CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

izrus.co.il

Израиль-Туркменистан: что творится за кулисами

24 марта 2009

Израиль-Туркменистан: что творится за кулисами

24.03.2009 08:50, izrus.co.il

МИД Израиля рассматривает возможность открыть новое посольство в Центральной Азии - в Туркменистане. Об этом порталу IzRus в последние несколько недель сообщили сразу два чиновника из различных структур, присутствовавшие на различных совещаниях с участием дипломатов.

Однако работник посольства Израиля в Казахстане отреагировал на эти сообщения весьма скептически: "Нам здесь об этом ничего неизвестно. Сомневаюсь, что и сами туркмены что-то знают. Тем более, с лета прошлого года официальные представители Израиля Ашхабад не посещали. И вообще я не вижу особого смысла в открытии там посольства - эффект от этого будет мизерный, зато много расходов и головной боли, сопряженной с обеспечением безопасности. Куда более востребованным является, например, открытие консульства в Алма-Ате".

Высокопоставленный сотрудник центрального аппарата МИД, занимающийся непосредственно Центральной Азией, реагируя на обращение портала IzRus заявил: "На служебных совещаниях вопрос об открытии посольств или консульств в тех или иных странах поднимается регулярно. Однако МИД сам не принимает решений о том, где открывать посольства. Это прерогатива правительства. Да, на наших совещаниях часто называются различные страны, проверяются те, или иные возможности. Но если и было упомянуто называние той или иной страны, это еще не значит, что вскоре там появится наше диппредставительство. Тем более, обычно в данном контексте упоминаются в среднем 10 - 12 мест. Даже если решение будет принято, процесс такого рода занимает годы. Ведь речь идет о новых кадровых назначениях, о выделении дополнительных бюджетов - это не решается одним махом. Мы действительно хотели бы открыть посольства во многих странах СНГ, в частности в Центральной Азии, и не только в Туркменистане, так как это очень важный для нас регион, и естественно, об этом периодически заходит речь на внутренних совещаниях. Но еще очень далеко от практических действий. Возможно, при новом министре иностранных дел будут какие-то подвижки, но пока об этом рано говорить".

С 1990-х годов израильские посольства функционируют лишь в двух из пяти республик Центральной Азии - в Узбекистане и Казахстане. Туркменистан также не имеет своего диппредставительства в Израиле. Со стороны Ашхабада двусторнними связями, по крайне мере номинально, занимается посол в Анкаре Нурберди Аманмырадов. В МИД Израиля за отношения с Туркменистаном традиционно отвечают послы-нерезиденты, с постоянным местом пребывания в Иерусалиме, которые к тому же аналогичным образом курируют еще несколько стран Центральной Азии и Южного Кавказа.

С января 2007 года послом-нерезидентом по Туркменистану был Эхуд Голь - сын выходцев из Афганистана, бывший посол в Испании и Италии, в конце 1990-х - начале 2000-х занимавший пост заместителя директора управления МИД по Западной Европе. Однако за всю каденцию в этой должности он побывал в Ашхабаде лишь однажды - в июле 2008-го, когда и вручил верительные грамоты председателю туркменского парламента. И уже спустя несколько месяцев Голь приступил к исполнению обязаностей посла в Португалии.

Осенью прошлого года Эхуда Голя в качестве посла-нерезидента по Туркменистану сменил Шеми Цур - сын выходца из Восточного Азербайджана (Иран), бывший посол на Кипре и в Финляндии. Одновременно он возглавил отдел МИД "Евразия-2", занимающийся связями с республиками Центральной Азии и Южного Кавказа. Но до сих пор туркменская сторона не дала согласия на прибытие Цура в Ашхабад для вручения верительных грамот.

