В скором времени ожидается финансовый кризис подобный кризису 1998 года, считает Амангельды Муралиев
3 апреля 2008, 14:28, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - В скором времени ожидается финансовый кризис подобный кризису 1998 года, считает Амангельды Муралиев - Председатель Общественного правительства.
Цены на природные ресурсы растут с геометрической прогрессией. Мировые рынки «лихорадит» от роста цен на нефть, каждый день поступают вести о новых рекордах, которые устанавливает баррель нефти на мировых фондовых биржах. Как следствие идет рост цен на ГСМ, продукты первой необходимости. Чтобы узнать, что ожидает Кыргызстан в скором времени, и как населению и Правительству на это реагировать, ИА АКИpress обратилось к Амангельды Муралиеву.
- С началом весны в Кыргызстане наблюдается новый виток роста цен все, начиная от ГСМ, тарифов на свет, газ, тепло, и заканчивая продуктами питания. Прокомментируйте ситуацию, сложившуюся в нашей стране?
- Я думаю, что это связано с несколькими факторами: 1) рост цен на нефть, это, в свою очередь, повлияло на рост цен горючесмазочных продуктов. Кроме того, идет рост цен на природный газ, пшеницу, муку, растительное масло и др. продукцию; 2) большой объем импорта - по официальным данным, импорт превышает экспорт в 2 раза. А также идет рост цен на импортную продукцию; 3) не совсем правильная политика Национального банка и Правительства, направленная на укрепление курса национальной валюты.
Что касается роста цен. Если говорить о политических категориях, то рост цен ведет к серьезной социальной напряженности: низкая покупательская способность, маленькие зарплаты и пенсии; большое число безработных (только официально зарегистрированных безработных в КР насчитывается 70 тыс. человек). Известно, что многие безработные не регистрируются, поэтому их намного больше. Я думаю, что это все вкупе может привести к серьезному кризису.
Вы ведь сами заметили, что цены на ГСМ, хлеб растут на глазах. Это связано с тем, что и Россия, и Казахстан в связи с напряженностью на мировых продуктовых рынках, вводят ограничения на вывоз зерна и муки из своих стран. Значит, у нас ожидается дефицит. Ведь спрос и предложение определяет цену.
Надо учесть, что своего зерна у нас еще нет, т.к. сейчас идет посевная кампания, и до осени нам нужно продержаться. В этой связи, по-моему, надо обратиться к мировому сообществу, чтобы для поддержания кыргызстанского (продуктового) рынка нам оказали гуманитарную помощь.
Когда я был Премьером, мы завозили до 100 тыс. тонн гуманитарного зерна в год, объявляли хорошие закупочные цены на пшеницу и проводили другие стимулирующие фермеров мероприятия. Должен идти процесс насыщения рынка, тогда рынок у нас будет стабильным. А если Правительство допустит ажиотаж среди населения: люди станут покупать прозапас, то ситуация обострится еще больше. Видимо, сейчас все идет именно к этому.
Что касается вопроса об энергоносителях. Узбекистан сейчас нацелен на политику поставки газа по мировым ценам, а это серьезно отразится на Кыргызстане. Ведь еще нет этой политики, а цена на газ за последние два года практически выросла почти в 3 раза. Правительство должно оценивать ситуацию и принять решительные меры.
- Правительство готово к тенденции роста цен на товары первой необходимости? Ведь на данный момент, если сравнить заработную плату и пенсию, которую получает население, просто не поспевает за ростом цен?
- Сегодняшнее Правительство, наверное, не готово. Я читал ранее их программы, у них очень мало внимания было уделено проблемам инфляции. Есть одна беда - макроэкономический мониторинг ведется по факту, а прогноза и опережающих действий нет.
- Расскажите, насколько готово население Кыргызстана к подорожанию продуктов? Увеличится ли рост числа людей, находящихся за чертой бедности?
- Мне кажется, здесь ситуация обострится: население все эти подорожания уже переживает. К примеру, я сегодня пошел покупать стиральный порошок, и мне сказали, что с понедельника данный товар будет стоить на 20% дороже. Поэтому я взял сразу два пакета порошка.
Могу сказать, что население не готово к тенденции роста цен, т.к. в Кыргызстане идет постепенное повышение цен на природный газ, на электроэнергию, на коммунальные услуги, на продовольственную группу первой необходимости, на ГСМ, а доходы граждан отстают.
Если говорить об инвестициях, то сейчас их поступление снижается, т.к. инвесторы не доверяют политике Правительства. Это касается правового аспекта - у нас правит не закон, а некие субъективные факторы, которые при этом еще влияют на экономику. А экономика, в свою очередь, должна развиваться в определенном правовом поле.
Я думаю, тенденция роста цен на товары будут продолжаться, и в скором времени возможен финансовый кризис подобный тому, что был в 1998 году, и население должно знать об этом. Что может за этим последовать? Отставка Правительства, может, снимут Председателя Нацбанка, как было в том же 1998 году.
Сейчас Правительству надо думать о том, как повысить устойчивость экономики к внешним шокам.
- На Ваш взгляд, как Правительство Кыргызстана будет бороться с бедностью в ближайшем будущем? Будут ли предусмотрены какие-то дополнительные льготы для незащищенных слоев населения?
- Прежде всего, здесь надо говорить об адресной поддержке населения. Для этого надо ввести паспортизацию, т.е. нужно каждую семью, каждое домашнее хозяйство проанализировать и изучить, какой у них среднедушевой доход. Установить «черту» - прожиточный минимум. То есть необходимо будет рассчитать прожиточный минимум для пенсионеров, детей, для экономически активного населения и т.д., а затем принять соответствующие меры. Но для этого нужен сильный бюджет. А у нас в Кыргызстане с этим дела как раз обстоят не очень хорошо. Члены Правительства рассказывают нам в номинальных цифрах, что у нас в стране все хорошо, но с учетом инфляции бюджет в принципе ничего не стоит.
Кроме того, в сложившейся ситуации необходимо поддержать крестьян. К примеру, выплачивать компенсацию за повышение цен на ГСМ, удобрения, семена, снижать кредитные ставки для сельского хозяйства, а также заняться реструктуризацией их задолженностей.