Генеральская петля в тени дела Рахата Алиева
11 июля 2008г. ? 27 (805), Деловая Неделя, Казахстан
Масуд АЛИМОВ
Высокопоставленный офицер КНБ, обвиненный в том, что он проглядел заговор экс-зятя президента, покончил с собой в СИЗО
9-го июля государственное информационное агентство «Казинформ» сообщило о том, что «в столичном следственном изоляторе КНБ покончил жизнь самоубийством подследственный генерал-майор в отставке Мажренов Жомарт Рахимбекович», с 2001-го по 2007-й годы (когда он вышел на пенсию) командовавший cпециальной информационной службой (СИС) Комитета национальной безопасности, занимавшейся кроме всего остального электронной безопасностью и прослушиванием телефонов. Судя по профилю его работы и упоминаниям в СМИ, он мог иметь отношение по роду своей деятельности почти ко всем последним громким скандалам и уголовным делам в Казахстане - начиная от убийства Алтынбека Сарсенбайулы и его помощников, в котором были замешаны спецназовцы КНБ, заканчивая сливом телефонного компромата на руководство страны, который, кстати, официально считается фальшивкой. Тем не менее именно его подчиненные, включая непосредственных заместителей, были осуждены 25 марта этого года Акмолинским военным судом как члены преступной группы во главе с Рахатом Алиевым и Альнуром Мусаевым, организовавшими заговор с целью захвата власти. Если поначалу Мажренов не привлекался в качестве обвиняемого к этому делу, то этим летом «в связи с открывшимися новыми обстоятельствами» против него было возбуждено уголовное дело, а сам генерал-майор в отставке оказался в СИЗО ДКНБ Астаны, где и совершил самоубийство. При этом пресс-служба комитета утверждает, что свою вину по предъявленным ему обвинениям Мажренов полностью признал, хотя и добавляет, что по факту смерти возбуждено уголовное дело, которое должно ответить на вопрос, насколько добровольно расстался с жизнью ветеран совет- ских и казахстанских спецслужб утром 8-го июля.
Покойный 56-летний генерал, по официальным данным, «с 1983 года находился на руководящих должностях в системе органов безопасности Казахстана», то есть был высокопоставленным функционером спецслужб не менее четверти века и, как отмечено в официальном сообщении, «внес определенный вклад в их становление». В одном из официальных документов - постановлении правительства «О Сетевом графике исполнения общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 18 февраля 2005 года» - Мажренов назван ответственным за целый фронт работ по «обеспечению информационной безопасности в рамках создаваемого «электронного правительства»: от «анализа существующих мер по обеспечению информационной безопасности баз данных и иных информационных ресурсов государственных органов», «подготовки и направления предложений в канцелярию премьер-министра по разработке необходимых нормативных правовых актов в области технической защиты информации и проведения аттестаций информационных систем» до «предложений о присоединении Казахстана к Международной конвенции по борьбе с киберпреступностью и создание Национального контактного пункта по борьбе с данного рода правонарушениями». Его имя также упоминалось в связи с электронной системой выборов «Сайлау» (созданной в Беларуси), а также в скандальном заявлении редакция интернет-газеты «Навигатор», сделанном несколько лет назад. Речь в нем шла о «грубом нарушении свободы слова в интернет-пространстве Казахстана» и, в частности, в «замедлении работы сайта», осуществленном сотрудниками КНБ.
В своем заявлении «Навигатор» упоминал «внутренний документ КНБ, касающийся ограничения доступа к так называемым «деструктивным сайтам» с помощью программного комплекса «Болат». «К заявлению приложена докладная записка директора СИС КНБ РК генерал-майора Ж.Мажренова на имя председателя КНБ РК Н.Дутбаева, в которой обосновывается применение программы «Болат», предназначенной для замедления работы сайтов «в рамках действующей системы противодействия работе деструктивных сайтов», - писали журналисты сайта. В ответ на эти обвинения пресс-служба Комитета национальной безопасности РК распространила тогда заявление о том, что опубликованные «Навигатором», а затем перепечатанные в некоторых других СМИ материалы о причастности КНБ к блокировке и замедлению ряда казахстанских сайтов не соответствуют действительности, а само обвинение в адрес Комитета национальной безопасности было названо «провокационным».
