CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Взаимные депортации :: Казахстан. Деловая Неделя

17 апреля 2010

Взаимные депортации

16 апреля 2010г. ? 15 (893), Деловая Неделя, Казахстан

Нигора ЮЛДАШЕВА, Ташкент

В среду, 14 апреля, из международного аэропорта «Манас» в столице Кыргызстана пограничная служба депортировала несколько граждан Узбекистана, прилетевших в Бишкек из Ташкента утренним рейсом HY 777 авиакомпании «Узбекистон Хаво Йуллари». О депортации приезжим сообщили, когда те проходили паспортный контроль. Но причины не были названы и по возвращению нежеланных гостей на родину.

«Я был вторым в очереди на прохождение паспортного контроля. Передо мной пассажир - иностранец прошел свободно. Когда я показал свой паспорт, пограничник отложил его в сторону. В этот момент в зал прилета вышел старший офицер пограничной охраны и объявил, чтобы все граждане Узбекистана отошли назад и в сторону», - рассказал непосредственный участник инцидента. По его словам, как только остальные пассажиры пошли получать багаж, вся дежурная смена пограничников - человек десять - вышла в зал и окружила отсеянных, которых оказалось человек семь или десять.

«Нам объявили, что мы будем депортированы, не объясняя причины. Неофициально, якобы, потому что из Узбекистана ранее, в самый разгар политических событий в Бишкеке, были насильно высланы граждане Кыргызстана, включая детей. Но мы не хотели сразу поверить, что все это может быть всерьез. Один молодой парень прилетел из Ташкента в Бишкек за семьей - хотел забрать ее из Кыргызстана в Узбекистан. Он предлагал пограничникам оставить у них свой паспорт в залог, говорил: «Дайте мне только забрать своих детей!». Другая женщина прилетела к мужу и даже сумела связаться с ним по сотовому телефону. Но его не пустили к ней, и она билась в истерике. Среди пассажиров были узбекские ученые, летевшие с пересадкой на конференцию в Урумчи. Их тоже не допустили даже до паспортного контроля, а просто забрали их документы. За нас пытались вступиться сотрудники аэропорта Бишкека, которые уговаривали пограничников позволить хотя бы транзитным пассажирам дождаться вылета своих рейсов, не пересекая границы. Но бесполезно. Примерно через полчаса всю группу аккуратно выдавили на взлетно-посадочную полосу и посадили в автобус, где мы дожидались отправки обратного рейса в Ташкент», - поведал он.

Как рассказал другой очевидец, изъятые пограничниками паспорта граждан Узбекистана, как и предусмотрено официальной процедурой депортации из страны, пассажирам не отдали на руки, а передали командиру экипажа самолета «Узбекистон Хаво Йуллари». Тот отдал их бортпроводнику. От стюардессы изгнанники узнали, что в официальных актах о депортации все они были названы «нежелательными лицами». Однако по прилету в Ташкент их неприятности завершились у одних, но начались у других. «В международном аэропорту Ташкента нас, депортированных, снова отделили от остальных пассажиров. Но вместе с нами отсеяли и пассажиров с паспортами граждан Кыргызстана. Четверым из них сразу сказали: «Мы вас обязательно депортируем обратно в Бишкек ближайшим рейсом, где только найдутся свободные места». Повторилась та же история. Русская женщина, точнее - старушка лет за 70, гражданка Кыргызстана, говорила: «Да, я же в Ташкенте выросла, и у меня нет денег на обратную дорогу из аэропорта в Бишкеке». Пожилая пара - муж и жена - прилетели на похороны близкого родственника. Они показывали пограничникам телеграмму. Но узбекские пограничники, так же, как до этого кыргызские, только пожимали плечами: «Мы ничего поделать не можем, у нас есть начальство, и оно нам приказало. Правда, мне не известна их дальнейшая судьба - действительно ли всех отправили назад или кого-то все же пропустили», - рассказывает пассажир.

Депортированных из Кыргызстана граждан Узбекистана вскоре стали по одному вызывать в отдельный кабинет, где сотрудник в штатском просто и быстро записал наши паспортные данные, не задавая никаких вопросов. После этого всех отпустили в город. «Но остался неприятный осадок. Даже если какая-то из сторон по каким-то причинам первой допустила недружественные действия, почему другая не смогла оказаться выше обиды? Все это выглядело как-то несерьезно, как будто подростки между собой поссорились», - завершил свой короткий рассказ участник событий.

Как стало известно «ДН», подразделения Комитета по охране государственной границы Узбекистана перешли на усиленный вариант несения службы на наземных границах с Кыргызстаном еще 6 апреля, в связи с массовыми волнениями Таласе. Позднее, 8 апреля, когда временное народное правительство уже заявило, что взяло власть в Кыргызстане в свои руки, кыргызское информагентство «Кабар» сообщило, что Узбекистан закрыл наземную границу в одностороннем порядке. Но в Узбекистане эту информацию о закрытии границы официально не подтвердили. Вечером того же дня в информационной программе «Ахоброт» на первом канале государственного телевидения Узбекистана было зачитано первое официальное заявление МИД по событиям в Кыргызстане: «МИД Республики Узбекистан уполномочен заявить, что события, происходящие в Кыргызстане, - это, в первую очередь, внутреннее дело Кыргызской Республики. Узбекистан как близкая страна, связанная многовековыми, испытанными историей и временем узами дружбы и сотрудничества с народом Киргизии, заинтересован в обеспечении мира и стабильности в соседнем Кыргызстане, достижении согласия и решения всех возникающих проблем и противостояния мирным путем. Противоборство, приведшее к человеческим жертвам и потерям, дальнейшая дестабилизация обстановки в Кыргызстане могут привести к еще большему ухудшению социально-экономического положения в стране, осложнить управляемость государством и его структурами на местах, создать проблемы на границе с соседними государствами. Узбекская сторона в целях недопущения дестабилизирующего воздействия этих событий на соседние районы нашей республики вынуждена принять временные меры по ужесточению пограничного режима на границе Узбекистана и Кыргызской Республики».

До этого заявления и после него СМИ Узбекистана вообще никак не упоминали о текущих событиях в соседней стране. Сначала местные аналитики выдвигали предположение, что усиление пограничного режима вызвано опасением, что социальные волнения в Кыргызстане могут как-то отразиться на сопредельных территориях Ферганской долины - как это было в 2005 году, когда за «тюльпановой революцией» последовали выступления акромистов в Андижане. В настоящий момент политологи сходятся во мнениях, что настороженная и сдержанная позиция, которую занял Узбекистан, носит прежде всего выжидательный характер. Официальный Ташкент решил подождать, как окончательно развернется ситуация в Кыргызстане, кто в итоге придет к власти и как эта власть проявит себя в отношении ближайших соседей. Поэтому вряд ли стоит ожидать и какой-либо очень скорой или резкой реакции узбекской стороны на инцидент с депортацией авиапассажиров. Но, помня о том, как неспешно и не слишком просто складывались в свое время взаимоотношения с Узбекистаном у правительства Курманбека Бакиева, нынешним революционерам, наверное, стоит пожалеть, что их взаимодействие с Ташкентом начались не на самой приятной интонации.

dn.kz

Предыдущая статьяКак Нурсултан Назарбаев «спасал» Кыргызстан -- Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА
Следующая статьяАмерикой движет прагматизм :: Казахстан. Деловая Неделя.