстрировать перед журналистами тот самый "обязательный оптимизм" и изобретать удобоваримые формулировки в ответ на вопрос, до чего же, собственно, удалось договориться. "Мы обменялись множеством идей, - сказал журналистам Солана. - Я думаю, что о принципиальном изменении говорить нельзя, но мы продвинулись по некоторым важным направлениям". Среди них значатся темы, связанные, как он выразился, "с энергетическим агентством" - МАГАТЭ. "Мы надеемся достичь соглашения", - сказал европейский дипломат, сообщив, что они снова встретятся через две недели, и что также будут иметь "контакт" через неделю. Лариджани , в свою очередь, уверил собравшихся, что "с обеих сторон поступили полезные идеи. Мы серьезно работаем над решением этой проблемы". Не вдаваясь в подробности, он упомянул о неких "совпадениях позиций". О том, как отреагировали в Иране на очередное смягчение позиции ЕС, устами того же Соланы, обещавшего Ирану небывалые "ядерные преференции", источники хранят молчание, и это только подтверждает скептицизм: все новые и новые уступки мирового сообщества только разжигают аппетиты иранской "муллократии", представителям которой, по сути, остается только ждать, когда весь остальной мир примет их условия.
Вопрос, однако, в том, что ядерный кризис - это, возможно, самая острая и обсуждаемая, но далеко не единственная проблема во взаимоотношениях Ирана с мировым сообществом: как минимум не стоит забывать о спонсировании террора и попытках Ирана подорвать мирный процесс на Ближнем Востоке, главным образом за счет поддержки террористической группировки "Хезболлах", и поддержки, мягко говоря, не только моральной. Согласно данным, опубликованным турецкими властями, в иранском грузовом составе, направлявшемся в Сирию и подорванном курдскими сепаратистами на территории Турции, были обнаружены 300 пусковых установок и около 1000 ракет к ним, а также значительное количество пулеметов, автоматов, пистолетов и патронов. При этом, по официальным данным, поезд этот вез из Ирана в Сирию всего-навсего стройматериалы.
Маскировка ракет под "стройматериалы" - типичный ход для иранских коммерсантов от оружия. Достаточно вспомнить, как девять лет назад, в мае 1998 года, на таможне в Астаре был задержан трейлер, следовавший из России в Иран, как было отражено в документах, с грузом "кровельного железа". Однако на поверку в трейлере оказались 22 тонны специальной стали, предназначенной для изготовления жидкостных ракетных двигателей - такой груз, согласно режиму нераспространения ракетных технологий, вообще запрещено ввозить в Иран. Тогда иранские представители заявили, что вообще не имеют к трейлеру и его грузу никакого отношения, до территории Ирана он, дескать, вообще не доехал, и надо разобраться, кто и зачем его послал, а затем задержал на таможне.
Теперь в Тегеране пытаются играть в те же игры. Находящийся с визитом в Анкаре министр энергетики Ирана Первез Фаттах заявил вчера, что все сообщения о том, что обнаруженное в поезде оружие принадлежит Ирану, инспирированы враждебными элементами, стремящимися подорвать турецко-иранские отношения. А посольство Ирана в Турции опубликовало опровержение информации о том, что обнаруженное оружие принадлежит Ирану.
В Анкаре, однако, не без оснований подозревают, что Иран использует территорию Турции для переброски оружия ливанской террористической организации "Хезболлах" через Сирию. Позавчера турецкие ВВС заставили приземлиться на своей территории сирийский самолет, летевший из Ирана. Кроме того, турецкие власти начали проверку всех иранских грузов, направляющихся в Сирию - на предмет обнаружения контрабандного оружия.
Высокопоставленные источники в Израиле уже выразили удовлетворение действиями турецких властей, заявив, что "Турция предпринимает все усилия для предотвращения поставок иранского оружия "Хезболлах", хотя очевидно, что стопроцентного успеха добиться невозможно".
Наблюдатели при этом советуют не забывать, что такие масштабные поставки оружия террористам - это не менее весомый повод для вмешательства, чем "непрозрачность" ядерной программы. Более того, несмотря на то, что речь идет формально о разных проблемах, полной изоляции здесь нет, да и быть не может, и чем больше проблем для окружающего мира создает иранская муллократия, тем больше будет сторонников у предложения "разобраться" и "разрубить гордиев узел".