БЕРДЫМУХАМЕДОВ ПРОВОДИТ «ЧИСТКИ» В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
23 января 2009 г., Форум экспертов Евразийского дома
ВИТАЛИЙ КУЛИК, Директор Центра исследований проблем гражданского общества, Киев
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, похоже, начинает оправдывать свой имидж непредсказуемого политика. Это проявляется не только во внешнеполитической сфере, где новому президенту удалось практически за полтора года вывести Туркменистан из политической изоляции, но и во внутренней политике и кадровых назначениях, размах которых напоминает полномасштабные чистки.
Укрепление вертикали
В Туркменистане сохраняется авторитарная система власти, которая находится еще в состоянии кристаллизации. Президент Г.Бердымухамедов пребывает в поиске оптимальной модели и персонального состава управляющей команды.
9 января в Ашхабаде состоялась первая сессия 4-го созыва Меджлиса (парламента) страны, новый депутатский корпус которого был сформирован после декабрьских выборов 2008 г. Новый Меджлис после конституционной реформы 2008 г. получает значительные права как законодательный орган. Но президент Бердымухамедов решил провести избрание руководства парламента в ручном режиме: проконтролировал избрание Акджы Нурбердыевой спикером парламента, а также лично рекомендовал депутатам сформировать пять парламентских комитетов - по защите прав и свобод человека, по науке, образованию и культуре, экономике и социальной политике, международным и межпарламентским связям, работе с местными органами власти. Кроме того, Бердымухамедов персонально указал, которые из депутатов должны стать председателями комитетов.
Своеобразие формирования новой туркменской властной вертикали прослеживается на протяжении всего периода президентства Гурбангулы Бердымухамедова.
Во время первой волны кадровых чисток (2007-2008 гг.) Бердымухамедов устранил от власти не только конкурирующих с ним силовиков (например, руководителя МВД Туркменистана Акмамеда Рахманова, начальника Службы безопасности президента Акмурада Реджепова и др.), но и провел первую чистку среди ниязовских назначенцев «последней волны». На сегодняшний день в силовых структурах руководящие посты не занимают люди, которые имели отношение к Акмураду Реджепову, Мухаммеду Назарову и т.д. Отставки затронули даже ранее близких самому Бердымухамедову чиновников. Например, в опалу попал пресс-секретарь президента А.Худайбердыев, которого считали очень влиятельным игроком в окружении нового президента Туркменистана.
На смену им тогда пришли чиновники третьего и четвертого эшелонов, доверенные лица Бердымухамедова, которые еще не участвовали во власти. Но, по мнению Портала «Евразийский Дом», основу всех кадровых решений как при Ниязове, так и при Бердымухамедове все же составляет опора на родственные и родоплеменные связи. При этом Бердымухамедов перенял у Ниязова и тактику «принудительной ротации кадров». Однако при осуществлении такой тактики Бердымухамедов (сам из племени ахал-теке) столкнулся с серьезной проблемой - острого дефицита новых чиновников, обладающих сколько-нибудь серьезной профессиональной подготовкой. При этом на высокие государственные посты выдвигаются чиновники «новой волны», о которых еще вчера ничего известно не было и которые не всегда являются выходцами из племени ахал-теке, но полностью лояльны узкому кругу лиц, формирующему лицо нынешней власти.
Наступление «новой волны» чиновников не могло не сказаться на ситуации внутри чиновничьего аппарата. Значительно обострилась борьба за доступ к «телу», в которой старые аппаратчики постепенно теряют свои позиции.
Проявлением этой тенденции стала «залповая» чистка правительства Туркменистана 15 января 2009 г. В прямом эфире туркменского телевидения, во время расширенного заседания Кабмина, Гурбангулы Бердымухамедов отправил в отставку министра социального обеспечения Г.Какалыева (вместо него назначен Бекмырат Шамырадов, ранее работавший начальником отдела министерства финансов по финансированию образования, науки и культуры), министра связи Р.Ходжагурбанова, его уволили за плохой Интернет и неработающую мобильную связь.
Жесткой критике была подвергнута работа ТЭК Туркменистана. В отставку с формулировкой «за серьезные недостатки, допущенные в работе» ушли министр энергетики и промышленности Г.Аннавелиев, председатель Государственной корпорации «Туркменгеология» С.Джумаев, председатель Государственного концерна «Туркменнефть» Г.Ташлиев. По словам Генерального прокурора Туркменистана Чары Ходжамурадова, в госконцерне «Туркменнефть» в результате нарушения законов государству причинен ущерб, имеются финансовые нарушения, уровень образования работников отрасли не соответствует занимаемой должности и госкорпорации.
За ослабление контроля во вверенной отрасли и допущенные недостатки в работе вице-премьеру правительства Тачберды Тагиеву, курирующему ТЭК, объявлен строгий выговор.
Вице-премьер правительства Х.Гелдимырадов, курировавший экономический блок, был снят с должности по его собственной просьбе. На его место был назначен Т.Джапаров, возглавлявший до этого Высшую контрольную палату.
Досталось и руководителям регионов. Хяким Лебапского велаята Ч.Одебердиев был уволен за недостатки в работе. Тучи над ним начали сгущаться еще в январе 2008 г. На его место назначен Я.Яйылов, работавший ранее хякимом этрапа Атамурат. На хякимов Ахалского велаята (М.Нурмамедова), Балканского велаята (О.Ниязлыева), Дашогузского велаята (С.Аширова) и Марыйского велаята (К.Гурбанова) президентом были наложены административные взыскания, что равноценно требованию «повышенной лояльности».
В то же время, как минимум, четверо из уволенных чиновников были назначенцами С.Ниязова (Гурбандурды Какалыев, Ресулберды Ходжагурбанов, Гарягды Ташлиев, Ходжамырат Гелдимырадов). Остальные были если не временными, то впали в немилость в последнее время.
