Итоги: политика. КОГДА МЫ БУДЕМ УЛЫБАТЬСЯ?
27.12.07 POLITKZ
Автор Ербол КУРМАНБАЕВ
Подводить итоги года занимательно во всех отношениях. Можно с пользой для себя понять, отчего ты влез в долги или, напротив, разбогател. А если желаешь заглянуть в будущее, то придется, хочешь не хочешь, заняться анализом политических итогов года. Может показаться, что после обширных правительственных докладов такой анализ сродни обгладыванию кости. Но я бы предпочел сравнение с гаданием на бараньей лопатке - прерогативе тюркских шаманов - баксы.
Что случилось
Итак, погадаем на лопатке власти. Что случилось в этом году?
Из событий, на которых стоит заострить внимание, хронологически первым стоит «Рахатгейт» - дело, в которое вляпался, благодаря собственной необузданности, Рахат Алиев - зять президента Назарбаева. Вляпался, а заодно разворошил осиное гнездо, явив на свет множество неприглядных изъянов власти.
Следующее знаменательное событие - поправки в Конституцию, принятые уже исчезнувшим парламентом. Эти поправки достойны упоминания хотя бы потому, что ими даруется Назарбаеву право избираться в президенты несчетное число раз.
Третье знаковое событие - скоропалительные парламентские выборы, которые запомнились даже не ставшей привычной массовой фальсификацией, а идиотским результатом. В парламенте оказалась только партия «Нур Отан».
Еще одно явление, достойное упоминания - аудиофайлы, компрометирующие высших должностных лиц государства. Появление в интернете в том числе голоса, очень похожего на голос главы государства, связывают с именем мстительного Рахата Алиева, но правоохранительные органы не стали углублять эту опасную тему.
Под занавес года Казахстан получил пост председателя в ОБСЕ в 2010 году. Если бы не маниакальное упорство, с которым наши чиновники добивались этого поста, назначением можно было бы гордиться. Но у простых граждан от председательства в ОБСЕ денег не прибавится. А поднимет ли занятие поста престиж государства - это еще вопрос.
И еще я отнес бы к событиям года выборы в других постсоветских государствах. Они достойны упоминания, потому что вынуждают серьезно задуматься над будущим государственным устройством. Первыми в начале года прошли выборы в Туркмении. Виной их стал Сапармурат Ниязов, так и не подтвердивший гипотезу о вечности Туркменбаши. Парламентские выборы в Украине, состоявшиеся после казахстанских выборов, не укладываются в неототалитарную схему.
Однако последовавшие затем парламентские выборы в России, Кыргызстане и президентские выборы в Узбекистане расставили все по своим местам. Процедура выборов и подсчета голосов контролировалась и управлялась властью открыто и буднично, результат рисовался такой, какой был задуман заранее. Профанация выборов, а следовательно и демократии, была полной. Как и в Казахстане.
Что еще сказать про этот год? Мы повзрослели и постарели. Мы стали более лукавыми, усталыми, равнодушными, напряженными и даже угрюмыми. Более нечестными, коротко говоря. Нечестность - это новое кредо нации. Точнее, кредо власти. Именно власть навязывает нации нечестность, делая все, чтобы нечестными стали все. Бесчестие сопровождает учителей, которых заставляют «химичить» на выборах. В некоторых регионах, на юге республики, прежде всего, учителя повально участвуют в школьной коррупции и очковтирательстве. Больная, прогнившая система. В лучших некогда вузах страны качество обучения стремительно обнуляется, чему способствует кредитная система, понятая нерадивыми работниками вузов как возможность отправлять студентов обучаться самостоятельно в интернете, а самим вообще не участвовать в учебном процессе. Деградация налицо. Какие кадры мы растим для страны? Да такие же безграмотные и вороватые, как сама власть.
