CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ТУРЦИЯ: КЛЮЧЕВАЯ ВСТРЕЧА ПО КИПРУ МОЖЕТ СЕРЬЕЗНО ПОВЛИЯТЬ НА ПРОЦЕСС ВСТУПЛЕНИЯ ТУРЦИИ В ЕВРОСОЮЗ

2 июля 2008

ТУРЦИЯ: КЛЮЧЕВАЯ ВСТРЕЧА ПО КИПРУ МОЖЕТ СЕРЬЕЗНО ПОВЛИЯТЬ НА ПРОЦЕСС ВСТУПЛЕНИЯ ТУРЦИИ В ЕВРОСОЮЗ

2.VII.2008 Eurasianet

Игаль Шлейфер

Спустя десятилетия новый мирный процесс по Кипру может, наконец, сдвинуть процесс с мертвой точки и подвигнуть две стороны разделенного острова к воссоединению, полагают аналитики. В случае неудачи и в этот раз возникнет длительная политическая напряженность, которая не только развеет все надежды Турции на вступление в Евросоюз, но и негативно повлияет на стратегические операции ЕС и НАТО в Евразии и на Ближнем Востоке, добавляют специалисты.

"Я думаю, сейчас у нас есть две стороны, настроенные на решительные действия. Налицо все необходимые составляющие. Для обеих сторон это вопрос последнего решительного рывка", - отмечает Хью Поуп (Hugh Pope), ведущий аналитик брюссельской экспертно-аналитической "Международной кризисной группы" (International Crisis Group), недавно представившей отчет по кипрскому вопросу.

"Ряд возможностей возникал и в прошлом, но ни разу за прошедшие годы у руководства обеих сторон не стояли лидеры, обладающие политической волей и поддержкой общественного мнения в вопросе урегулирования, - добавляет он. - Обе стороны понимают, что это, возможно, последний шанс воссоединения на обозримую перспективу".

Эта важнейшая встреча состоится 1 июля. Ожидается, что в ходе нее лидеры турок-киприотов и греков-киприотов (Мехмет Али Талат и Димитрис Христофиас) примут решение по вопросу о вступлении в прямые переговоры. Если все пройдет успешно, переговоры начнутся уже в сентябре. Два лидера уже предприняли ряд мер по укреплению доверия, включая открытие КПП в центре разделенной столицы острова Никосии, который не функционировал с 1960-х годов.

Прогрессу последнего времени способствовал уход со сцены приверженцев жесткой линии в обеих частях острова. Турки-киприоты сделали первый шаг, избрав на выборах 2005 года лидера Республиканской турецкой партии левого толка Мехмета Али Талата (Mehmet Ali Talat), выступающего за поиск путей урегулирования. Предшественником Талата на этом посту был многолетний лидер страны Рауф Денкташ (Rauf Denktas), изворотливый и несговорчивый политик. После турецкого вторжения 1974 года турецкая сторона получила под свой контроль 38 процентов территории Кипра, на которой проживало менее 20 процентов населения. Денкташ способствовал переселению континентальных турков на земли, покинутые греческими беженцами.

В феврале этого года греческая часть острова избрала своим президентом руководителя коммунистической партии (АКЕЛ) Димитриса Христофиаса (Demetris Christofias). Он сменил на посту Тассоса Пападопулоса (Tassos Papadopoulos) - еще одного титана кипрской политики, который в 2004 году настоятельно рекомендовал своим грекам-киприотам проголосовать на референдуме против продвигаемого ООН плана воссоединения острова. За "план Аннана", названного так по имени тогдашнего генерального секретаря ООН Кофи Аннана, высказались 65 процентов жителей турецкой части острова, тогда как 76 процентов жителей греков-киприотов проголосовали против.

Уход со сцены Денкташа и Пападопулоса, называемых "г-н Нет" и "г-н Никогда", принес на остров ветер перемен. Талат и Христофиас являются старыми сотоварищами по работе в партиях левого крыла Кипра. "Мы настроены оптимистично, - сказал Талат в ходе недавнего интервью в своем офисе в турецкой части Никосии, известной как Лефкосия. - Впервые в истории Кипра во главе обеих сторон стоят лидеры, выступающие за урегулирование конфликта".

