CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

izrus.co.il

Глава Туркменистана тайно отпустил евреев - сигнал Западу

29 января 2009

Глава Туркменистана тайно отпустил евреев - сигнал Западу

28.01.2009 10:26, медиа-ресурс о «русском Израиле». IzRus.LTD

Михаил Фальков

В минувшем году Ашхабад дал согласие на возобновление репатриации евреев в Израиль. Это решение - еще один шаг нового президента на пути перемен во внутренней и внешней политике. Будет ли данный сигнал воспринят Западом, и какую роль сыграют международные еврейские организации:

В 2008 году из Туркменистана в Израиль репатриировались более 60 человек. До сих пор информация об этом не придавалась огласке ни одной из сторон. 39 человек репатриировались по туркменским паспортам, остальные имели также российское гражданство. Большинство из них прибыли в Израиль в марте и ноябре прошлого года. В целом же из Центральной Азии в 2008-м репатриировались 572 человека (первое место занимает Узбекистан - 381). В Туркменистане на данный момент остаются более 700 человек, подпадающих под действие израильского Закона о возвращении.

Источник в израильских компетентных структурах заявил порталу IzRus, что решение властей позволить евреям выехать - продолжение курса преобразований, избранного президентом Гурбангулы Бердымухамедовым, вставшим во главе государства два года назад. "Наравне с другими позитивными сдвигами, этот шаг будет способствовать дельнейшей интеграции Туркменистана в международное сообщество, после 16 лет изоляционистской политики предыдущего президента", - отметил собеседник портала IzRus.

Представители израильских структур, и руководители некоторых международных еврейских организаций, которые были посвящены в детали этого вопроса, восприняли произошедшее особенно позитивно, в свете того, что с 2007 года те, кто имели право на репатриацию из Туркменистана, не могли оттуда выехать. Правда, в значительной мере та ситуация была вызвана противоречиями из-за аккредитации в Ашхабаде израильского посла-нерезидента Эхуда Голя, назначенного на этот пост еще в январе 2007-го. Согласно протоколу МИД Туркменистана посол-нерезидент вручает верительные грамоты председателю парламента. Однако Голь настаивал, что вручит их исключительно президенту. Проблема разрешилась лишь к концу июля 2008-го благодаря вмешательству секретаря правительства Израиля Оведа Йехезкеля. Но из-за этого "кризиса" консульские работники долго не могли прибыть в Ашхабад для оформления документов потенциальных репатриантов.

Их выезд в 2008-м выглядит еще более позитивным сдвигом на фоне других, более давних проблем местных евреев (и нацменьшинств в целом), служивших поводом для критики со стороны Запада в годы правления президента Сапармурада Ниязова (1990-2006). После того, как было объявлено о неудачном покушении на него в ноябре 2002-го, власти запретили Еврейскому агентству Сохнут арендовать по воскресеньям помещения в одной из столичных школ, закрылись и курсы обучения ивриту. С тех пор Сохнут действует в Туркменистане практически подпольно. В начале 2003 года Госдеп США огласил информацию о том, что новые правила, принятые Ашхабадом, лишают многих евреев права на репатриацию. Граждане, "имеющие непогашенные задолженности, ранее судимые, владеющие гостайнами, а также не прошедшие обязательной воинской службы или совершившие любой проступок", лишались права покинуть республику. Последняя формулировка, по мнению американцев, имела столь расплывчатое значение, что позволяла не выпускать за границу практически любого. Вдобавок международные правозащитные организации постоянно обвиняли Ашхабад в нарушении прав нацменьшинств: русских, узбеков, казахов (при принятии на госслужбу, в отсутствии СМИ и школ для не титульной нации).

На этом фоне, решение выпустить более 60 человек в Израиль стало явным проявлением перемен в национальной политике Туркменистана. Тем более, это не единственный шаг, отличающий нового президента от предшественника. Бердымухамедов, пришедший к власти в начале 2007-го, полностью обновил кабинет министров; преобразовал парламент и провел парламентские выборы - впервые с участием западных наблюдателей; изменил конституцию; восстановил пенсионное обеспечение и реформировал систему образования; начал восстанавливать Академию наук, оперу, сельские поликлиники, военные кафедры (запрещенные Ниязовым); разрешил открыть интернет-кафе и стал вводить интернет-связь в школах.

Наметились изменения и в дипломатии Ашхабада. Во-первых, он проявляет большую открытость к внешнему миру, что выразилось не только в приглашении международных наблюдателей на парламентские выборы в декабре 2008-го. За минувший год, по данным МИД Туркменистана, республику посетили 422 иностранные делегации. Во-вторых, новый президент стал более гибко задействовать геостратегический потенциал страны, выражающийся в ее расположении (на границе с Ираном и Афганистаном, а также в определенной близости к Китаю), и наличии гигантских запасов природного газа. И без того немалую привлекательность Ашхабада в глазах Запада в 2008-м еще больше повысили: активизация военных действий против талибов в соседнем Афганистане, а также конфликт в Южной Осетии и российско-украинский энергетический кризис. В итоге США стали прилагать больше усилий по укреплению своих позиций в Центральной Азии, а ЕС сильнее озаботился тем, чтобы избавиться от зависимости в поставках газа из России. Заметно оживились контакты по реализации проекта Nabucco, предусматривающего транзит газа в Европу в обход России - из Туркменистана и Азербайджана через Турцию. На этом фоне стали заметны признаки определенного отдаления Ашхабада от Москвы, в первую очередь, в сторону Брюсселя, и Пекина.

"Вопрос поставок на мировой рынок через территорию Азербайджана туркменского газа, нефти и нефтепродуктов также представляет для Израиля значительный интерес", - заявил в сентябре 2008-го упоминавшийся Эхуд Голь в ходе визита в Баку (более 20% нефти, потребляемой Израилем, уже сейчас поступают из Азербайджана). Тем более, Бердымухамедов, посещавший Израиль в бытность министром здравоохранения и медицинской промышленности (1997-2006), не отказался от сотрудничества с израильской компанией "Мерхав", игравшей при Ниязове одну из ключевых ролей в развитии инфраструктуры добычи и транспортировки газа. Как сообщил в мае 2008-го газете "Новости недели" вице-президент этой компании Михаил Миркин, на тот момент он уже трижды встречался с новым туркменским президентом.

Но, несмотря на явные подвижки во внутренней и внешней политике Ашхабада (что вообще не столь характерно для центрально-азиатского региона, а в местных условиях порой даже рискованно), определенные круги на Западе отзываются весьма скептически о преобразованиях нового президента. В текущем месяце неправительственная организация Freedom House (США) поместила Туркменистан на 2-е место, после Северной Кореи, в списке стран с самым низким уровнем защиты политических прав и гражданских свобод по итогам 2008 года (будто Бердымухамедов мог сразу ввести "американскую демократию":). В этой связи согласие Ашхабада на репатриацию более 60 человек в Израиль служит дополнительным сигналом Западу. Оно же наверняка будет способствовать участию международных еврейских организаций, и еврейского лобби США, в дальнейшей интеграции Туркменистана в мировое сообщество.

izrus.co.il

Предыдущая статьяТ.Неталиев: Кризис - хуже развода. Вы лишаетесь половины денег, но сохраняете жену
Следующая статьяРоссия вплену «афганских» мифов