Что мы имеем
От нашей власти шум стоял весь год нешуточный. Можно было подумать, что она, власть, взяла первый приз на конкурсе красоты, или что ее так сильно любит народ. Ничуть не бывало. В худшем случае ее боятся, но обычно стараются не замечать. Чиновники окончательно испортили телевизор, забивая вещание своими глянцевыми отчетами. Смотреть, какие они гладкие, нет сил, особенно после того, как придешь с улицы, где твои соседи побираются на помойках.
Лично для меня уходящий год был триумфом обманщиков. Лжецы во власти торжествовали на всех фронтах. Они обманывали и хотели верить, что это у них получается превосходно, что обманулись все. Но особенность нынешней жизни состоит в том, что обман заранее известен. Народ отмахивался от выборов: «Да знаю я, врут нагло, обманут, как всегда». И выборы позорные, и власть - как враг народа. Люди во власти, полагающие, что удачно обманули всех, крадут у нас время. Жизнь пройдет, они уйдут, и никто не помянет их добрым словом. И есть в этом наша общая вина. Потому что это мы своим молчанием превращаем генсеков в тотемных балбалов.
Что мы в итоге имеем?
Время показало, что в большинстве постсоветских республик оказавшиеся во власти люди, какими бы замечательными они ни были, не встречая серьезного противодействия со стороны общества, почти всегда начинали выстраивать автократию, которая сохранила бы за ними власть здесь и сейчас. Это какая-то общая паранойя. Власть дуреет всегда, когда ей не возражает народ. Самый замечательный правитель становится злодеем, если у него есть возможность расширить свою власть с помощью подачек или уговоров. Власть - это дурман для умного правителя. Ему начинает казаться со временем, что без него страна развалится. А на деле он обрастает бизнес-связями, контролирует финансовые потоки, превращая государство в частную лавочку. Чтобы не лишиться ее, ему приходится продлевать свою власть правдами и неправдами, успокаивая себя мыслями о собственной незаменимости.
Опасность «нового вектора» не в том, что он ведет обратно в тоталитаризм. Политика тотальных подмен была бы оправдана, если бы существовала сиюминутная угроза порабощения, скажем, со стороны США или Китая. Но угроз нет, и их надо выдумать. В России изворотливый Путин назвал врагами тех, кто ныне «шакалит у посольств» и готовит олигархический реванш. Некоторая туманность образа врага, надо думать, исчезнет после соответствующей пропагандистской шлифовки, и в России окончательно восторжествует воинствующий патриотизм.
Иллюзия угрозы означает только одно: образ врага нужен для того, чтобы не допустить смены власти и не позволить нарушить режим наращивания благополучия правящей верхушки. В этом контексте самым вопиющим противоречием постсоветских авторитарных режимов становится аномальное распределение благ. В Казахстане наряду с вызывающим благополучием истеблишмента бросается в глаза совершенно дикая в наше время нищета народа в провинции. Достаточно хоть раз увидеть беспросветную жизнь казахов из отдаленных аулов, и становится понятно, что во всех победоносных докладах чиновников о грандиозном росте экономики народ просто вынесен за скобки, чтобы он не портил показатели, с которыми Казахстан, по прихоти правящей верхушки, должен войти в число 50-и конкурентоспособных стран мира. Очковтирательство открытое и бессовестное. Причем тенденция охватывает не только Казахстан, но распространяется на Россию, Туркмению, Узбекистан, Кыргызстан. А это уже явление. И значит, пора всерьез задуматься, что это за новый порядок утверждается на постсоветском пространстве. Весь мир уже и не раздумывает над демократией - ею спокойно пользуются. А у нас разводят демагогию об управляемой или о суверенной демократии, лишь бы ее не было в реальности. Развитые государства стремятся дать больше свобод гражданам, а у нас все силы власти направлены на организацию тотального контроля. В результате Казахстан предстает государством с уродливой системой управления. В самом деле, у нас правительство, подотчетное президенту, является несамостоятельным органом. Парламент не выполняет никаких реальных функций по отстаиванию интересов граждан. Судебная система полностью зависит от власти, в лучшем случае - от кошельков. Коррупцией пропитаны все органы власти. Правоохранительные органы повсеместно нарушают права людей. Телевидение контролируется властью. То есть в Казахстане - не республика, а какое-то другое государственное устройство с криминальным уклоном.
