Время уходит
12.08.10 11:49, Газета.Ru
ТЕКСТ: Наванэтхем Пиллэй, Верховный комиссар ООН по правам человека
ФОТО: Информационный центр ООН в Москве
Мы больше не можем позволить себе обманывать надежды тех, кто живет на задворках собственного общества, не говоря уже о глобальном сообществе. Фактическое лишение этих людей гражданских прав может обойтись нам дороже, чем инвестирование ресурсов и политической воли в расширение их прав и свобод.
Дайрам надеялся, что скоро сможет подержать на руках своего ребенка. Вместо этого ему пришлось оплакивать свою жену и своего неродившегося ребенка. Они умерли в результате осложнения при родах, потому что жена Дайрама Бушба должна была пешком преодолеть расстояние в пятьдесят километров от отдаленной деревушки на севере Индии, где она жила, до ближайшей больницы. Участь Бушбы не является исключением.
Спасение жизней многих женщин, таких как Бушба, является одной из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРТ), которые были одобрены руководителями стран мира 10 лет назад. Руководители государств и правительств встретятся снова в сентябре этого года, чтобы оценить успехи в достижении целей, направленных на сокращение уровня бедности, голода и заболеваний, а также на поощрение гендерного равенства, охраны здоровья, получения образования, экологической устойчивости и глобального партнерства к 2015 году.
Достижение этих целей в полном объеме имеет в буквальном смысле жизненно важное значение, точно так же, как и борьба с нарушениями прав человека. Ибо именно эти нарушения почти всегда являются одной из причин бедности и социальной изоляции. Речь идет о физическом выживании беднейших и самых уязвимых людей мира.
Согласно последним оценкам Всемирного банка, более 1,4 миллиарда человек живут сейчас в условиях крайней нищеты. В результате недавних продовольственного, экономического и финансового кризисов к концу этого года еще 64 млн человек окажутся за чертой бедности. Свыше одного миллиарда человек страдают от недостаточного питания. В регионе Африки, расположенном к югу от Сахары, и некоторых частях Азии уровень бедности по-прежнему остается высоким. В период с 1990-го по 2005 год количество людей, живущих менее чем на $1 в день, в регионе Африки к югу от Сахары увеличилось на 92 млн человек, а в Восточной Азии - на 8 млн.
Во многих странах миллионы беременных женщин, проживающих, как Бушба, в сельской местности, умирают из-за отсутствия доступной медицинской помощи, хотя такого исхода можно было бы избежать. Материнское здоровье является предметом серьезной озабоченности с точки зрения прав человека. На самом деле суть ЦРТ составляет стремление обеспечить такое положение, при котором все люди могли бы воспользоваться основными правами человека, в том числе правом на еду, убежище, образование, восстановление в правах в случае их нарушения, на полноправное участие в общественной жизни. Взаимосвязь между правом на свободу от нужды и правом на свободу от страха четко обозначена в Уставе ООН и международном праве. Эта взаимосвязь должна стать одним из основных принципов в процессе обсуждения руководителями стран мира прогресса в достижении ЦРТ.
Эти обсуждения вызывают смешанные чувства: с одной стороны, на них возлагают большие надежды, а с другой - опасения, которые они вызывают, гораздо серьезнее ожиданий. Это связано с тем, что миллионы людей до сих пор не ощутили на себе конкретных и положительных изменений. Обещания были даны и не были выполнены, что обрекает многих на жизнь в бедности, неустроенности, вынуждает их терпеть недостойное обращение.
Мы больше не можем позволить себе не оправдывать надежды тех, кто живет на задворках собственного общества, не говоря уже о глобальном сообществе. Фактическое лишение этих людей их гражданских прав может обойтись нам дороже, чем инвестирование ресурсов и политической воли в расширение их прав и свобод.
А расширение прав и свобод невозможно, если политика в области развития будет строиться без учета необходимости соблюдения прав человека. Между тем на протяжении долгого времени правительства рассматривали права человека и развитие как две совершенно разные проблемы, решать которые следовало независимо друг от друга и в соответствии с присущей каждой из них собственной системой приоритетов. В качестве главного приоритета рассматривалось экономическое развитие, что лишь углубляло пропасть между богатыми и бедными. Однако, будучи увязанными с правами человека, стратегии экономического роста могут быть мощным инструментом, который поможет нам осуществить идею создания более равноправного, безопасного и справедливого мира при большей свободе, как это предусмотрено в Уставе ООН.
Принципы прав человека, такие как равенство, участие, подотчетность и верховенство закона, имеют большое значение для становления процесса развития на равноправной и устойчивой основе. Свобода и участие, а также другие гражданские и политические права содействуют общему благосостоянию обществ. Социальные и экономические права, в свою очередь, играют важную роль как с точки зрения укрепления демократической основы общества, так и разработки эффективных стратегий развития. А гендерное равенство представляет собой самый главный множитель показателей развития, который, как известно, может быть применен к любой сфере.
Я убеждена в том, что Бушба и 500 тысяч других женщин, чьей смерти во время родов можно было бы избежать, могли бы сейчас жить и процветать, если бы помимо доступной медицинской помощи у них была бы возможность получить образование, иметь доступ к информации и принимать решения относительно собственной беременности и родов.
Развитие не может быть просто проектом, навязанным народу, оно должно быть выражением общего стремления самого народа.
Именно поэтому основывающийся на правах человека подход к развитию имеет столь важное значение: он позволяет людям принимать решения, определяющие их собственную жизнь, в частности, он дает женщинам возможность принимать решения, касающиеся их физического здоровья и судьбы. Когда руководители стран мира соберутся в сентябре в Нью-Йорке, чтобы определить будущее многих женщин во всем мире, чья судьба может повторить судьбу Бушбы, я попрошу их присоединить свои усилия к моим и сделать вопрос прав человека основой развития. Уже поздно сделать что-либо для Бушбы, но жизни многих людей еще можно спасти. Однако время уходит.