Тенге не вернется на докризисный уровень
22 октября 2010г. ? 40 (918), Деловая Неделя, Казахстан
ДН
Несмотря на высокие цены на нефть, г-ну Марченко не удалось вернуть обрушенный им курс национальной валют
Нигмат РАМАЗАНОВ
До конца года остается немногим более двух месяцев, и сегодня уже можно утверждать, что асимметричный коридор изменения курса (127,5 - 165 тенге за доллар), установленный Национальным банком, оказался неоправданно широким. Несмотря на ценовую конъюнктуру, которая по году будет значительно более благоприятной, чем это ожидалось нашими властями, курс тенге практически не приблизится к отметке 127,5, не говоря уже о докризисных значениях.
Благоприятная ценовая конъюнктура, установившаяся на мировых сырьевых рынках с первых дней текущего года, давала основание надеяться, что после обвального падения в феврале прошлого года национальной валюте удастся вернуть хотя бы часть утраченных позиций. Судя по установленному коридору изменения курса тенге к доллару США, такую возможность, очевидно, не исключали и монетарные власти.
Начало года подтвердило эти ожидания. В первые четыре месяца тенге хотя и медленно, но укреплялся по отношению к доллару США. В апреле, когда цены на нефть сорта Brent выросли практически до 85 долларов за баррель, биржевой курс американской валюты снизился до годового минимума и составил на конец месяца 146,43 тенге. Котировки доллара с начала года снизились немногим более чем на 2 тенге, номинальное укрепление тенге к доллару составило 1,7%.
В последующие 5 месяцев, с мая по сентябрь, мировые цены на нефть несколько снизились и стабилизировались на отметке порядка 76 долларов за баррель. Но, несмотря на высокий уровень цен на нефть и металлы, в этот период начал постепенно снижаться и курс национальной валюты. Средневзвешенный биржевой курс доллара повысился более чем на 1 тенге и на конец сентября составил 147,57 тенге. Темпы укрепления тенге к доллару снизились до 0,6%.
Начало текущего месяца ознаменовалось очередным ростом мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, экспортируемые Казахстаном. Так, в истекшем периоде месяца цены на указанную марку нефти практически не опускались ниже 82 долларов, а в отдельные дни в ходе торгов приближались к 86 долларам за баррель. Но, похоже, даже такой уровень цен оказался недостаточным для роста тенге. На протяжении большей части истекшего периода октября биржевой курс доллара держался выше уровня 147,50 тенге.
В дополнение к этому в последние месяцы национальная валюта утратила большую часть позиций по отношению к другим валютам. Так, по итогам первого полугодия официальный курс единой европейской валюты снижался до 179,81 тенге, российского рубля - до 4,72 тенге, укрепление тенге к этим валютам составляло 15,5% и 4,1% соответственно. Однако по мере изменения ситуации на международных рынках темпы укрепления тенге к этим валютам снизились на конец сентября до 5,9% и 1,4% соответственно. Процесс ослабления тенге к этим валютам продолжился и в истекшем периоде октября.
Возникает вопрос, почему в условиях возросшего притока нефтедолларов, огромного профицита торгового баланса, значительного улучшения показателя текущего счета платежного баланса курс тенге к доллару США на протяжении почти полугода пусть медленно, но слабеет? Очевидно, по той причине, что курс рубля зависит не только от объема поступления нефтедолларов, но и оттока валютных ресурсов из страны. И, судя по «поведению» национальной валюты, рост цен на сырьевые товары сопровождается не только увеличением валютной выручки, но и обратным движением.
Рост мировых цен сказывается, в первую очередь, на прибыли прямых иностранных инвесторов, объем выплат доходов которым в первом полугодии увеличился сразу на 77% и составил 7,5 млрд. долларов. Растет дефицит баланса услуг, что связано с увеличением импорта услуг. Очевидно, не снижаются и расходы по погашению и обслуживанию огромного внешнего долга, несмотря на реструктуризацию внешней задолженности трех крупных банков. Расходуется валюта и на другие цели, что в совокупности лишь компенсируется снижением импорта товаров и масштабным профицитом торгового баланса.
