Контролировать сферу религии в Кыргызстане необходимо, но не репрессивными методами
25 ноября 2008, 10:37 CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - В Кыргызстане можно найти религиозную организацию на любой вкус. Чаще всего вступать в секты или ряды хизб-ут-тахрировцев кыргызстанцев заставляет низкая осведомленность об истинных положениях религии, бедность, непопулярность властей. Но упорядочить деятельность религиозных организаций призван новый закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях КР».
Религиозные организации
С ноября 1996 года по 1 июня 2008 года в Кыргызстане было зарегистрировано 2168 объектов религиозного назначения. Из них 1791 объект исламского направления или 82,61% от общего количества зарегистрированных религиозных объектов. Об этом на пресс-конференции в октябре сообщал заместитель директора государственного агентства по делам религий при Правительстве Кыргызстана Канатбек Мурзахалилов.
До 1991 года в Кыргызстане насчитывалось 3-4 религиозных направления, преимущественно традиционных религий - ислам и православное христианство. Официально функционировали 39 мечетей, 25 храмов и приходов русской православной церкви. Если ранее действовали 5 направлений христианства - баптисты, адвентисты, пятидесятники, община католиков и свидетели Иеговы, то на сегодняшний день в Кыргызстане действуют более 30 ответвлений.
Деятельность исламской конфессии координируется и руководится Духовным управлением мусульман Кыргызстана, имеющим в своей структуре 9 казыятов, 1674 мечети, 8 высших религиозных учебных заведений, 7 институтов, 50 медресе, 49 фондов, а также 3 миссии зарубежных конфессий ислама, при этом наибольшее количество мечетей (76,14%) приходится на юг страны.
Общее количество студентов, обучающихся в религиозных исламских учебных заведениях, составляет более 2866 человек, большинство из них обучаются на юге.
В Кыргызстане функционируют 311 религиозных объектов протестантского направления, в том числе баптисты - 49, лютеранты - 21, пятидесятники - 53, адвентисты - 31, 24 миссии зарубежных конфессий христианства.
Кыргызстан - благоприятная почва для сект и религиозных организаций
Успешному внедрению сект и религиозных организаций в Кыргызстане сопутствуют и низкая осведомленность населения о религии, экономическая ситуация, бедность, недоверие населения к руководству страны, уверен эксперт Института стратегического анализа Кадыр Маликов.
Свое мнение он обосновал на примере запрещенной на территории КР религиозно-экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир».
Как сообщил он, данная организация «успешно» внедряется благодаря тому, что «официальное руководство и оппозиционные партии утрачивают доверие народа в сегодняшнем кризисе и таким организациям это только на руку». «Также это и экономическая ситуация, бедность, несправедливость в судах», - поясняет он.
Немаловажный фактор популярности партии, по мнению эксперта в том, что в ней говорится о социальной справедливости, чего не хватает населению. «Ведь если государство социально стабильно, то партия теряет своих сторонников», - сказал он.
Также к основным факторам К.Маликов причислил и низкую осведомленность населения о положении религии, в частности, о том, что такое истинный ислам.
На сегодняшний день, как констатирует эксперт, немаловажным является просвещение населения и модернизация образования. «Важно, чтобы в медресе преподавали правильно, чтобы в школах, вузах был введен предмет религиоведение» - сказал он.
Тонкости контроля сферы религии
В связи с устарелостью закона о свободе вероисповедания и религиозных организациях (закон был принят в 1991 году) 6 ноября 2008 года Жогорку Кенеш Кыргызской республики принял новый проект закона.
По новому закону предусмотрено регулирование религиозных организаций, действующих на территории КР. В законе вводятся такие положения, как:
- запрет на преподавание в частном порядке религиозных дисциплин для всех уровней образования; - возможность включения религиозных дисциплин в общеобразовательные программы обучения государственных образовательных учреждений, если это не противоречит законодательству Кыргызстана; - обязательное производство религиозной экспертизы при ввозе и распространении литературы, печатных, аудио и видеоматериалов и других предметов религиозного назначения; - запрет на распространение религиозной литературы в общественных местах и разрешение распространять литературу только в местах, находящихся в собственности и предоставленных для них в законном порядке.
Депутаты отдельно проголосовали по статье, определяющей необходимое количество членов для регистрации религиозной организации. По решению депутатов отныне для регистрации религиозной организации необходимо 200 человек. Между тем, депутат, один из разработчиков законопроекта Зайниддин Курманов предлагал уменьшить число членов до 50. Свое предложение он объяснял тем, что это поможет выявить истинное число сект и организаций, и они не будут уходить «в подполье».
В целом З.Курманов, характеризуя законопроект, сообщил, что «он направлен не на ужесточение закона, а на упорядочение, контроль и учет религиозных организаций».
Эксперт К.Маликов в свою очередь отметил, что закон имеет «положительный характер», так как его цель - урегулировать и сделать заслон для неординарных течений. Но эксперт опасается, что во время практического применения законопроекта «могут быть перегибы на местах».
Контроль в религиозной сфере недавно коснулся и дааватчы. Своим распоряжением губернатор Иссыккульской области Кыдыкбек Исаев 19 ноября временно приостановил миссионерскую деятельность дааватчы. Свое решение иссыккульские власти обосновали тем, что «несмотря на принимаемые меры, в области наблюдается определенная активизация подпольных ячеек партии «Хизб-ут-Тахрир». Члены партии «Хизб-ут-Тахрир», как сообщают в Иссыккульской администрации, «используют низкий уровень религиозного образования отдельной части официального мусульманского духовенства. В связи с чем, не способны вступать в открытые дискуссии с представителями данной партии по ошибочности их идей, а также об основе настоящего ислама».
Сферу религии, по мнению К.Маликова, регулировать необходимо, но делать это нужно мягко, не репрессивными методами, путем закрытия, так как это может вызвать ухудшение ситуации в обществе. «Такие действия, как запрет деятельности дааватчы, если они будут нести не частный, а повальный характер, могут вызвать радикализацию пацифистски настроенных верующих», - сказал он.
«Власти нужно осторожно обращаться с религиозным ресурсом. В народе падает авторитет светских представителей власти и оппозиции, поэтому нужно регулировать эту сферу комплексными подходами, мягко, чтобы не настроить основную часть верующих, чтобы организации не видели в государстве угрозу и антиисламкий характер», - подчеркнул К.Маликов.
Контроль, по его словам, бывает разным; когда государство вмешивается в одностороннем порядке и контроль, когда взаимоотношения, построены на кооперации. «Бесконфликтный вариант - лучше. Нужен подход, направленный не на запрещение, а на профилактику, не на пресечение, а предупреждение конфликта», - заключил он.
Госсекретарь КР Нур уулу Досбол в свою очередь на круглом столе по вопросам религий 12 ноября выразил мнение, что для государства одним из эффективных путей противостояния религиозному экстремизму является успешное взаимодействие с религиозными конфессиями в разных областях, в том числе - в сфере образования и в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Алина Кенжеева // АКИpress