CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Интернет-журнал "Оазис" - Они подружились

29 января 2009

Они подружились

29.01.2009

? 2 (94) Январь 2009, Интернет-журнал "Оазис"

Дмитрий Аляев

Один мой ташкентский коллега недавно рассказал историю. Несколько лет назад в Узбекистан прибыла российская делегация, которая в числе прочих вопросов прорабатывала с узбекской стороной и проблему ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова (ТАПОиЧ). Точнее, дальнейшую судьбу этого предприятия, а если ещё точнее, то приобретение этого завода, в прошлом одного из флагманов экономики Узбекской ССР, а ныне промышленного балласта в российскую собственность. Надо отметить, что к ТАПОиЧ у Ислама Каримова особое отношение. На нём простым мастером он начинал свою карьеру ещё тогда, когда не только номенклатурная должность в республиканском ЦК, но даже и работа в Госплане представляли собой для него довольно-таки неясные и далёкие перспективы. Но вряд ли это отношение к ТАПОиЧ связаны с ностальгией. Скорее всего тут узбекский лидер скорее выступал в роли «собаки на сене» - авиационный завод никак не мог долгие годы после объявления независимости освоиться с рыночной экономикой и войти в прежний ритм работы. Портфель заказов был пуст, инженеры и квалифицированные рабочие в массовом порядке покидали республику и переезжали в Россию, далее начались сокращения за ненадобностью оставшегося персонала. Россия после равнодушного к Центральной Азии Бориса Ельцина, собралась было приобрести завод в рамках созданной Объединённой авиационной корпорации (ОАК) «Ильюшин», однако Узбекистан не отдал своё неработающее предприятие.

Так вот, посетившая в 2006 году Узбекистан российская делегация, в очередной раз получила отказ относительно приобретения ТАПОиЧ. Тогда, по словам моего ташкентского коллеги, Каримова вывело из себя то, что с ним вёл переговоры не первое лицо государства - Владимир Путин - а молодой и мало кому известный политик, «мальчишка». Каримов не любит таких сюрпризов и не терпит такого неуважения к своей персоне. Лишь несколько позже узбекскому лидеру доложили, что с ним разговаривал не просто заместитель правительства России Дмитрий Медведев, а вполне реальный будущий президент этой страны... Конфуз той ситуации и предопределил на годы вперёд отношение недоверия и настороженности Каримова к своему российскому коллеге.

Несмотря на то, что лично я считаю эту историю журналистской байкой, её таковой не считает профессор, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Я вполне допускаю, что такое могло быть. Например, мне точно известно, что во время визита Путина в Туркменистан покойный Туркменбаши при всех начал учить его жизни, давать советы, как управлять Россией и СНГ и как известно, после этого отношения Путина и Ниязова не сложились. Поэтому и тут всё зависело от личной встречи двух президентов, так как из-за личных симпатий или антипатий сегодня и складывается в СНГ большая политика» - говорит профессор.

По мнению Малашенко, «личностные отношения на постсоветском пространстве, во-первых, они объективно неизбежны и в этом я считаю огромная трагедия нашего постсоветского пространства. Это не потому, что мы плохие или плох Ислам Каримов, а просто потому, что так сложилось в силу того, что был Советский Союз, в силу того, что все президенты, уже не все, но большинство - они ещё постсоветские люди, они пытаются выйти из этой постсовковости, это первое. Второе, для традиционного общества, а Узбекистан - это полутрадиционное общество, впрочем, как и Россия временами, вот этот фактор тоже очень важен. Отношения между Медведевым и Каримовым действительно могли не заладиться, потому что при всём том, что мы сейчас говорим в России о тандеме, что Путин всем заправляет, даже при очень малом возрастном различии, Медведев, это всё-таки чуть-чуть, на один шажок дальше от совковости. От тех традиций, которые были «тогда». Но в Центральной Азии все эти матёрые политики, все эти бывшие первые секретари, они прекрасно это понимают, потому что Ислам Каримов не то, что понимает, он чувствует Путина. Они чем-то похожи, потому что Путин ближе «туда», во времена СССР, а Медведев, неизвестно, кто это такой и, естественно, есть обида, потому что для Ислама Каримова для приватных отношений есть человек номер один - это Путин. И тут вдруг появляется кто-то ещё.

