Народовластие с избытком
10 августа 2007г. ? 30 (758), Казахстан. Деловая Неделя
Андрей САИДОВ, Ташкент
В парламенте Узбекистана спешно избрано сразу пять вице-спикеров
В последних числах июля сто двадцать депутатов нижней законодательной палаты Олий Мажлис парламента Узбекистана прервали летние отпуска, чтобы на внеочередном заседании поделить между представителями пяти фракций, фактически соответствующим пяти легально действующим в стране политическим партиям, посты вице-спикеров. При этом никакой борьбы не происходило, поскольку были единодушно избраны сразу пять заместителей спикера - по одному от каждой партии, то есть фракции, вне зависимости от числа, входящих в нее народных избранников.
Официальная пресса Узбекистана и ряд российских изданий оценили это событие как очередной, но очень важный этап развития парламентаризма и углубления демократических реформ в стране, осуществляемых, разумеется, под руководством президента Ислама Каримова. Независимые наблюдатели пока несколько озадачены, пытаясь предугадать, что означает на самом деле внезапная вспышка политической активности на фоне летнего затишья. В то время, когда, например, в соседнем Кыргызстане весьма беспокойный выборный орган народовластия откладывает до осени свои затяжные баталии с исполнительной властью, узбекские парламентарии срочно собираются, чтобы с опережением на шесть месяцев воплотить в жизнь первые положения Конституционного закона «Об усилении роли политических партий», лично инициированного Каримовым.
Новый закон был одобрен сенатом Олий Мажлиса в марте 2007 года и вступит в силу с 1 января 2008 года, одновременно с началом нового срока полномочий президента Узбекистана, выборы которого, согласно Конституции, должны состояться в конце декабря. Однако выборы вице-спикеров действующего парламента было решено провести немедленно. С инициативой их проведения выступила Либерально-демократическая партия (УзЛиДеП), в настоящий момент имеющая большинство в Олий Мажлисе и условно считающаяся партией власти.
Согласно поправкам к Конституции, сделанным на основании нового закона, деятельность парламента Узбекистана должна будет полностью основываться на законодательных и политических инициативах парламентских фракций. Прежде заместители спикера на период исполнения обязанностей приостанавливали свое членство в политических партиях, не могли входить в состав фракций и депутатских групп и быть членами комитетов законодательной палаты. В двухпалатном парламенте, начавшем работу с 2005 года, только два депутата, избранных от УзЛиДеП и уступившей ей 13 мест Национально-демократической партии Узбекистана (НДПУ) занимали посты вице-спикеров.
В феврале 2005 года по предложению лидеров УзЛиДеП в нижней палате Олий Мажлиса был сформирован так называемый, «Демократический блок», к которому пожелали примкнуть партия «Фидокорлар» («Самоотверженные»), партия интеллигенции «Миллий Тикланиш» и социал-демократическая партия «Адолат», в результате чего блок получил подавляющее большинство в парламенте: 80 из 120 депутатских мандатов. При этом Национально-демократическая партия Узбекистана, в начале 90-х годов реорганизованная Исламом Каримовым из Коммунистической партии Узбекской ССР и десять лет считавшаяся «президентской», но после выборов в январе 2004 года, получившая только 28 мандатов в двухпалатном парламенте, тотчас объявила себя «конструктивной оппозицией». Разумеется, по отношению к новой «партии власти» и парламентскому большинству «Демблока», а не к исполнительной власти и президенту Узбекистана. Новый Конституционный закон от 29 марта 2007 года гарантировал каждой из фракций, создаваемых из депутатов пяти политических партий, право на замещение ее представителем одной должности заместителя спикера с правом одновременно быть и членами парламентских комитетов. Более того, отдельным депутатам Олий Мажлиса впредь вообще запрещено действовать за рамками той или иной фракции или парламентской группы.
«В политической жизни Узбекистана возникла абсолютно новая ситуация. Усиление конкуренции между политическими партиями, их активизация, растущие темпы социально-экономических реформ в стране побудили нас, не дожидаясь вступления в силу Конституционного закона с 1 января 2008 года, выйти с инициативой об избрании заместителями спикера палаты членов партийных фракций», - прокомментировал зарубежной прессе свое политическое рвение новоизбранный вице-спикер, лидер фракции УзЛиДеП Адхам Шадманов. По его мнению, срочное избрание вице-спикеров позволит парламентским фракциям в Олий Мажлисе быстрее подготовиться к предстоящей активной деятельности, как в области законотворчества, так и в процессе формирования будущей исполнительной власти...
Таким образом, у наблюдателей должно сложиться впечатление, что партийные лидеры пяти официально разрешенных в Узбекистане политических организаций, особенно либерал-демократы из нынешней «партии власти», сгорают от нетерпения преступить к коренным преобразованиям в политической и социальной жизни страны. Тем более что поправки, внесенные в Конституцию в соответствии с новым законом «Об усилении роли политических партий», предусматривают даже ограничение власти будущего президента, который с 2008 года, оставаясь главой государства, обеспечивающим согласное функционирование государственных органов, юридически больше не будет считаться главой исполнительной власти. Правда, президент по-прежнему сможет председательствовать на заседаниях Кабинета министров, принимать решения, то есть издавать постановления по вопросам, отнесенным к компетенции Кабмина, отменять постановления правительства, отрешать от должности премьер-министра, глав силовых ведомств, Минюста, Верховного и Конституционного суда. Зато фракциям парламентариев будет предоставлена возможность участвовать в утверждении предлагаемых президентом кандидатур главы правительства или ходатайствовать об его отставке, а также подавать президенту жалобы на действия должностных лиц в правительстве и администрации регионов. Одним словом, ожидается большая активизация в парламентской деятельности, по крайней мере, демонстративная.
Между тем в Узбекистане пока не обнародуется никакой информации о предстоящих в декабре 2007 года президентских выборах. По слухам, предвыборная кампания может быть объявлена в конце сентября, и до ее официального старта ни Центризбирком, ни кто другой не станут делать никаких заявлений. Пока остается неизвестным, какой будет роль политических партий на предстоящих выборах. Состоятся ли они вообще. Сколько будет кандидатов. Пойдет ли на эти выборы Ислам Каримов. По традиции президент Узбекистана считается беспартийным, хотя его кандидатуру обычно выдвигает одна из партий. На выборах в 2000 году, например, Ислам Каримов выдвигался кандидатом от созданной накануне партии «Фидокорлар», отказавшись быть кандидатом от национал-демократов. А его единственный соперник, лидер НДПУ Абдулхафиз Джалалов, проголосовал за Каримова перед объективами телекамер и вскоре вообще отошел от любой политической деятельности.
Аналитики отмечают, что политические декларации пяти парламентских партий в Узбекистане совпадают во многих пунктах. Каждая из этих партий была создана по прямой инициативе или с одобрения президента Каримова. Хотя сегодня одни из них объединены в блок, ратующий за углубление демократических и рыночных реформ, а другие заявляют о «конструктивной оппозиции» левого толка, в программах всех партий содержатся одни и те же лозунги, как о поддержке частной инициативы, так и о социальной защите малоимущих слоев населения. По сути, заимствованные из публичных тезисов главы исполнительной власти. По мнению многих наблюдателей, действительная интрига вокруг парламентаризма в Узбекистане сейчас заключается не столько в том, как поведут себя парламентские фракции с 1 января будущего года, а что предпримет реформированный Олий Мажлис до конца нынешнего.