Н.Абдуллоева: Доступ к правовым институтам жертв торговли людьми в целях трудовой эксплуатации в Таджикистане
18 ноября 2008, 10:18, CA-NEWS
CA-NEWS (TJ) - Выступление Нодиры Абдуллоевой, ОО "Центр по правам человека", Таджикистан, на Совещании по рассмотрению выполнения обязательств, посвященных человеческому измерению, в Варшаве (Польша), 29 сентября - 10 октября 2008 г.
Доступ к правовым институтам жертв торговли людьми в целях трудовой эксплуатации: опыт Таджикистана
Таджикистан продолжает оставаться страной «донором» трудовых ресурсов для ближнего зарубежья, в частности России и Казахстана. Национальные эксперты отмечают, что отток мигрантов из Таджикистана с каждым годом увеличивается. Вместе с тем увеличиваются масштабы торговли людьми в целях трудовой эксплуатации.
Ранее, когда речь шла о борьбе с торговлей людьми, государственные и общественные организации Таджикистана в основном фокусировали свое внимание на проблемах сексуальной эксплуатации, в этом контексте трудовые мигранты, подвергающиеся трудовой эксплуатации, не попадали под их «поле зрения». Сейчас ситуация меняется. Все чаще проблемы трудовой эксплуатации обсуждаются, однако меньше их не становится.
Если говорить о доступе жертв трудовой эксплуатации к правовым институтам, то он все еще затруднен. До сих пор нет ни одного прецедента, когда трудовой мигрант из Таджикистана ставший жертвой трудовой эксплуатации, обратился бы за судебной защитой в стране назначения, например в России, или в Казахстане. Причина - низкая информированность, недоверие к правовым институтам или нелегальное положение мигранта.
Возможности правовых институтов используют чаще те мигранты, которые выехали на заработки посредством агентств занятости. Но обращаются мигранты только в национальные правовые институты. Следовательно, к ответственности привлекается только агентство занятости, а недобросовестный работодатель остается безнаказанным.
Обзор судебной практики Таджикистана показал, что до 2008 года в судебном порядке было рассмотрено всего три гражданских дела по иску трудовых мигрантов в отношении частных или государственных агентств занятости. Их этих трех судебных исков только один был частично удовлетворен в пользу трудового мигранта в 2006 году, но решение суда о взыскании материального и морального ущерба в интересах трудового мигранта до сих пор не исполнено.
В январе 2008 года статья 130 (Торговля людьми) Уголовного Кодекса Республики Таджикистан была дополнена, и в новой редакции она соответствует ст.3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми. Уже в 2008 году правоохранительные органы Таджикистана по ст.130 расследовали 2 уголовных дела в отношении руководителей частных агентств занятости и 1 уголовное дело в отношении частного лица. По этим уголовным делам проходит около 150 потерпевших, которые стали жертвами трудовой эксплуатации в России. Вышеуказанные дела пока еще не рассмотрены судом.
Национальные Эксперты отмечают, что, несмотря на наличие уголовной статьи, предусматривающей наказание за трудовую эксплуатацию, следственные органы до сих пор не в состоянии быстро и оперативно реагировать на данные нарушения. Вследствие чего, установить факт торговли людьми в целях трудовой эксплуатации и наказать виновных не всегда удается. Основной причиной является отсутствие налаженного механизма взаимодействия с правоохранительными органами государств - приёма. Практики, работающие в правоохранительных органах, отмечают, что собрать убедительную доказательственную базу очень сложно. Преступление транснациональное и совершается на территории иностранного государства, поэтому нет возможности провести оперативные действия, или возможности допросить лиц, имеющих отношение к делу. Кроме того, как показывает практика сотрудникам правоохранительных и судебных органов рассматривающих дела, связанные с трудовой эксплуатацие, не хватает достаточного профессионализма по рассмотрению и разрешению этой категории дел.
В связи с вышеизложенным полагаем, что на данный момент Таджикистану необходимо:
1. Наращивать потенциал государственных чиновников, работающих по вопросам торговли людьми и трудовой миграции. В частности, обеспечить подготовку судей, прокуроров, следователей, работников миграционной службы и министерства труда по вопросам, касающихся торговли людьми в целях трудовой эксплуатации.
2. Наращивать сотрудничество между государственными, общественными организациями и бизнес структурами, т.е. частными агентствами занятости, вовлеченными в процесс трудовой миграции и трудоустройства.
3. Целесообразно, принять отдельный закон, регулирующий деятельность Агентств Занятости, который являлся бы комплексным нормативным актом, содержащим нормы трудового, гражданского и административного законодательства. Этот закон мог бы являться важным механизмом для защиты, прежде всего, прав трудовых мигрантов от трудовой эксплуатации. К процессу разработки законодательства необходимо подходить с учётом реальных возможностей как финансовых, так и технических ресурсов, которыми обладает Таджикистан.
4. Необходимо исключить из Уголовного Кодекса Республики Таджикистан статью 132, предусматривающую наказание за вербовку людей для эксплуатации, так как вербовка в целях эксплуатации уже предусмотрена в диспозиции ст. 130 УК РТ (Торговля людьми). Квалификация же деятельности виновного лица по ст. 132 УК РТ предоставляет возможность назначения менее сурового наказания.
5. Международным организациям необходимо поддерживать и поощрять совместные инициативы НПО стран отправления и назначения по вопросам оказания практической правовой помощи трудовым мигрантам - жертвам трудовой эксплуатации. НПО в странах отправления и назначения необходимо практиковать ведение стратегических кейсов против недобросовестных работодателей и агентств занятости практикующих эксплуатацию трудовых мигрантов.
6. Таджикские НПО специализирующиеся по вопросам трудовой миграции и противодействия торговли людьми должны обратить внимание на профессиональный уровень специалистов предоставляющих информационные и правовые услуги трудовым мигрантам и жертвам торговли людьми. Им также необходимо пересмотреть стратегию по проведению информационных кампаний среди потенциальных трудовых мигрантов и жертв торговли людьми, так как имеющаяся практика не является достаточно эффективной.