Другое упоминание фамилии Мажренова связано с расследованием дела об убийстве оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбайулы и его помощников, когда именно СИС КНБ под управлением генерал-майора сумело отследить телефонные звонки, поступавшие с мобильных телефонов убитых, и передало информацию следователям МВД, ведшим расследование этого дела. В результате было установлено, что похищение оппозиционного лидера было совершено сотрудниками спецназа КНБ «Арыстан», после чего непосредственному шефу Жомарта Мажренова - в то время председателю КНБ Нартаю Дутбаеву ничего не оставалось делать, кроме как подавать в отставку, которую президент в те смутные дни неожиданно быстро принял. Ходили слухи, что из-за этого случая между Мажреновым с Дутбаевым возник острый конфликт, который принял самый открытый характер, т.е. доходил до потасовки, однако вполне естественно, что никакой официальной информации по этому поводу нет. Журналисты через обращения в прессе задавали этот вопрос Нартаю Дутбаеву, однако о его ответе на него ничего не известно. Сейчас бывший председатель КНБ является ректором кадрового резерва спецслужбы - профильной академии и советником президента, а Мажренов, оказывается, повесился на собственном белье в СИЗО КНБ.
Вот как описывает этот случай Deutsche Welle: «И именно на основании данных «бюро Мажренова» (СИС КНБ - «ДН») сотрудникам МВД Казахстана удалось не только установить личности бойцов «Арыстана», но и отправить их под суд. По данным хорошо информированных источников «Немецкой Волны» в Астане, с этого момента у Мажренова начались неприятности с руководством КНБ. Дело дошло до того, сообщил один из астанинских источников, заслуживающих доверия, что тогдашний председатель КНБ Нартай Дутбаев в порыве гнева напал на Жомарта Мажренова и попытался его избить. Впрочем, вскоре Дутбаев был вынужден подать в отставку, тогда как Мажренов после конфликта более года оставался на своем посту руководителя СИС КНБ.»
В дальнейшем о СИС вспомнили, когда после бегства экс-зятя президента Назарбаева - Рахата Алиева - в Австрию в Интернете стали появляться аудиофайлы с записями разговоров людей, чьи голоса были похожи на голоса высокопоставленных казахстанских чиновников.
Соответствующим образом были обставлены и распечатки этих переговоров. Официальных комментариев по этим разговорам, имеющим явно компрометирующий характер, долгое время не было. Позднее в интервью одному из информационных агентств нынешний председатель КНБ Амангельды Шабдарбаев заявил, что у его службы «нет сомнения, что эти записи - дело рук Рахата Алиева... В проводимой им информационной войне активно используются возможности современной компьютерной спецтехники». На уточняющий вопрос, считает ли он аудио-записи сфабрикованными, председатель заявил: «Сегодня техника позволяет подделать любые телефонные записи». Когда против Рахата Алиева и Альнура Мусаева был начат второй судебный процесс, проводившийся в Акмолинском военном суде и носивший закрытый характер, было сообщено, что кроме них по этому делу проходят еще 14 человек, в том числе и сотрудники СИС. В официальном сообщении о смерти Мажренова об этом процессе и его итогах упоминается как об «известном факте осуждения двенадцати его бывших подчиненных, в том числе непосредственных заместителей, за совершение ряда тяжких преступлений в бытность руководства Мажренова названной структурой ведомства». По данным пресс-службы КНБ, уточненным в разговоре с «ДН», именно в связи с этим делом и «с открывшимися новыми обстоятельствами» по нему генерал-майор Мажренов «привлекался к уголовной ответственности». «В отношении него 6 июня т.г. следственным департаментом КНБ было возбуждено и расследовалось уголовное дело по ст. 380 ч. 2 УК РК (злоупотребление властью, превышение или бездействие власти, повлекшие тяжкие последствия)», - гласит официальное сообщение. Что касается конкретных вещей, в которых обвиняли отставного генерала следователи, то руководитель пресс-службы КНБ Кенжебулат Бекназаров упомянул «бездействие» в отношении противозаконной деятельности его непосредственных подчиненных, признанных участниками заговора Алиева-Мусаева. Как известно, приговор военного суда признал экс-зятя президента и его ближайшего соратника виновными «в создании и руководстве организованной преступной группой, незаконном сборе информации, получении и разглашении государственных секретов, хищении государственного имущества, действиях, направленных на насильственный захват власти и государственной измене в виде шпионажа». Государственный обвинитель на процессе в военном суде Кульзия Куюкова упомянула, что «для создания финансовой базы своей противозаконной деятельности они организовали системный сбор компрометирующих материалов, которые использовались для шантажа и угроз представителей крупного бизнеса, отъема их собственности и денежных активов», а также, что «на протяжении всего периода своей деятельности указанная преступная группа... занималась сбором информации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан отнесенной к государственным секретам». Видимо, подчиненные Мажренова обвинялись в том числе и в этом, хотя, наверное, не только.
