CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Между Ашхабадом

2 июня 2007

Между Ашхабадом и Астаной

1 июня 2007г. ? 21 (749), Деловая Неделя, Казахстан

Улболсын КОЖАНТАЕВА

Два человека, два президента, один - туркменский гость, другой - принимавший его на казахской земле хозяин, весь день почти не расставались. Наверное, умудренному опытом и только заступившему на пост после внезапной кончины пожизненного властителя всегда найдется о чем поговорить. Конечно, о «кипящих» дворцовых интригах там и тут судачат в окружении, что дает пищу простым обывателям и СМИ. Если исходить из логики, то мудрый правитель, обуреваемый новыми идеями, и начинающий коллега - лучший тандем для создания новой архитектуры партнерства в Центральной Азии. Хотя предыдущий туркменский образец правления тоже опыт: для одних предостерегающий, а для кого-то, может, и интригующий...

На фоне громких скандалов казалось, этот государственный визит, прошедший, как принято говорить, «без особых помпезностей», был мало кем замечен. Понедельник и вторник в Казахстане пребывал с визитом туркменский гость - новый президент Курбанкули Бердымухаммедов. Интенсивные двусторонние встречи делегаций двух стран в последние месяцы знаменуют «кончину» прохладных отношений двух, по сути, родственных, кочевых в прошлом тюркских народов. Некоторое недопонимание времен правления Сапармурата Ниязова, бытовавшее между Ашхабадом и Астаной, а в целом почти со всеми странами СНГ, постепенно отходит в прошлое. «Между нашими странами никогда не было никаких разногласий, у нас много точек соприкосновения по активизации двусторонних отношений»,- заявил теперь Бердымухаммедов. Как повествуется о встрече в российских СМИ, не без доли ревниво - ироничного оттенка, «сухими протокольными формальностями дело не ограничилось». Принимавшая сторона - самолично в лице президента РК окружила гостя теплой заботой. Нурсултан Назарбаев сам вызвался показать Курбанкули Бердымухаммедову новую столицу - Астану. Заметим, однако, так же, как и в первый визит кремлевского коллеги. Правда, на этот раз маршрут экскурсии пополнился новыми достопримечательностями. Помимо президентского музея и столичного океанариума гостю была устроена экскурсия по Дворцу мира и согласия.

С другой стороны, быть может, для казахстанского президента визит ашхабадского коллеги как раз таки дал возможность отвлечься от разразившихся в эти дни дворцовых интриг. С другой стороны, конечно, и в самом Туркменистане избавиться от «атавизмов прошлого» удастся не скоро, даже если очень захотят, да и не просто это. Последовавшая после заступления на пост смена «караула» из влиятельных чиновников, видимо, дается нелегко. Хотя новый туркменский президент, как, впрочем, и другие коллеги в регионе, в кадровой политике не оригинальничает: подбор претендентов на руководящие посты, в основном, делается из числа родственников или земляков. Замена и последующий арест Реджеповых - руководителя президентской охраны, слывшего «правой рукой» прежнего лидера, и его сына - полковника национальной безопасности, связанных с сыном Ниязова - Мурадом, породили слухи о начале «охоты на ведьм» и поисков предполагаемых «ниязовских миллиардов», якобы осевших где-то на тайных счетах в зарубежье. Одним словом, гость, похоже, тоже был не прочь отвлечься от ашхабадских «дворцовых интриг».

Новый взгляд на старые проекты

Необычайно тесное двухдневное общение президентов завершилось подписанием объемного пакета двусторонних соглашений. Оно понятно, потому что прежний лидер все больше обособлялся, не проявлял стремления к сотрудничеству в рамках СНГ и даже не желал примкнуть к коллегам в более узких форматах, как - то: ЕврАзЭс, ШОС или хотя бы почивший ГУУАМ. В этом аспекте теперь президенту Курбанкули Бердымухаммедову приходится почти все начинать сначала.

Теперь Казахстан и Туркменистан закрепили желание сотрудничать в самых широких направлениях, и как было уже подмечено в российских СМИ, «буквально во всем - от торговли и энергетики до совместного воспроизводства сайгаков». О последнем, учитывая общность границ, как, собственно, и о многом другом в связи с тем же говорилось, в общем-то, и прежде. Долгосрочный договор между Туркменией и Казахстаном о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве до 2020 года - на самом деле логически вытекающий документ.

Помимо важных вопросов, затрагивающих интересы сторон в глобальной энергетике, по которым договоренность достигнута в ходе предыдущих российско-казахстанско-туркменских встреч трех президентов, на этот раз лидеры Туркменистана и Казахстана более детально обсудили насущные темы «пограничного сотрудничества». Стороны договорились о реконструкции автодороги Туркменбаши-Актау-Атырау-Астрахань вдоль восточного побережья Каспия.

Планируется теперь и открытие автобусного сообщение между городами Актау и Туркменбаши. Авиационное уже возобновлено. Еще президенты поручили правительствам двух стран завершить работу по определению оптимального маршрута строительства железнодорожной ветки между Казахстаном и Туркменистаном. Хотя заметим, что несколько лет назад такой вопрос уже обсуждался и даже железнодорожный маршрут из Алматы в Туркменистан, а оттуда и в Иран уже был презентован. Но, похоже, воли президентов тогда не хватило для того, чтобы соседское партнерство окрепло.

