Атака на режим Рахмона
14 ноября 2007 15:48, Страна.RU
Айдын Мехтиев
"Непримиримые противники нынешнего таджикского режима, совершив сегодня теракт в 300 метрах от президентского дворца в Душанбе, частично добились своей цели, показав беспомощность главы государства Имомали Рахмона", - заявил в среду в беседе с обозревателем Стране.Ru заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, комментируя сообщение о взрыве.
Взрыв произошел в среду ранним утром, примерно в 6.10 по московскому времени, рядом со зданием дворцового комплекса "Кохи Вахдат", где должна была открыться Центральноазиатская конференция по снижению рисков от чрезвычайных ситуаций, которая проводится под эгидой Еврокомиссии. Ожидалось, что на форуме выступит премьер-министр Таджикистана Акил Акилов.
По данным МВД Таджикистана, мощность взрыва была равна 2-3 кг в тротиловом эквиваленте. В результате теракта погиб один человек. Это сторож общественно-культурного комплекса, осматривавший территорию, прилегающую к дворцу.
"Он увидел пластиковый пакет, который был прислонен к левому торцу здания, и поднял его. В этот момент раздался взрыв. Сторож погиб на месте. У здания, с левого торца, полностью выбиты стекла", - сообщил РИА "Новости" первый заместитель председателя Комитета нацбезопасности Таджикистана Касым Гафаров.
По мнению Андрея Грозина, время для совершения теракта было выбрано не случайно. "Ведь как раз в среду утром Эмомали Рахмон отбыл в город Худжанд, где планировалось его участие в торжествах по случаю 15-й годовщины XVI сессии Верховного Совета Таджикистана", - заявил в интервью Стране.Ru завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ.
По словам эксперта, речь идет о попытке непримиримых оппонентов Имомали Рахмона "дискредитировать нынешний таджикский режим и показать, что он не может контролировать ситуацию даже в непосредственной близости от президентского дворца".
"А можно ли говорить, что теракт совершили религиозные фанатики, недовольные недавним решением Рахмона закрыть несколько мечетей в Таджикистане?". Отвечая на этот вопрос Страны.Ru, Андрей Грозин, подчеркнул: "Взрыв в Душанбе вряд ли можно напрямую увязывать с жесткой позицией Рахмона в отношении мечетей. Хотя и этот момент играет роль". Эксперт напомнил, что в августе текущего года мэрия Душанбе приступила к сносу ряда мечетей по тем предлогом, что "они не соответствуют нормам безопасности". Партия исламского возрождения республики потребовала от Эмомали Рахмона остановить снос мечетей. Кроме того, напомнил эксперт, парламент Таджикистана собирается принять новый закон о религии, который ограничивает права верующих.
"И Имомали Рахмон, и его ближайшее окружение - это люди, воспитанные в светской среде и о религии они имеют отдаленное представление, - продолжил далее Андрей Грозин. - Я склонен верить тем экспертам, которые говорят, что Рахмон путает шиитов с суннитами. Человек, который был когда-то рядовым директором совхоза, попросту не знает о тонкостях ханафитского мазхаба или ханбалитского мазхаба".
По словам эксперта, из пяти республик Центральной Азии лишь Таджикистан является страной, население которой относится к персидской этнической группе. "Иран связывает с Таджикистаном особые надежды на экспорт идей исламской революции, - считает Андрей Грозин. - Ведь Таджикистан - это своеобразный троянский конь в регионе Центральной Азии. У таджиков схожий с иранцами язык. Бесспорно, фарси, который принят в Таджикистане, отличается от иранского фарси, но речь идет об одной языковой группе".
Имомали Рахмон пытается проводить многовекторную внешнюю политику. "С одной стороны, он пытается укреплять связи с соседним Ираном, с другой - делает ставку на расширение сотрудничества с американцами, которые являются заклятыми врагами теократического режима в Тегеране", - подчеркнул Андрей Грозин.