«Интересовавшие их секретные сведения касались стратегически важных вопросов внешней и внутренней политики государства. В первую очередь это принимаемые и подготавливаемые к принятию государственные решения по конкретным ключевым вопросам в энергетической, военно-промышленной, геолого-разведочной сферах хозяйствования, информация по вопросам безопасности и обороны, информация о деятельности силовых структур, о деятельности центральных органов государственной власти, информация о графике встреч и передвижений по стране и за рубежом высших должностных лиц государства», - заявила Куюкова, по словам которой «как правило, секретные сведения добывались с использованием служебных возможностей членов ОПГ, внедренных в систему государственных органов, а также госслужащих, введенных в заблуждение лжепатриотической риторикой осужденных Алиева Р.М. и Мусаева А.А».
«Еще на начальном этапе своей незаконной деятельности осужденные Алиев и Мусаев закупили за границей несколько специальных технических средств стоимостью более 1, 5 млн. долларов США каждая. В дальнейшем в городах Алматы и Астане под их личным контролем была создана сеть незаконных контрольных пунктов, оснащенных самым современным специальным оборудованием, которое использовалось для незаконного прослушивания телефонных разговоров», - говорила Куюкова сразу после окончания процесса, создав у слушателей впечатление, что компрометирующие телефонные разговоры, размещенные в Интернете, были подлинными. Судя по всему, арестованные сотрудники СИС были задержаны еще летом прошлого года, в то время, как их шеф еще около года не привлекался в качестве обвиняемого. Какие новые обстоятельства вскрылись, что 6 июня Мажренов был арестован, а 12-го ему было предъявлено обвинение (именно в этом порядке, если судить по сообщениям «Казинформа» и Zonakz), неизвестно. По данным пресс-службы, «ознакомившись с материалами возбужденного в отношении него уголовного дела, Жомарт Мажренов согласился с предъявленными ему обвинениями и полностью признал свою вину». «Согласно предъявленной ему статье УК РК, Жомарта Мажренова могли осудить на срок от 3 до 10 лет», - сообщает Zonakz. Вряд ли 56-летний генерал, учитывая его раскаяние, боялся получить несколько лет тюрьмы. Его смерть могла стать следствием его понятий об офицерской чести (если это все-таки было самоубийство) либо чьего-то желания заставить опасного свидетеля замолчать навсегда (если мы узнаем, что его все-таки кто-то убил или довел до самоубийства). «Следует иметь в виду и то, что погибший генерал мог обладать важной информацией относительно обстоятельств гибели известного оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева», - отмечает Deutsche Welle.
Генерал-майор Мажренов умер незадолго до праздничной для его бывшей службы даты - 13 июля исполняется 16 лет со дня основания КНБ, как главной спецслужбы Казахстана - омрачив эту дату для своих бывших коллег. Возможно, именно поэтому, как рассказал «Немецкой Волне» один из сотрудников силовых структур Казахстана, до появления официального сообщения «Казинформа» рядовому составу было сообщено, что Мажренов скончался в результате обширного инфаркта миокарда.