Риск барышом красен
04.10.07, Руслан Искандеров , специально для Gazeta.kz
То, что страна переживает экономический подъем, сегодня знает каждый.
Также всем известно, что обеспечен он непрекращающимся экспортом нефти, цена которой на мировых рынках достигла невероятных высот.
Необходимо, пока есть время и деньги, модернизировать казахстанскую экономику, сделать ее современной, жизнеспособной и несырьевой.
Президент Н. Назарбаев постоянно подчеркивает в своих выступлениях, что отечественная экономика обязана быть конкурентной на мировом рынке, что страна имеет уникальный исторический шанс добиться этого: Мы должны производить и экспортировать самую современную, технологически сложную продукцию, доля которой сегодня составляет мизерную сумму - около полпроцента от общего объема.
Но для полной модернизации всех отраслей денег все - равно не хватает. Осознание этого побудило правительство искать выход из положения. Нашли, вроде бы, "палочку-выручалочку" - кластеры, затратив на исследования 2,5 млн. долларов бюджетных денег.
Однако кластеры - дело долгое, да и кто еще знает, как-то они получатся. Сегодня ситуация с ними вызывает противоречивые оценки. Некоторые кластеры, например текстильный в Южно-Казахстанской области, начали действовать, а о машиностроительном кластере, который также входил в государственную программу, все словно забыли: У правительства - свои "пасьянсы", но и казахстанские бизнесмены, здраво оценивающие сложившуюся экономическую ситуацию, также ищут пути снижения инвестиционных рисков. С тем, чтобы обеспечить приток капитала в наиболее выгодные сферы экономики.
Недавно, например, было объявлено о создании первого в стране казахстанского венчурного фонда по финансированию инноваций и высоких технологий в производство, который так и называется - "Фонд высоких технологий "Арекет".
Фонд организован двумя акционерными обществами, в рамках Стратегии индустриально - инновационного развития до 2015 года. И уже начал активно работать в этом направлении. Первой "ласточкой" фонда стал запуск нового высокотехнологичного завода по производству теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна, сейчас реализуются еще четыре высокотехнологичных проекта.
Однако выбранные для финансирования проекты - это лишь малая часть от возможных. Фонду сразу же было предложено более 150 заявок о бизнесменов, готовых внедрять новые технологии. Но средства фонда, как всегда - ограниченные и десятки прекрасных идей остались нереализованными:
Выступая на открытии завода, президент АО "Фонд высоких технологий "Арекет" Динмухамет Бекешев, сообщил о намерении их компании построить 3-4 аналогичных завода в Казахстане. Но, думается, главная задача Фонда состоит все же не в том, чтобы разрабатывать, пусть и "золотую жилу", но только одну, а способствовать технологическим прорывам во всех отраслях и казахстанской экономики:
Так как само понятие "венчур" у нас в отечестве еще достаточно новое, необходимо разъяснить, что оно означает.
Само слово "венчур" происходит от английского venture (рискованное начинание), т. е., подверженное различным неожиданностям, предприятие.
Венчурное финансирование - это прямое вложение денежных средств в уставной капитал компании или предприятия, осуществляемое инвесторами на свой страх и риск, а самое главное - без обеспечения выполнения обязательств по уровню доходности и возврату инвестиций через специализированные финансовые институты - венчурные фонды.
По сути дела, венчур - это и есть, так называемые, прямые инвестиции, о которых так много говорят, но которых еще так мало на нашем рынке (исключая, конечно, нефтяную отрасль).
Венчурное финансирование представляет собой вложение инвестором определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале. Инвестор становится как бы совладельцем предприятия, деля весь риск производственной деятельности и возможные потери, а в случае успеха - деля доходы и дивиденды.
Венчурные инвестиции направляются на финансирование разработок и внедрение их в производство, вывод на рынок новых изделий и технологий, организацию новых или развитие уже существующих предприятий, укрепление их маркетингового, производственного, сбытового и управленческого секторов.
Очень важным моментом венчурного финансирования является отсутствие жесткого графика процентных платежей и необходимости выплаты основного долга, что существенно расширяет возможности реализации проекта и инструментарий средств, который предприниматель может выбирать для достижения успеха.