Хотя Туркменистан пока не спешит принимать нового израильского посла, с приходом к власти в начале 2007-го 49-летнего президента Бердымухамедова, Ашхабад в целом проявляет сдержанную готовность к оживлению отношений с Иерусалимом. Так уже через два с половиной месяца после вступления в должность новый глава государства направил сразу трех своих министров в Израиль для "изучения передового опыта". В июне 2007-го он принял руководителя израильской компании "Мерхав" Иоси Маймана, имевшего весьма тесные связи с предыдущим президентом республики. Бердымухамедов тогда дал понять, что намерен не только сохранить партнерство с этим израильским магнатом, но и повысить уровень сотрудничества. В 2008-м, с молчаливого согласия президента, из Туркменистана возобновилась репатриация евреев. В конце минувшего года израильские компании были допущены к участию в конкурсе на поставки МВД республики беспилотных летательных аппаратов.

Готовность к оживлению отношений с Израилем - результат общего курса нового президента, направленного на преодоление международной изоляции Туркменистана, и активизацию связей с Западом. Подобные устремления Ашхабада совпадают с планами МИД Израиля придать новый импульс отношениям с Центральной Азией, ради чего в конце 2008-го в структуре данного ведомства был образован профильный отдел "Евразия-2". Теперь этому способствует и позиция лидера партии "Наш дом Израиль" Авигдора Либермана, который согласно коалиционным соглашениям должен вскоре занять пост главы МИД. Он считает центрально-азиатское направление одним из приоритетных для израильской внешней политики.

Некоторые дипломаты стран СНГ, аккредитованные в Тель-Авиве, обратили внимание на то, что начало активизации Израиля на этом направлении совпало по времени с визитом сюда директора департамента МИД Германии по Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии Ганса Дитера Лукаса. Он посетил Иерусалим в январе сего года и провел переговоры с заместителем гендиректора МИД по Центральной Европе и Евразии Пинхасом Авиви. Хотя стороны всячески старались не афишировать этот визит, в ответ на запрос портала IzRus, один из подчиненных Авиви все же сообщил, что темой обсуждения была "наша инициатива о совместной деятельности на постсоветском пространстве, в частности в Центральной Азии" (правда, пресс-секретарь немецкого посольства Альберт Граф настаивал, что речь шла исключительно о ситуации на Южном Кавказе). Тот же источник в МИД Израиля категорически отказался оглашать какие-либо подробности, отметив лишь, что "консультации носили закрытый характер, и мы не распространяемся о планируемых совместных действиях с другими странами, направленными на третьи регионы". Среди стран Евросоюза Германия - самый активный игрок в Центральной Азии, и чуть ли ни главный западный партнер Туркменистана. Поэтому некоторые дипломаты СНГ предположили тогда, что на переговорах Авиви - Лукаса поднимался вопрос о содействии со стороны Германии в развитии связей Израиля с новым туркменским президентом.

В 1996 году депутат Кнессета Эфраим Снэ, предыдущие четыре года занимавшийся иранской проблематикой по заданию премьера Ицхака Рабина, подчеркивал особый интерес Израиля к развитию партнерских отношений с Туркменистаном, в силу стратегического положения этой республики. После двух встреч с тогдашним президентом Ниязовым, Снэ отмечал: "Мы должны задействовать свое влияние в западных странах и в международных организациях, чтобы они содействовали Туркменистану в строительстве экономики и в интеграции в международное сообщество (книга - "Responsibility: Israel after year 2000"). Как и в отношениях с другими республиками Центральной Азии, официальный Иерусалим не последовал этому совету. Упустив время для установления стратегического партнерства со странами этого региона, Израилю теперь приходиться обращаться к тем самым западным государствам, дабы получить их содействие в развитии связей с Центральной Азией, и в частности с Туркменистаном. Сумеет ли новый министр иностранных дел изменить сложившиеся годами приоритеты, и смогут ли израильские дипломаты наверстать упущенное, в том числе на туркменском направлении, наверняка станет ясно уже до конца текущего года.

izrus.co.il

Предыдущая статьяКыргызстан: Центральные площади Бишкека и Оша для оппозиции закрыты - Фергана.Ру
Следующая статьяЭдиль Байсалов: Задача следующего президента - расчистить политическое поле, задать новые правила игры и удалиться - Фергана.Ру