CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Модная борьба :: Интернет-журнал "Оазис"

12 августа 2010

Модная борьба

? 15 (131) Август 2010, Интернет-журнал "Оазис"

Рустам Халимов (Душанбе)

На фоне дестабилизации в регионе таджикские власти усиливают давление на бывших оппозиционеров.

В настоящее время в Таджикистане идет крупный судебный процесс в отношении около 49 человек, обвиняемых в причастности к прошлогодним событиям, произошедшим в Тавильдаринском районе. По официальной версии, тогда в результате спецоперации по борьбе с наркотиками «Мак-2009», произошло столкновение группы боевиков с правительственными силами, в результате которой были убиты 11 боевиков, а также экс-министр по чрезвычайным ситуациям и бывший член Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Мирзо Зиеев.

Обстоятельства столкновения, а также гибели оппозиционера до сих пор остаются неизвестными общественности. Судебное разбирательство проходит в Душанбе в закрытом режиме. Как сообщили в пресс-службе Верховного суда, процесс пока проходит в первой инстанции. На скамье подсудимых помимо таджикистанцев находятся граждане России и Узбекистана.

Между тем уже известны первые осужденные по этому делу. Ими стали два сына Зиеева - Саидахмад и Мухаммадризо, которые были приговорены к 28 и 30 годам заключения. Как пояснил журналистам заместитель председателя Верховного суда Анвар Юсупов, сыновья получили такой приговор за совершение особо тяжких преступлений, в числе которых обвинения в организации преступного сообщества и других преступлениях.

В генпрокуратуре завершено расследование еще одного уголовного дела, которое связывают с бывшим высокопоставленным членом оппозиции. Как сообщает информационное агентство Фергана. Ру, в Таджикистане будут судить Юсуфа Джалилова - бывшего охранника известного религиозного деятеля и одного из лидеров ОТО Ходжи Акбара Тураджонзоды.

Как сообщил источник в прокуратуре, Джалилова будут судить за разбой, учиненный в 2000 году. Также сообщается, что обвиняемый подозревается в многочисленных убийствах, совершенных в годы гражданской войны (1992-1997 гг.). Однако по этим обвинениям он не будет осужден в соответствии с законом об амнистии. Закон был принят после подписания мирного договора и освобождал от ответственности участников противостояния от уголовной ответственности за все преступления.

Несмотря на это, источник в прокуратуре подробно описывает несколько громких убийств, в причастности к которым подозревается Джалилов, в частности, убийства двух известных журналистов: корреспондента персидской службы Би-би-си в Таджикистане Мухиддина Олимпура, корреспондента канала «ОРТ» Виктора Никулина и 15 российских военнослужащих.

Ходжи Акбар Тураджонзода расценил контекст обнародованного сообщения как политическое давление на него самого.

«Юсуф Джалилов был у меня простым охранником, после того как я вернулся из Ирана в марте 1998 года. Мне как вице-премьеру правительства была положена охрана, и я попросил набрать ее из числа жителей моего родного кишлака. Юсуф был одним из них. Пока эти ребята, в том числе и Юсуф, работали на меня, никаких преступлений они не совершали, - заявил он в интервью газете «Азия-плюс» - В первые годы гражданского противостояния меня в Таджикистане вообще не было и, понятно, что никакой охраны у меня тоже не было. Поэтому я не знаю, что делал этот человек в те годы. Знаю лишь, что с ним произошло в 2000 году».

По его словам, несмотря на то, что 13 лет прошло с того дня, как было подписано мирное соглашение, до сих пор каждый раз, когда ловят кого-то из бывших членов оппозиции, обязательно к нему приписывают кого-то из руководителей ОТО.

«Это модно привязывать к уголовникам лидеров бывшей оппозиции...» - заявил Тураджонзода.

К числу таких дел можно причислить и еще одно, имеющее отношение непосредственно к Партии исламского возрождения (ПИВТ). В конце мая таджикской прессе стало известно о возбуждении уголовного дела по подозрению в организации трафика людей в отношении жителя одного из южных районов республики. При этом в информационных сообщениях об этом деле, со ссылкой на источники в МВД, подчеркивалось, что подозреваемый является активистом Партии исламского возрождения, руководителем ее ячейки в Восейском районе.

Все эти факты, по мнению аналитиков, свидетельствуют об усилившемся давлении на оппозицию и обусловлены сразу несколькими причинами. Одна из главных - обострение ситуации в регионе, и прежде всего, события в Кыргызстане.

«Давление на оппозицию вообще и исламскую оппозицию, в том числе, в принципе, было всегда, однако некий всплеск активности можно связать прежде всего с событиями в соседней Киргизии», - считает независимый политолог Парвиз Муллоджанов.

Другой причиной, по мнению экспертов, является растущий интерес в обществе к исламу вообще и к ПИВТ, в частности.

По мнению эксперта, даже открытие властями новых мечетей и объявление 2009 года - годом Имома Азама (Абу Ханифы - основоположника ханафитского мазхаба ислама, который исповедует большинство населения Таджикистана), еще больше привлекло электорат к исламской партии. В то же время численность членов ПИВТ за последние годы увеличилось вдвое. По оценке руководства партии сейчас в ее рядах насчитывается порядка 40 тысяч членов. Для сравнения: во время прошлых парламентских выборов в 2005 году их было 16 тысяч.

По официальным данным, на прошедших в феврале 2010 года парламентских выборах более 70% голосов было отдано правительственной Народной демократической партии, ПИВТ - более 8%.

Международные наблюдатели не признали выборы демократичными и отмечали повсеместные фальсификации и нарушения.

«Лидер ПИВТ - Мухиддин Кабири делает очень многое, чтобы улучшить имидж партии, потому что эта партия в таджикском обществе до сих пор имеет имидж одного из виновников гражданской войны. Руководство партии стремится быстрее избавиться от этого имиджа. Данные уголовные преследования будоражат общество и напоминают, что ПИВТ была когда-то военно-политической силой, одной из поджигателей вооруженного конфликта. Кстати процессы, связанные с именами бывших лидеров ОТО, тоже часть этой тенденции. У всех этих действий есть политические мотивы», - считает политолог.

По мнению Муллоджанова, ПИВТ сегодня - это единственная крупная оппозиционная партия, быстро развивающаяся и имеющая в отличие от других оппозиционных партий хорошую финансовую подпитку.

Однако если давление со стороны власти будет усиливаться, то это может усилить и радикализацию общества.

Яркое отличие политической системы Та джикистана от соседних стран - наличие диалога между партией умеренных исламистов и властью.

«К примеру, в Узбекистане отсутствие такого диалога привело к серьезной радикальности сторонников политических объединений исламского толка», - констатирует Муллоджанов.

По его мнению, если давление на партию будет усиливаться, в ПИВТ наверняка обострятся внутренние разногласия: «ястребы» могут принять более жесткую позицию, в итоге это может привести к расколу в партии и даже уходу какой то ее части к более радикальным движениям.

«Даже очень умеренные люди под воздействием серьезного давления могут стать радикалами», - заключает Муллоджанов.

Его точку зрения разделяет и Мамадазимов, который считает, что отколовшиеся «ястребы» вполне могут примкнуть и к экстремистским организациям, таким как Исламское движение Узбекистана, Хизб-ут-Тахрир и им подобным.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяНазарбаев отделается легким испугом от «Казахгейта» - Радио Азаттык © 2010
Следующая статья«Прозрачные» пытки :: Интернет-журнал "Оазис"