По данным международных консалтинговых организаций, сегодня венчурный капитал играет важнейшую роль в самой динамичной и мощной в мире - американской - экономике. Исследования периода с 1970 по 2000 год показали, что компании, использующие венчурные схемы финансирования, имеют в два раза больше продаж на одну тысячу долларов активов, чем обычные, платят в среднем в три раза больше налогов, обеспечивают в два раза больше экспорта и в три раза больше вложений в научно-технические разработки, чем другие компании.
Из этого исследования ясно видно, что основной, характерный признак таких компаний - обостренный динамизм, работа в отраслях, использующих новейшие научные и технологические разработки.
На Западе такая система действует с середины 50-х годов прошлого века, когда к предпринимателям и инвесторам пришло понимание, что научно-технический прогресс сам может стать производительной силой.
Естественно, система прямых инвестиций с годами совершенствовалась и приобретала новые формы и черты. Появились различные виды венчурного финансирования, в том числе, и специализированные венчурные фонды.
Руководитель такого фонда не вкладывает собственных средств в компании, акции которых он приобретает. Он служит посредником между группами синдицированных инвесторов и предпринимателями. В этом заключается одна из главных особенностей венчурных фондов.
С одной стороны, руководители фонда самостоятельно принимают решение о выборе того или иного объекта для инвестирования, участвуют в руководящих органах этой компании, всячески способствуя развитию и укрепления бизнеса, достижения наивысших результатов. С другой стороны - окончательное решение о направлении инвестиций принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов.
В конечном итоге прибыль, которую получает предприятие, принадлежит инвесторам и распределяется между ними, а фонд и его руководители имеют право только на ее определенную, заранее оговоренную, часть.
Венчурное финансирование - это, по сути, деловое партнерство, где каждый получает, в случае успеха, свою четко обозначенную долю прибыли. А в случае неудачи - несет также заранее оговоренную часть общих потерь.
На Западе венчурное финансирование очень развито в сфере наиболее наукоемких производств и отраслей, особенно создающих новые, неизвестные на рынке продукты. Фармацевтика, косметика, создание новых материалов, информационных продуктов, новых товаров широкого потребления и многое другое - вот сфера венчура.
Такой венчурной фирмой в начале своего создания, к примеру, был знаменитый сегодня на весь мир Майкрософт Билла Гейтса. Никогда нельзя заранее узнать: будет ли новый продукт или услуга пользоваться спросом на рынке, какие организационные и иные мероприятия для этого нужно сделать.
Поэтому риск в венчурном финансировании, конечно, значительно выше, чем в обычном, традиционном бизнесе. Но в случае успеха, он окупается сторицей. Здесь все в точности по поговорке: "Кто первый успел - тот и съел".
Размеры фондов на Западе обычно варьируются от нескольких миллионов до нескольких сот миллионов долларов. Все зависит от экономической эффективности проекта, срока окупаемости вложенных средств и многих других обстоятельств. Примечательно, что фонд не может прекратить свою деятельность до того, пока инвесторы не возместят внесенные в него средства и доходы на инвестиции. Поэтому он кровно заинтересован в процветании предприятия, в которое вложил деньги и в скорейшем достижении им экономического успеха.
Венчурный капитал может сыграть важную роль в развитии наукоемкого бизнеса в Казахстане, тем более, что определенные заделы в этой сфере у него есть. Внутренний рынок страны еще недостаточно насыщен высокотехнологическими товарами и услугами, производство которых на месте может обойтись выгоднее, чем завоз их из-за рубежа.
С другой стороны - огромный ресурсный потенциал страны, возможность включиться в процесс производственных переделов, оставляя у себя весомую долю добавленной стоимости.
Все это может способствовать развитию венчурного финансирования небольших, высокотехнологичных производств, возможно даже включенных в систему мировых кооперативных производственных связей.
Но здесь важно, чтобы хорошее начинание на утонуло в "болоте" бюрократических "согласований", чтобы венчурный, динамичный капитал получил широкую дорогу для своего развития. И один фонд, пусть даже и называемый Национальным, погоды не сделает. Таких фондов и компаний должны быть сотни и тысячи.
Вместо создания компаний под государственным патронажем лучше бы правительство дало нашим бизнесменам весомые стимулы развивать высокотехнологичный бизнес и заниматься внедрением передовых достижений на практике, как это сделано, скажем, в Китае - освобождение от налогов на долгие сроки, предоставление помещений, преференции при экспорте продукции и т.д.
Но пока таких шагов от государства не видно, предпринимательская инициатива дремлет, и поэтому венчурный бизнес в стране развивается в ограниченных масштабах.