Редактор дипломатических новостей газеты "Политис" (Politis) Лефтерис Адилинис (Lefteris Adilinis) отмечает, что перемены особенно глубоки с греческой стороны. "Я думаю, что главное изменение - это совершенно иной подход греков-киприотов по отношению к туркам-киприотам. Раньше их позиция была крайне несговорчивой. Конечно, есть еще проблемы и разногласия, но Христофиас заостряет внимание на вопросах, по которым наличествует общность позиций", - сказал он в интервью в редакции газеты, расположенной на маленькой улочке, которая упирается в высокую стену, образующую часть буферной зоны.

"До сих пор ни одно политическое руководство [Республики Кипр] не говорило откровенно о том, куда мы движемся, и как может выглядеть будущее урегулирование. Общественности просто говорили то, что она хотела слышать", - добавляет он.

Хотя кипрский конфликт порой проявляется в мелочных спорах, подобно тому, кто придумал пахлаву- греки или турки, или как правильнее называть рахат-лукум - турецким или кипрским, проблема все же имеет и более серьезную геополитическую составляющую. Так, например, недавно правительство Республики Кипр захотело предоставить международным нефтегазовым компаниям права на геологоразведку в окружающей остров акватории моря, но Турция решительно воспротивилась, аргументировав свою позицию тем, что район разведки находится в спорных водах.

"Кажется, что ситуация стабильна, но на самом деле она нестабильна, - полагает турок-киприот, руководитель кафедры турецких исследований греко-киприотского Университета Кипра Ниязи Кизилюрек (Niyazi Kizilyurek). - И дело тут не только в урегулировании кипрской проблемы".

Вопрос о вступлении Турции в ЕС также неразрывно связан с кипрским вопросом. Грекоговорящая, южная часть острова присоединилась к ЕС в 2004 году и с тех пор время от времени использует свою позицию в Брюсселе, выступая против заявки Анкары. Турция же в качестве ответного удара использует свое членство в НАТО, блокируя расширение сотрудничества между ЕС и военным альянсом в знак протеста против зависимости Брюсселя от кипрской политики. Такая позиция мешает ЕС реализовать свои проекты в Косово и Афганистане.

"Кипр использует ЕС, чтобы наказать Турцию, а Турция использует НАТО для наказания Кипра. Все это может вылиться в серьезную проблему, если нынешний раунд переговоров все же не состоится. В результате кипрский вопрос - этот вечный клин между Турцией и ЕС - еще больше обострится", - полагает аналитик Хью Поуп из "Международной кризисной группы".

По словам старейшего политика Йоргоса Иакову (George Iacovou), являющегося высокопоставленным чиновником греко-киприотского правительства, Кипр не возражает против вступления Турции в ЕС. Но поддержка страны турецкой заявки зависит от поддержки Турции идеи воссоединения острова. Если Анкара публично будет призывать к его разделению, "тогда планы по ее членству в Евросоюзе нужно немедленно оставить, потому что они никогда не будут реализованы", - без обиняков заявил Йоргос Иакову в интервью, которое он дал в своем кабинете в президентском дворце Никосии.

"Так что мы все кровно заинтересованы в воссоединении. Это будет во благо всем".

Брюссель вернется к рассмотрению заявки Турции о вступлении в ЕС в 2009 году, и отсутствие прогресса по кипрскому вопросу может стать одним из главных негативных факторов. Правда, в последние три-четыре года Анкара занимает более примирительную позицию по этому вопросу в надежде на его урегулирование. "Есть мнение, что если Турция пойдет на это, ей будет легче вступить в ЕС и быть принятой в международных структурах", - отмечает ведущий внешнеполитический обозреватель турецкой газеты "Миллиет" (Milliyet) Сами Кохен (Sami Kohen).

"Но в последние месяцы в Анкаре сложилось ощущение, что если достичь договоренности в ближайшем будущем не удастся, то все будет кончено. Это - последний шанс, - добавляет он. - Если Турция сочтет, что не сможет убедить своих друзей в ЕС изменить позицию греков-киприотов, то она заявит, что больше не будет добиваться вступления в ЕС из-за крошечного Кипра, который навязывает ЕС свою политику. Если до этого дойдет, то мы можем стать свидетелями резкого поворота в турецкой внешней политике".

От редактора: Игаль Шлейфер является независимым журналистом из Стамбула.

eurasianet.org

Предыдущая статьяВосточный «Ренессанс»
Следующая статьяГЛАВА БДИПЧ: НЕСМОТРЯ НА СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ОБСЕ НЕ СТОИТ ПЕРЕД КРИЗИСОМ