CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

echo-az.com

"Принцип домино"

11 августа 2007

"Принцип домино"

11 Августа 2007, Echo

От развития событий на афгано-пакистанской границе сегодня зависит слишком многое

НУРАНИ

Чрезвычайного положения в Пакистане все-таки не будет - Чоудри Шуджат Хуссейн, председатель Пакистанской мусульманской лиги - правящего политического движения в стране, высказался по этому поводу вполне определенно. "Введение чрезвычайного положения невозможно", - цитируют его многочисленные СМИ.

Большинство аналитиков комментируют ситуацию в Пакистане, исходя из внутриполитических реалий. Парламентские выборы должны пройти до конца 2007 года. Депутаты в свою очередь должны решить вопрос о продолжении нахождения президента у власти. "Чрезвычайное положение не приведет к стабильности в Пакистане", - заявила проживающая за пределами страны руководительница крупнейшей оппозиционной Пакистанской народной партии, бывший премьер-министр Беназир Бхутто. Так или иначе, пресс-секретарь Мушаррафа и министр информации страны Мохаммад Али Дуррани признали, что возможность чрезвычайного положения и отмены выборов рассматривалась. "На президента было оказано давление с целью введения чрезвычайного положения из-за ситуации в стране, но из-за приверженности демократическим ценностям он не намерен предпринимать такого шага, - признал в интервью пакистанскому телевидению Дуррани. - Выборы - приоритет президента."

Но у сторонников ЧП тоже есть свои аргументы. Во-первых, как отмечают сегодня многие наблюдатели, бои с исламистами, главным образом талибами, на северо-западе Пакистана грозят перерасти в настоящую войну. А во-вторых, над Исламабадом, как Дамоклов меч, висит угроза военного вмешательства США.

На этом фоне президент США Джордж Буш сделал весьма показательное заявление. Глава Белого дома призвал власти Пакистана провести свободные и справедливые выборы. "По внутренней политике я нацелен на то, чтобы у него (у Мушаррафа) были проведены свободные и справедливые выборы, и именно об этом мы с ним и говорили", - сказал он. Буш также призвал власти Пакистана предпринять решительные действия против боевиков "Аль-Гаэды", укрывшихся на северо-западе страны у границ с Афганистаном. "Я признаю, что Пакистан - это суверенное государство, и для американцев важно признавать этот факт, однако для них также важно понимать, что Мушарраф разделяет нашу обеспокоенность по поводу радикалов и экстремистов", - заявил в четверг Буш. "Я ему дал понять, что если имеются оперативные данные о ценных целях в его стране, то американский народ будет ожидать от него скорейших действий", - подчеркнул президент США. В переводе с дипломатического, отмечают наблюдатели, это означает, что США готовы отказаться от вмешательства, если Пакистан собственными силами справится с усиливающейся активностью "Аль-Гаэды" на собственной границе с Афганистаном.

Впрочем, афгано-пакистанская граница заслуживает того, чтобы сказать о ней особо. По сути дела, это та самая "линия Дюранда", некогда разграничившая территории Британской Индии и независимого Афганистана, которому предназначалась роль буфера на границе все той же Британской Индии и Российской империи. Граница эта расколола надвое историческую территорию "Пуштунистана" и рассекла вековые маршруты кочевок пуштунских племен, дважды в год отправлявшихся из Афганистана в Пакистан и обратно. К тому же у афганцев до сих пор часто нет паспортов и внутренних удостоверений, каждый мужчина держит наготове оружие, а власть, по сути дела, находится в руках глав родовых кланов, а не назначенных из "центра" чиновников. Влияние соседней афганской "вольницы" независимый Пакистан испытывал постоянно, и на его северо-западе достаточно долго действовали "особые правила": здесь также разрешалось ношение оружия, центральная власть мирилась с авторитетом и влиянием глав родовых кланов и т.д. Теперь же этот "особый статус" вовсю используется эмиссарами "Аль-Гаэды" и "Талибана", которые неплохо чувствуют себя под покровительством "родовых вождей".

Плюс ко всему, как уже указывалось в прессе бессчетное количество раз, и трагические события вокруг Красной мечети, и серия терактов в ответ на ее штурм не оставляют сомнений: влияние радикальных исламистов в Пакистане не замыкается северо-западом страны. Плюс ко всему слишком многое указывает на то, что "Аль-Гаэда" теперь видоизменяет свою стратегию - теперь она намерена атаковать прежде всего прозападные или даже относительно прозападные режимы в мусульманских странах, чего, откровенно говоря, следовало ожидать. Вся цепь событий, начиная со взрывов в Кении и Танзании, выглядит вполне рассчитанной и просчитанной политической "трехходовкой": при помощи терактов толкнуть ЗАпад на ответные меры, накалить до предела антизападные настроения на "мусульманской улице", а затем уже, под аккомпанемент лозунгов в стиле "власть продалась "крестоносцам", начать штурм местных политических институтов.

От исхода противостояния на афгано-пакистанской границе зависит сегодня слишком многое. Прежде всего не следует забывать, что Пакистан - ядерная держава, причем, в отличие от Ирана, свой "ядерный прорыв" в Исламабаде совершили, не нарушая никаких взятых на себя обязательств. А кроме того, если баланс сил в Пакистане сдвинется в пользу исламистов, это тут же повлияет и на расстановку сил в соседнем Афганистане, и не только там - достаточно мощный импульс получит и "джихадистское подполье" в странах Центральной Азии. А здесь ситуация куда опаснее, чем это кажется многим: в том же Узбекистане власти, по сути дела, разгромили светскую национал-демократическую оппозицию, но теперь на фоне нерешенных социальых проблем "протестный электорат" отшатнулся к исламистам разного толка. Таким образом, победа исламистов на афгано-пакистанской границе не только теоретически может подтолкнуть развитие событий по пресловутому "принципу домино".

echo-az.com

Предыдущая статьяИран и Армения продолжают дружить
Следующая статьяВоенные стран ШОС учатся решать внутриполитические задачи?