CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gazeta.kz

Для водки закон не писан. А надо бы:

27 декабря 2007

Для водки закон не писан. А надо бы:

27.12.07, Руслан Искандеров , специально для Gazeta.kz

В Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана "КазАлко" сегодня сильно обеспокоены.

В стране необходимо срочно разработать и принять новый закон прямого действия по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции.

Во исполнение поручения Президента по вопросу борьбы с алкоголизмом Правительство сейчас работает в этом направлении, но весьма "своеобразно": по данным, имеющимся в распоряжении "КазАлко", сегодня Кабмин рассматривает только один вариант: введение государственной монополии на рынке алкогольной продукции.

Это означает полный крах рыночных отношений в этой сфере и нанесет, по мнению членов Ассоциации, невосполнимый ущерб и государству, и бизнесу.

В Казахстане за годы независимости сложился довольно широкий рынок крепкого алкоголя, но он сильно коррумпирован и дезорганизован.

Производить водку легко, затраты мизерные, а доход высок. Поэтому на этом рынке идет острейшая конкурентная борьба. Негативные последствия которой испытывают на себе обычные потребители, казахстанцы. Ежегодно регистрируется семь-восемь тысяч случаев отравления некачественной водкой, некоторые даже со смертельным исходом. А уж последствий неумеренного потребления дешевой водки, пьяных ссор, драм и различных семейных трагедий вообще никто не считал:

Огромные потери несет и казна. Водка - товар подакцизный, то есть, на каждой бутылке должна быть учетно-контрольная марка, покупая которую, производитель уже заранее оплачивает государству этот акцизный налог.

Но сегодня до пятидесяти процентов продаваемой водки идет вне этой схемы. Маленькие, никому не известные фирмы изготовляют и выпускают дешевую водку в различных цехах, благо что процесс доступен и семикласснику, наклеивают на бутылки фальшивые марки и затем продают их по всей необъятной территории нашего отечества. Недобросовестные производители водки таким образом наносят огромный финансовый урон государству - на миллиарды тенге в год. Водка всегда была источником стабильного поступления налогов в казну, так что остаться безразличным к этой ситуации оно не могло.

Схема производства "левой" водки примерно такая. Качественного питьевого спирта сегодня производится в мире огромное количество, цены на него низкие. На территории России, например, почти по всем границам Казахстана стоят мощные спиртзаводы. Завозится цистерна спирта - благо сделать это сегодня может практически любой желающий, заплатив за лицензию сущие крохи. В таможенной декларации часто указывается, что спирт - технический, для производства какой-то несложной химической продукции - так выходит еще дешевле. Затем в маленьком цехе спирт разбавляют, разливают водку по бутылкам, наклеивают этикетку (лучше известный бренд), наклеивают фальшивую акцизную марку - и товар готов к употреблению. Реализуют его, как правило, на рынках и через густую сеть маленьких магазинчиков, коих тысячи и тысячи. Минимальный "выхлоп" - в двести, а то и триста процентов прибыли. - Учетно-контрольные (фальшивые) марки сегодня в массовом порядке завозятся из Турции и Китая и стоят копейки, - рассказывает член "КазАлко", представитель ТОО "Maximus" К. Майтеков. - Никакого реального заслона этой контрабанде учетно-контрольных марок нет. Изготавливаются они на современном оборудовании, с высоким качеством, так что подделку чрезвычайно трудно отличить от оригинала.

Мы считаем, что только от этой контрабанды страна несет потери не менее пяти миллиардов тенге в год.

Конечно, вся эта система построена на больших взятках, во всех звеньях. Но хороший доход все окупает. И к тому же недобросовестности дельцов, "греющих" руки на контрафактной водке, способствует полнейший либерализм, сложившийся на казахстанском рынке крепкого алкоголя. Здесь поистине - "дикое поле", "темный лес"! Он практически полностью открыт для импорта - вези, кто хочет, и что хочешь. Тогда как нашу водку соседи к себе не пускают. Вот, к примеру, какие проблемы стоят перед нашими бизнесменами, которые хотят продать свою водку в России.

- Прежде всего - "выбиваешь" квоты, - рассказывает член "КазАлко", представитель АО "Кокшетауминводы" А. Алиев. Они не могут быть более 10 процентов от объема их, российской водки, продаваемой в этом регионе. И еще условие: из этих 10 процентов крепкие напитки должны составлять не более 60 процентов. Квота утверждается в Минсельхозе России и решения приходится порой ждать месяцами. И еще не факт, что оно будет в твою пользу:

Затем на твое предприятие едет российская комиссия, чтобы проверить, соответствует ли производство водки всем стандартам. Потом анализы образцов идут в Россию - для исследования. Результаты анализов оспаривать бесполезно - это "дубина", которую можно применить в любое время и против любого экспортера. И чем россияне вовсю пользуются.