Пока Каримов у власти, и пока формально он равен Медведеву по статусу, хотя на самом деле главным человеком в России остаётся Путин, такие недоразумения, я думаю, будут постоянно происходить, потому что они все там в Центральной Азии привыкли иметь дело не с формальным президентом, а с вождём. Вот ислам Каримов - это вождь, и как вождь он может говорить на равных только с Путиным» - считает политолог.

Примерно также говорил о предстоящем визите и доктор исторических наук, заместитель директора института Дальнего Востока РАН, руководитель центра Восточной Азии и ШОС, профессор МГИМО Сергей Лузянин: «Это первый визит Медведева в качестве президента в Узбекистан. Вспомните, что первый свой зарубежный визит Медведев сделал в Казахстан, затем в Китай. В Киргизию он тоже поехал раньше, чем в Узбекистан. Это конечно нюансы, но на Востоке на эти нюансы внимание обращают. И такая очерёдность ясно даёт понять, что в российской политике в регионе Узбекистан для Москвы стоит далеко не на первом месте. Но этот визит должен состоятся, хотя бы как последовательное продолжение курса Путина-Медведева на сближение с Центральной Азией. Второй момент - визит происходит во время финансового кризиса (а кризис протекает по жёсткому и разрушительному для России сценарию) и во время переговоров будут подтверждены очень высокие цены на узбекский газ.

Очень серьёзный разговор будет, мне кажется, по поводу Афганистана. Возможно, Ислам Каримов опять подготовил какие-то инициативы по этой проблеме, как он это делал не раз. Так, например, известно, что на одном из последних саммитов ШОС Каримов предлагал странам-участницам наладить прямые контакты с какими-либо отдельными группами талибов, чтобы влиять на ситуацию не извне, а изнутри. Официально это предложение оформлено не было, но идея осталась».

Вот визит и состоялся и по меткому выражению одной из московских газет, Каримов «узрел нежность» в глазах Медведева. Точки над «i» были расставлены - Каримов понял, что курс Медведева не отличается от курса Путина, Медведев, в свою очередь уяснил что пока, хотя бы для видимости, Узбекистан остаётся в эфемерной зоне так называемых «российских интересов». Как и предполагали наши эксперты, оба лидера затронули опять-таки ситуацию с ТАПОиЧ, проблемы Афганистана, импорт Россией узбекского газа. В отношении последнего, на радостях, что Москва собирается покупать узбекский газ дороже той цены, по которой пока продаёт его же на Запад, Каримов даже пообещал вдвое увеличить поставки, доведя их до 31 млрд. кубометров в год. Правда тут не поднимался вопрос, что достигаться это количество экспорта будет исключительно за счёт узбекистанского населения, которому власти уже давно из-за нехватки газа на внутреннем рынке предлагают перейти на «более совершенное и экологически чистое топливо» - каменный уголь, дрова и кизяки.

Со своей стороны, российская сторона успокоилась тем, что пока Узбекистан не спешит присоединиться к проекту NABUCCO. Правда, как говорят эксперты, вот именно, что «пока». Своё отношение к данному проекту Ташкент может изменить в любой момент и никакие клятвы Каримова служить гарантией не могут.

Кроме этого Каримов на переговорах коснулся водной проблемы. Напомню, что Кыргызстан, имеющий много воды давно требует, чтобы основные потребители его воды - Узбекистан и Казахстан за неё платили так же, как и Кыргызстан платит за узбекский газ, а Каримов платить не хочет. Медведев же пообещал, что Россия поучаствует в многосторонних переговорах, однако, как это будет происходить неизвестно, т.к. сегодня Кыргызстан, по словам Лузянина является фаворитом России в регионе.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяЪ - Рогунская ГЭС выдала первое напряжение
Следующая статьяБакиев обещает киргизам новый путь