Борьба серых кардиналов
По сути, нынешняя «залповая» рокировка чиновников в Ашхабаде свидетельствует об обострении борьбы за власть между двумя ключевыми игроками туркменской политики - советником президента Туркменистана Виктором Храмовым и Управляющим делами аппарата президента Юсупом Ишанкулыевым.
Первый негласно формирует политику в отношении СМИ, является главным идеологом режима, имеет существенное влияние на МИД и на кадровую политику. Второй и курирует, а иногда и подписывает от имени туркменской власти, все крупные контракты по строительству, финансируемому из бюджета Туркменистана. Выполняет все деликатные функции, связанные с распределением и перераспределением денежных средств в строительном секторе Туркменистана, включая взаимодействие с иностранными строительными и иными компаниями. Весьма существенную роль Ишанкулыев играет в кадровой политике.
То, что между Храмовым и Ишанкулыевым пробежала «черная кошка», начали говорить еще в средине 2007 г. Против Храмова была развернута массированная информационная кампания при участии российских СМИ. Весь 2008 г. в Интернете гуляла записка якобы от имени Службы внешней разведки Украины на имя президента Украины Виктора Ющенко, где Храмов упоминался в качестве возможной замены Бердымухамедову в случае «цветной революции» в Туркменистане. Несмотря на то, что это была фальшивка, Храмов явно потерял былое влияние на Бердымухамедова в кадровых вопросах.
То, что назначенцы 15 января в основном молодые чиновники четвертого эшелона, да и многие из них числятся среди «друзей» Ишанкулыева, может свидетельствовать об усилении влияния управделами на президента Туркменистана и временной опале Храмова. Однако, поскольку туркменский госаппарат наиболее непрозрачный из всех постсоветских режимов, говорить о новых раскладах в окружении президента Бердымухамедова преждевременно.
Как отмечают некоторые обозреватели, находящиеся в Ашхабаде, нынешняя беспрецедентная кадровая рокировка могла стать ситуативным «пакетным» соглашением между Храмовым и Ишанкулыевым.
Второе туркменское предупреждение
Однако, чем бы ни была эта чистка, в ней есть определенные вызовы для украинских интересов в Туркменистане. 17 января Гурбангулы Бердымухамедов во время рабочей поездки по Ашхабаду, проинспектировал участок проспекта им. Героя Туркменистана Атамурата Ниязова, который расположен между магистралями Гарашсызлык шаелы и Туркменбаши шаелы.
В этом месте находится инженерно-коммуникационный тоннель, сооружение которого было доверено украинской компании «Интербудмонтаж». В результате Бердымухамедов в резких тонах потребовал окончательно решить вопрос с реализацией проекта. «Эта тема неоднократно поднималась в ходе встреч с украинскими партнерами на разных уровнях, - отметил глава государства. - Тем не менее, до сих пор адекватной реакции не последовало». Как сказал Гурбангулы Бердымухамедов, такое положение дел негативным образом сказывается на межгосударственных туркмено-украинских отношениях. «Надо признать, и Туркменистан сегодня с осторожностью подходит к поступающим от украинских партнеров предложениям о сотрудничестве», - сказал он.
Проблемы у «Интербудмонтажа» возникли в начале 2008 г., когда президент Туркменистана официально заявил, что «ни одна украинская компания не будет работать в Туркменистане, пока не оправдает себя своим трудом». Таким образом, туркменское руководство выразило свое неудовлетворение работой украинских строительных компаний «Укртрансбуд», Строительной ассоциации «Интербудмонтаж» и «УкрАзиаБуд», которые на протяжении более 10 лет успешно реализовывали проекты в Туркменистане.
Украинские строительные компании «Укртрансбуд», Строительная ассоциация «Интербудмонтаж» и «УкрАзиаБуд» оказались в роли «слабого звена» на туркменском рынке. Эти фирмы давно преследуют проблемы не только в самом Туркменистане, но и в Украине.
Знающие люди утверждают, что проблемы украинских строителей в Туркменистане возникли из-за того, что Ашхабад не обеспечил оплату работ живыми деньгами, а под оплату строительства были взяты кредиты в банках. Несмотря на аферы с газом руководителей корпораций, украинские компании вполне могли бы завершить стройку (с оттягиванием сроков сдачи готовых объектов), но возле Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова нашлись более предприимчивые лоббисты, которые и сформировали нужное «заказчикам» (конкурентам украинских строителей) мнение лидера страны (очевидно, что из числа «друзей» Юсупа Ишанкулыева).
В то же время, Киев даже не оказал номинальной поддержки своим экономическим агентам. Во власти Украины не нашлось людей, которые могли бы встать на защиту «Укртрансбуда», Строительной ассоциации «Интербудмонтаж» и «УкрАзиаБуда». Поэтому они и оказались легкой добычей своих конкурентов (в первую очередь, россиян и китайцев), которые давно уже приценивались к строительным контрактам в Туркменистане.
В этой стране все еще успешно работают наши компании. Например, ОАО «Сумское машиностроительное НПО имени М.В.Фрунзе», которое строит на туркменском побережье Каспия компрессорную станцию, мощностью 2 млрд. кубометров газа в год, будет утилизировать попутный газ морских месторождений. Кроме этого проекта, Cумское НПО реализует реконструкцию газосборных сетей Оджак-Наипской группы газоконденсатных месторождений «Наип» общей стоимостью $72 млн. И будет очень жаль, если подобные контракты заберут у нас из-под носа. Поэтому Киеву следует более внимательно относиться к кадровым перестановкам в Ашхабаде, иначе Украину могут обойти более активные игроки.