Станислав Жуков: Центральная Азия - это пять принципиально разных государств, которые по-разному устроены
24 ноября 2008, 20:37 CA-NEWS
CA-NEWS (CA) - «ИНТЕГРАЦИЯ БАЗИРУЕТСЯ
Деловое издание «Бизнес & Власть», Казахстан
24 ноября 2008 г.
Оксана ЩЕРБАКОВА
Для более глубокого сотрудничества национальные экономики должны сближаться по многим критически важным параметрам. Большое значение имеет и совместимость политических систем. Интересы же стран Центральной Азии (ЦА) пока не совпадают, говорит в интервью «&» Станислав Жуков, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук.
- Станислав Вячеславович, насколько развита сегодня интеграция между странами Центральной Азии?
- Интеграции как таковой вообще нет. В странах ЦА, как и на всем постсоветском пространстве, существует тенденция использовать понятия «интеграция» и «экономическое сотрудничество» как синонимы. На самом деле сотрудничество и интеграция - разные вещи, так как сотрудничать между собой могут любые страны, интеграция же это более высокая форма экономического сотрудничества, которая предполагает объединение интересов на микроуровне, вплоть до внутриотраслевой, потоварной, подетальной кооперации хозяйствующих субъектов. К сожалению, таких примеров на постсоветском пространстве крайне мало, в лучшем случае интеграция находится в зачаточном состоянии - имеются отдельные примеры интеграционных проектов на нижнем уровне, но, к сожалению, макропараметров этот процесс не приобрел и не приобретает. Как показывает мировой опыт, серьезной основой для интеграции выступает обрабатывающая промышленность. К сожалению, изменение в отраслевой структуре во всех постсоветских странах уводит их от промышленного пути развития к сырьевому.
До тех пор пока в структуре производства значительную часть не будут составлять обрабатывающие производства, обладающие развитой системой прямых и обратных экономических связей, производства, которые предъявляют спрос на продукцию смежников, вступают в кооперационные взаимосвязи, ожидать интеграционных прорывов просто неуместно.
Кроме того, невозможна интеграция сверху как некий политический проект, идеология которого задана властью с определением параметров этого проекта. Так, например, в 50-е годы в арабских странах было огромное количество проектов по интеграции: Сирия объединялась с Египтом, Египет - с Ливией. На самом деле все эти проекты, как и следовало ожидать, остались на бумаге, потому что не было носителя интеграции - частного сектора, единственного, кто может выступать той формой углубленного взаимодействия между странами, которое представляется важным и полезным процессом.
К сожалению, реальные проявления интеграции на постсоветском пространстве надо искать с микроскопом. Главными макроэкономическими причинами такого положения являются отсутствие обрабатывающих производств и эшелонированного серьезного частного сектора. Причем не сверхкрупного, а мелкого и среднего, сконцентрированного в обрабатывающих отраслях. Только этот част┐ный сектор может сплести ткань интеграции - все прочее останется политическим прожектом.
- Значит ли это, что примеров интеграции на постсоветском пространстве нет?
- Они есть, например, в приграничных регионах Казахстана и России. Достаточно приехать в приграничные области Казахстана, и мы увидим, что там идет интенсивный обмен, как товарами, так и специалистами, с российскими регионами. Почему это происходит? Надо понимать, что нет идеала интеграции. Она должна базироваться на объективном экономическом интересе, то есть на группах предприятий, фирм, которым выгодно общее экономическое поле. Если сотрудничество для них выгодно, если число таких компаний достигает критической массы - зарождается интеграция. Сегодня существуют компании, которые хотят перейти к более тесному сотрудничеству, усилить кооперационные связи, разделить цепочки производства товаров таким образом, чтобы разные части производились в разных странах. Это и есть экономические агенты интеграции.
- По каким вопросам центральноазиатским государствам жизненно необходима интеграция?
- Странам ЦА необходимо сотрудничество в таких ключевых областях, как использование водных ресурсов и энергетики. От Советского Союза страны ЦА унаследовали общие экономические системы - в значительной степени электроэнергетику и водную инфраструктуру, по которым существует целый комплекс проблем. Именно поэтому центральноазиатские государства должны каким-то образом найти в себе силы начать эффективно сотрудничать друг с другом. Однако сегодня мы видим, с каким трудом идет реальное сотрудничество. Одна из причин этого заключается в том, что сектор естественных монополий еще нелиберализован, и по этому поводу существуют полярные мнения относительно необходимости такого шага. Так, например, вода не является товаром, поэтому какой-то рыночной оценки такого ресурса в денежной форме не существует. В советские времена существовала комиссия, которая собиралась с определенной регулярностью, допустим, два раза в год, и распределяла потоки воды между странами-донорами водных ресурсов и странами-потребителями. Все это осуществлялось при участии Москвы, то есть центра, который брал на себя урегулирование сложных политических проблем между республиками. Сейчас такого центра нет - во многом это и является причиной того, что государства не могут договориться между собой. Кроме того, вопросы электроэнергетики и воды тесно связаны с газом, потому что еще со времен Советского Союза существовала система взаимопоставок: кто-то кому-то поставлял воду, кто-то взамен - электроэнергию, а кто-то - газ, и наоборот. Сейчас мы знаем, что в газовой отрасли идет быстрая либерализация, когда ценовые пропорции приближаются к европейским. Узбекистан, который является поставщиком газа в Кыргызстан и Таджикистан, увеличивает цену поставляемого газа. Для экономик Таджикистана и Кыргызстана среднеевропейские цены на газ, даже с учетом дисконта на транспортную составляющую, неподъемны. И без того эти экономики, мягко говоря, находятся в очень сложном состоянии, а тут еще дополнительный рост издержек. Поэтому без сотрудничества в этих областях не обойтись, и альтернативы в этом вопросе нет.
- В свое время Нурсултан Назарбаев выступал с инициативой создания союза центральноазиатских государств, однако сейчас об этом подзабыли. Почему инициативу не поддерживают другие страны ЦА?
- Президент прав в призыве к более тесному сотрудничеству в рамках Центрально-Азиатского региона, так как существующие общие проблемы необходимо решать, и не важно, как это будет называться: интеграция или сотрудничество. Решение стратегических проблем по энергетике и воде не сдвинется с места без участия первых лиц государств, так как центральноазиатские общества отличаются сильно централизованными политическими системами. Кроме того, каждая страна преследует собственные интересы: Центральная Азия - это пять принципиально разных государств, которые по-разному устроены как экономически, так и политически. Как правило, более тесная форма взаимодействия существует между однородными системами или, по крайней мере, стремящимися к этому. В ЦА, напротив, происходит разбегание. В Казахстане действует либеральная экономическая система, в Кыргызстане она настолько либеральная, что уже киргизской экономики как таковой не существует, с другой стороны, мы видим абсолютно противоположную систему в Туркменистане, Узбекистане, смешанную - в Таджикистане. Хозяйственное регулирование, законодательные акты - все в этих странах устроено по-разному. Кроме того, Казахстан движется по пути открытости, другие страны, напротив, закрываются. Как они могут объединиться?
В то же время они имеют некоторые общие интересы: географически находятся между крупными странами - с одной стороны Китай, с другой - Россия; во внешнем мире все они взаимодействуют с Европой. Поэтому центральноазиатским государствам необходимо вырабатывать и общую позицию, чтобы не оказаться раздавленными глобализацией, интересами других, более мощных стран. Но при этом надо понимать, что существуют серьезные трения, недоверие между политическими элитами стран ЦА, поэтому в данном регионе даже сотрудничества достичь очень сложно.