Мирослав Ниязов о курултае оппозиции
2 декабря 2008, 10:34, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - В Бишкеке на прошлой неделе 29 ноября 2008 года прошел Народный курултай объединенной оппозиции. Свою оценку прошедшему курултаю дал в интервью ИА АКИpress оппозиционер Мирослав Ниязов.
- Как известно, Курултай одобрил новую концепцию политического устройства Кыргызстана. Можно ли полагать, что на ее основе объединились главные силы оппозиции?
- Объективные условия для консолидации оппозиции есть, так как ныне действующая власть окончательно опорочила себя, и вызывает раздражение в обществе. Вместе с тем считать, что вся оппозиция окончательно объединилась, нельзя.
Как я понимаю, значительная часть ее представителей намерена бороться за создание парламентской республики. Относительное меньшинство исповедует очередную революцию как ключ для осуществления политических реформ. Если призадуматься, то обе стороны предлагают революционные преобразования.
Но существует и третье мнение, которое состоит в том, чтобы страна двигалась эволюционным путем, постепенно совершенствуя систему управления, не бросаясь из одной крайности в другую.
- Однако же резолюция была всеми одобрена:
- Это мне напоминает советское прошлое, когда людей вынуждали единогласно одобрять решения Коммунистической партии, т.к. коммунисты патологически боялись разногласий. В конце концов, народ превратили не только в единомышленников, но и в одномысленников.
К сожалению, мы и сегодня тяготеем даже к ложному, но единодушию. Пора бы уже понять, что с таким представлением мы жизнь не улучшим. Тот факт, что среди оппозиции существуют различные взгляды по основам устройства страны - это, безусловно, хороший показатель. И нет никакого смысла объединять всю оппозицию. Скорее, это даже хуже, чем лучше.
Ведь до сих пор стадные инстинкты не редко доминировали над здравым смыслом, что стало тормозом всех начинаний, но не стимулом для развития. Мы зачастую шли на поводу каких-то авторитетов или амбициозной кучки, которые цинично обещали хорошую жизнь, а сами паразитировали на доверии людей. Сегодня народу, может быть, впервые представилась возможность сделать свой политический выбор, хотя номенклатура не очень-то разнообразна, но все же она есть.
- Некоторые из присутствующих обратили внимание на то, что вы не приняли участия в работе Курултая. Чем это можно объяснить?
- Как и следовало ожидать, Курултай одобрил новую политическую концепцию, где основной идеей является переход страны к парламентской форме правления. Я считаю, что республика не готова к такой трансформации. Для этого нет никаких объективных условий.
Несмотря на многочисленность политических партий, большинство граждан, так и не может определиться в партийной принадлежности, и принципиально сохраняет статус беспартийных. И таких граждан в республике гораздо больше тех, кто имеет симпатии к той или иной партии. Возникает закономерный вопрос: «О какой парламентской республике может вообще вестись речь, если партии еще не имеют поддержки со стороны большинства граждан?».
Поэтому, так называемое парламентское большинство будет носить лишь условный характер. В таких условиях нет ни малейшей надежды на то, что парламент может вывести страну из кризиса. Это утопия. Не имея никакого опыта парламентского правления, они наоборот загонят страну в политический тупик и всеобщий хаос. Впрочем, на эту тему я подробно говорил в недавнем с вами интервью . Таким образом, мое отсутствие на Курултае становится понятным.
- А можно ли рассматривать резолюцию Курултая как окончательное решение оппозиции по форме государственного устройства?
- Решение Курултая - не догма. В политике компромиссы уместны, а порой и неизбежны. Я надеюсь, что принятая на нем резолюция вызовет хоть какое-то обсуждение в обществе, возможно, внесет оживление среди политиков, которые должны высказать свое мнение по этому поводу.
- Как вы считаете, примет ли власть во внимание выдвинутые требования оппозиции по предлагаемым реформам?
- Мне кажется, нынешняя власть не попадет в историю. Она уже в нее вляпалась и напоминает собой нашкодивших детей, которых оппозиция пока безуспешно пытается поставить в угол. Рано или поздно власть вынуждена будет считаться с оппозицией. Но прежде неизбежно произойдут изменения, как в коридорах власти, так и в самой оппозиции.
- О каких изменениях в оппозиции и во власти идет речь?
- Я пока не буду об этом рассказывать, но изменения обязательно произойдут в ближайшее время, это неизбежно.