Что касается проекта Прикаспийского газопровода, по которому в ходе встречи президентов трех государств в начале мая была подписана совместная декларация, то он по идее тоже не новый. Напомним, что в октябре 2005 года покойный Сапармурат Ниязов предлагал Украине осуществить совместное строительство газопровода вдоль побережья Каспийского моря с пропускной способностью в 30 млрд куб. м в год. А перед этим, в мае того же 2005 года, проект был предложен и Москве. В Кремле же проект могли рассматривать только при полном финансировании и самостоятельном строительстве трубопровода самой же Россией. И уж ни в коем случае не с Украиной. О Казахстане тогда речи не было, хотя маршрут пролегает по его территории...

Теперь, как известно, стороны решили до 1 сентября 2007 г. подготовить и подписать Соглашение о сотрудничестве четырех государств по реконструкции существующей газотранспортной системы Средняя Азия - Центр и созданию новых мощностей для транспортировки природного газа региона Центральной Азии. Руководители России, Туркменистана и Казахстана подписали Декларацию «О строительстве Прикаспийского газопровода», затем та же «тройка» и Узбекистан подписали Декларацию «О развитии газотранспортных мощностей в Центральной Азии». Прикаспийский проект предусматривает два этапа: до 2010 г. будет отремонтирована существующая труба САЦ -3 из Западного Туркменистана с пропускной способностью 10 млрд м3 в год. Затем в период до 2017 г. возможно строительство новой нитки на 20 млрд м3. Проектом предусматривается увеличение пропускной способности системы САЦ (I, II и IV нитка) с 60 млрд м3 до 75-80 м3 после 2010 г.

Тогда же после подписания деклараций Гурбангулы Бердымухаммедов и Нурсултан Назарбаев заявили на пресс-конференции, что сохраняют интерес к проекту Транскаспийского газопровода, который поддерживает и продвигает ЕС. Такой шаг некоторые эксперты расценивают, как стремление бывших республик уменьшить влияние России на свой нефтегазовый комплекс. Хотя на деле, как уже не раз отмечалось, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан экспортируют львиную долю добываемого сырья в Россию или через ее же территорию. Быть может, проблема российских опасений в том, что сама она как раз таки очень мало заинтересована транспортировать свои энергоресурсы через эти азиатские республики. Например, в Китай или Индию.

Об этом же недавно заявил директор Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский, предложив начать полномасштабное освоение российской части Прикаспия, а затем создать с Казахстаном альянс для экспорта голубого топлива в Китай. По мнению этого ученого, каспийское направление - одно из важнейших в нынешней российской внешней политике на юге. По объемам добычи газа на юге РФ уступает Казахстану и Туркменистану, но если начнет активно осваивать Астраханский карбонатный массив, где запасы газа составляют 5 трлн м3, а экспортный потенциал - 80 млрд м3 то ее азиатские партнеры могут проявить интерес.

Заметим, однако, что у РФ немало планов строительства собственных газопроводов на юг и север Европы. Тянуть ветку в Китай от Каспия нет смысла, когда есть возможность протянуть трубу из Сибири. Можно лишь предположить, что при активной разработке южнороссийских месторождений в Астраханском бассейне, а также в Северной части Каспия, то в азиатских партнерах она также будет видеть лишь конкурентов, пытающихся «залезть» в те же трубы и попасть на те же рынки...

В блоках не только выгода, но и опасения

Между тем, как отмечает газета «КоммерсантЪ», радушный прием, оказанный Курбанкули Бердымухаммедову в Астане, вполне соответствует нынешнему внешнеполитическому курсу Казахстана, который после неудачного опыта с СНГ, теперь грезит идей создания экономического союза центральноазиатских республик. Идея тоже старая, но в последнее время президент Назарбаев решил «вдуть» новые силы в старые «меха». И интерес соседей вроде как есть. В отличие от российских опасений казахстанский лидер все время подчеркивает, что речь в данном случае идет лишь об аналоге вроде ЕС. То есть никто не собирается посягать на самостоятельность и суверенность азиатских соседей, которые просто могут стать сильнее, если будут отстаивать свои интересы сообща.

Судя же по тому, как это преподносится в российских же СМИ, нетрудно заметить, что Москва как бы стремится припугнуть их тем, что Астана готова прибрать их под свой «зонтик», что, конечно, далеко от истины. Другой вопрос, каково будет Кремлю, если эти страны станут выступать «единым фронтом» в вопросах энергетики? Ответ здесь тоже может быть неоднозначный. С одной стороны, это может оказаться очень выгодно, если весь блок центральноазиатских государств будет присоединяться в российским инициативам, с другой - могут быть опасения, что этот самый блок будет принимать и другие предложения, например, ЕС, США, или, на худой конец, соседнего Китая.

dn.kz

Предыдущая статьяИмпорт опередил экспорт (Казахстан)
Следующая статьяУзбекские политологи критикуют идею создания союза центральноазиатских государств