Затем, если даже все необходимые справки получены - новый круг "хождения по мукам": надо сразу заплатить в российскую казну все 100 процентов акцизов. Далее - открыть таможенный депозит, чтобы ни одна копейка налогов не ушла мимо. И только потом тебя пустят на российский рынок, где также царит сильнейшая конкуренция с российскими марками. Поэтому, хоть наша водка не хуже, чем любая другая, на российский рынок ее не пускают:

Известие о том, что в стране может быть введена госмонополия на крепкий алкоголь, чрезвычайно обеспокоило добросовестных производителей алкоголя, объединенных в ассоциацию "КазАлко", в которую входят сегодня 35 предприятий, производящих все 100 процентов спирта и 96 процентов водки в стране.

Как считает вице-президент "КазАлко" А. Калиев, госмонополия внесет только хаос и неразбериху в рыночные отношения, а назначенных целей достичь не сможет.

- Сегодня все предприятия алкогольной отрасли находятся в частной собственности, - рассуждает он. - Само государство, в свое время, позаботилось о процессе приватизации в ней. В отрасль вложены теперь огромные средства, заводы модернизированы, чтобы выпускать продукцию высокого качества. Госмонополия, таким образом, невозможна без изъятия собственности у владельцев частных предприятий, а это потребует огромных компенсаций от государства. Мы работаем в точном соответствии с законом, нам тоже чрезвычайно не нравится, что контрабандная и контрафактная водка льется рекой. Мы здесь - самые верные союзники государства и готовы помогать ему, наводить на рынке настоящий порядок. Но мы против полной госмонополии. Если ее введут, то многие владельцы готовы демонтировать оборудование и перевезти предприятия за рубеж, чтобы производить продукцию там и завозить ее в Казахстан. Сократятся рабочие места и налоги. Госмонополия не решит и проблему алкоголизма - что, разве в советское время, когда все было государственное, пили меньше? Проблема есть, но решать ее нужно совместно, бизнесу и государству, как в любой цивилизованной рыночной стране. А попытки решить ее с помощью бюрократии ни к чему хорошему не приведут.

"КазАлко" считает необходимым уполномоченному органу совместно с бизнес-сообществом разработать новый законопроект о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции - более жесткий, прямого действия, с наименьшим числом подзаконных актов. Этот закон должен поставить заслон теневому рынку и открыть "зеленую улицу" добросовестным участникам рынка легального.

- Почему у нас производством алкоголя может заниматься любой человек? Необходимо ограничить количество участников алкогольного рынка, ужесточить требования к вопросу лицензирования, - считает К. Майтеков. - Ввести огромные, просто разорительные штрафы за нарушения закона, например - за фальшивые акцизные марки, вплоть до полного закрытия. Алкоголь не должен быть сферой деятельности малого и среднего бизнеса, это особый товар. Поэтому необходимо предусмотреть, чтобы в новом законе количество участников алкогольного рынка было строго оптимизировано.

"КазАлко" предлагает увеличить плату за получение лицензии на производство алкогольной продукции и этилового спирта до 10 тысяч минимальных расчетных показателей - примерно 10 миллионов тенге. Аналогичные действия необходимо применять к импортерам и в меньшей степени - к оптовикам и рознице. Предлагается также ввести минимальный уставной фонд для производителей алкогольной продукции, этилового спирта, импортерам, оптовикам и розничной торговле.

- Мы предлагаем установить минимальный годовой объем уплаты акцизов. По примеру банковской системы, создать страховой депозит в размере двухквартального объема уплаты акцизов. Если предприятие не уплатило акцизы за какой-то срок, страховой депозит идет на погашение этой задолженности, - говорит А.Калиев. - И также нужно полностью запретить реализацию алкогольной продукции на торговых рынках, где в основном и продается "левая", контрафактная водка.

Сейчас лицензирование, производство и импорт алкогольной продукции имеет одного "хозяина" - Налоговый комитет Минфина, а оптовая и розничная реализация находятся в ведении местных органов. Как водится: у двух "надзирающих" контроля за оптовой реализацией и розницей практически нет.

В "КазАлко" считают, что необходим единый государственный уполномоченный орган, с территориальными подразделениями, который один занимался бы всеми вопросами производства и реализации алкоголя в стране.

Бизнесмены уверены, что если их предложения будут приняты, рынок алкоголя в стране станет "чистым", резко снизится количество "левой" водки, а государство будет получать не 6, а 10-12 миллиардов тенге налогов в год.

Это лучше, чем браться за безнадежную организацию огромной и неэффективной системы "государственной" водки в огромной стране, которая может породить только массовую коррупцию, переход населения к употреблению различных суррогатов алкоголя и резкое снижение конкурентоспособности и качества алкоголя.

gazeta.kz

Предыдущая статьяНеважно кто голосует, важно - кто голоса подсчитывает
Следующая статьяПравительство Кыргызской Республик приняло постановление о мерах по социально-трудовой реабилитации несовершеннолетних из социально незащищенных слоев населения