В недалеком прошлом национальная валюта укреплялась при более низких ценах на товары, чем сегодня. Правда, тогда поступления экспортной выручки дополнялись наращиванием внешнего долга и масштабным притоком прямых иностранных инвестиций. Лет десять назад считалось, что оптимальным для развития отечественной экономики являются цены на нефть в 25 долларов за баррель. Сегодня этот уровень превышен более чем в три раза, примерно настолько же выросли и объемы добычи черного золота, но национальная валюта пока не демонстрирует желания двигаться вверх.
Последний квартал обещает быть наиболее благоприятным с точки зрения ценовой конъюнктуры. Насколько повышение цен скажется на изменении курса тенге к доллару, станет известно позже, поскольку этот фактор оказывает влияние на формирование курса пары с определенным временным лагом. Тем не менее с достаточно высокой долей уверенности можно утверждать, что в оставшееся до конца года время обменный курс тенге к доллару не претерпит значительных изменений.
В долгосрочном плане курс любой валюты зависит от конкурентоспособности национальной экономики. Поскольку с этим у нас большие проблемы, то, по-прежнему основным фактором, влияющим на изменение курса тенге к доллару, остаются мировые цены на сырьевые товары. А тот факт, что тенге не растет даже в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры, это результат экономической политики, проводимой властями в предыдущие годы.
Что же касается возможного изменения курса тенге по отношению валют других стран, то оно будет определяться главным образом ситуацией на международных валютных рынках. В первой половине текущего года она складывалась в пользу тенге, в результате чего произошло значительное укрепление курса тенге к евро и российскому рублю. Но, начиная с июля, европейская валюта возвратила большую часть утерянных ранее позиций к доллару США, что, как было сказано, привело к ослаблению курса тенге не только к этой валюте, но и к рублю.
Рост курса евро к доллару продолжился и впервой половине октября. За полмесяца котировки единой европейской валюты повысились примерно на 4 цента, и в конце прошлой недели курс пары в ходе торгов достиг отметки 1,416 доллара за евро. Соответственно, заметно вырос и официальный курс Национального банка, составивший на начало этой недели 207,09 тенге за 1 евро. Евро вернул большую часть утраченных позиций как к доллару, так и к тенге, вплотную приблизился к отметкам на начало года (порядка 1,437 доллара за евро и 212,84 тенге за евро).
В последние дни ситуация на рынке характеризовалась разнонаправленным движением курса двух основных мировых валют. Достигнув указанной выше отметки, курс евро сменил направление движения. Торги в прошлую пятницу, 15 октября, завершились на отметке несколько ниже 1,40 доллара за евро. Снижение курса евро в этот день, по мнению аналитиков, могло быть обусловлено выступлением главы ФРС Бена Бернанке, в ходе которого он перечеркнул сомнения относительно дополнительного количественного ослабления, хотя никаких гарантий того, что меры действительно будут приняты, даны не были.
В начале этой недели продолжилось движение евро вниз. Во вторник курс европейской валюты опустился ниже 1,38 доллара. Особых оснований для снижения курса евро вроде бы не было, кроме предположений о том, что инвесторы фиксируют прибыль, потому что количественное смягчение было уже заложено в цену. Впрочем, в этот день появилась новость о том, что Банк Китая на четверть процента повысил ставку рефинансирования, что могло оказать влияние на настроения участников рынка, посчитавших, что эта новость в пользу американской валюты.
Но на следующий день котировки евро вновь пошли вверх, торги в среду завершились несколько ниже отметки 1,40 доллара за евро. Поддержку евро, по всей вероятности, оказали прежние ожидания участников рынка относительно того, что на очередном заседании ФРС 2 - 3 ноября наконец будет принято решение о смягчении монетарной политики. Возможно, ноябрьское заседание Федрезерва США станет ключевой точкой, способной изменить ситуацию на международных валютных рынках, которая все еще остается неопределенной. Очередное включение «печатного станка» в Штатах может привести к дальнейшему ослаблению доллара и укреплению евро, что создаст новый виток проблем для экспортеров еврозоны. При таком сценарии развития событий можно ожидать ответного шага со стороны европейского Центробанка, так как сильное укрепление евро ударит по компаниям-экспортерам из Европы, а это опять поднимет проблемы с госдолгами.