Что нас ждет
Подмена демократии авторитаризмом не гарантирует всеобщего благополучия. Поэтому имиджевая реклама - это средство выживания для такой власти. Ее летописцы придумывают все новые и новые хвалебные дефиниции. В «Казахстанской правде» журналистка пишет: «Среди одиннадцати стран СНГ именно Казахстан назван безусловным лидером успешного и стабильного развития». Потрясающе звучит: лидер стабильного развития. Такого еще, пожалуй, не было. Ускорение ускорения.
И чем дальше такая власть доставляет удовольствие лицезреть ее, тем больше понимаешь, насколько старомоден авторитаризм. Пока мы кичимся независимостью, мир уже изменился примерно так, как отличается компьютер от калькулятора. Повсюду исчезает несвобода, входит в моду новый интенсивный образ жизни, а нам навязывают пропаганду и внушают, что стабильность - это и есть рай. На деле подразумевается стабильное существование автократического режима власти, а жизнь наша как менялась скачками, так и продолжает внушать грустные мысли о бренности человеческой судьбы. Между тем, как всегда, автократия - это проблема человека во власти. Неумение нынешней правящей верхушки мыслить масштабно - ее самая большая беда. Почему развивается только сырьевой сектор? Не только потому, что таким способом можно больше отхватить в собственный карман. Но еще и потому, что мозги не усваивают новые технологии, а качать нефть - достаточно ясное занятие. Можно обойтись калькулятором.
Ограничение моей личной жизни чьими-то авторитарными мозгами - обидная участь. Я верю в будущее Казахстана, потому что вижу, какие растут умные ребята, несмотря на сорную траву кругом. Но они быстро глотают отраву, которой уже поражена вся нация. Поэтому, пока не поздно, нужно понять, что консолидированная авторитарная политика некоторых стран СНГ, не изживших вирус тоталитаризма, ведет нацию в тупик. Объединенная Европа предлагает своим жителям социальную рыночную модель, которая отличается от модели стабильности по-казахски примерно так же, как отличается аэробус А-300 от «кукурузника». Там власть существует ради людей. У нас же все выстраивается ради благополучия правящей верхушки. Такая усеченная система вводит нацию в застой, лишает ее перспективного будущего. Это и есть главный итог года.
Конечно, были и еще события в этом году, которые показались для отдельно взятого человека самыми важными. Будь то показные семейные разводы или же «разводы» населения на оплату коммунальных услуг, когда при сошедшей с ума инфляции, люди, как в блокадном Ленинграде урезают свой суточный паек. Но это относится к социально-экономическому блоку. Это в нормальных странах. У нас же все и вся не может идти в отрыве от политики и настроения человека, возомнившего себя «отцом нации».
Но чтобы все не казалось совсем уж таким бедным и несчастным, я выхожу из дома с радостной улыбкой на лице, как у Стивы Облонского. Гляжу вокруг и вижу мрачные лица соотечественников. Если мы «лидеры успешного и стабильного развития», то почему такие кислые, почему не улыбаемся друг другу? Почему, черт подери, я вас спрашиваю, дорогие земляки, вы смотрите на меня, как на грабителя или потенциальную жертву? Давайте улыбнемся друг другу хотя бы сегодня. Чтобы улыбаться весь год, конечно, нужно больше причин, но в Новый год нас окрыляет надежда, и она уверяет нас, что не все еще потеряно в этой жизни, еще многое в ней можно успеть сделать. Но вот когда мы будем подводить не только политические, но и другие итоги года, хорошие, не обремененные негативными подтекстами, вопрос на сегодня более чем риторический.