В конце минувшей недели Эмомали Рахмонова провел переговоры с министром энергетики Ирана Саидом Парвизом Фаттохом. Стороны обсудили ход строительства гидроэлектростанции "Сангтуда-2", а также план строительства автомобильного туннеля "Чормагзак". Кроме того, наметили планы совместных действий для содействия послевоенному восстановлению экономики Афганистана.
А несколькими днями ранее в Душанбе прибыл командующий Центральным командованием США адмирал Уильям Феллон, который после встречи с Эмомали Рахмоном сообщил, что "США готовы финансовую и техническую помощь Таджикистану в подготовке контингента военнослужащих-миротворцев, а также предоставить таджикским гражданам возможность обучения в американских военных колледжах".
По мнению Андрея Грозина, "Имомали Рахмон заинтересован в расширении сотрудничества с США в борьбе с терроризмом, исламским фундаментализмом и наркотрафиком". "Поэтому Душанбе разрешил Пентагону и другим странам коалиции использовать свои аэродромы для выполнения миссий на территории Афганистана", - напомнил эксперт.
"Однако Таджикистан - это страна, жестко привязанная к политической конструкции всего постсоветского азиатского региона, - продолжил далее Андрей Грозин. - И трудно представить ситуацию, когда на территории Таджикистана может развернуться полноценная американская военная база, как, например, в Киргизии".
Эксперт напомнил, что в настоящее время в Таджикистане находятся также немецкие и французские авиационные части, которые патрулируют афганское воздушное пространство. "Так что взрыв, который произошел сегодня , это своеобразный звоночек господину Рахмону, и его враги посылают ему сигнал: не надо слишком забываться в большой геополитической игре".
27 июня 2007 года в Душанбе отметили десятилетие подписания соглашения о мире, которое положило конец многолетней гражданской войне в Таджикистане. Напомним, что 27 июня 1997 года в Кремле это соглашение в присутствии президента РФ Бориса Ельцина подписали Имомали Рахмон и лидер оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана Саид Абдулло Нури. По условиям соглашения, Имомали Рахмон сохранил за собой пост президента, однако оппозиция получила места в парламенте и бывшие боевики были включены в состав армии. Одновременно начался процесс возвращения беженцев из Афганистана.
Можно ли утверждать, что за минувшее десятилетие Имомали Рахмону удалось укрепить стабильность в республике? Скорее всего, пока на этот вопрос нельзя дать утвердительный ответ, считает Андрей Грозин. Он напомнил, что в 1997 году Рахмону удалось достичь компромисса с вооруженной оппозицией во многом благодаря посредничеству президента Узбекистана Ислама Каримова, который пригласил в Ташкент для переговоров одного из оппозиционных лидеров Таджикистана Акбара Тураджонзода.
"Однако сегодня Узбекистан всерьез опасается, что в Таджикистане власть находится в слабых и неумелых руках, - считает Андрей Грозин. - Каримов понимает, что Рахмонов - не слишком сильный лидер. Это не Назарбаев и даже не Бердымухаммедов. И в случае нового всплеска гражданской войны у Душанбе может не хватить реусрсов для сохранения у власти нынешнего режима. Если, к примеру, в Курган-Тюбе поднимет мятеж таджикский мотострелковый полк, то американцы и европейцы вряд ли помогут Рахмону. Хотя ему может помочь ОДКБ, которая сегодня имеет примерно 5-тысячную группировку, обученную для осуществления военных операций в горной местности".
По мнению Грозина, тревожным симптомом является то, что ровно год назад на севере Таджикистана были обнаружены два подземных бункера террористической организации «Байат». Тогда источники в МВД республики заявили, что «бункеры вместительны и хорошо оборудованы для военных тренировок». Эта информация, по словам российского эксперта, свидетельствует о том, что нынешний режим в Душанбе слабо контролирует ситуацию в стране.
"После гражданской войны вооруженные группировки ушли в подполье, и теперь они создают схроны. Они имеют в своем арсенале вооружения и боевиков, но эти структуры находятся пока в дремлющем состоянии. Если ситуация изменится и поступит исламский призыв, то Рахмону придется столкнуться с угрозой новой гражданской войны", - заявил в заключение беседы завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.