CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Иранская головоломка :: Казахстан. Деловая Неделя.

23 октября 2010

Иранская головоломка

22 октября 2010г. ? 40 (918), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий Сигов, Вашингтон

Россия начала «иранскую партию» с Соединенными Штатами, окончательный итог которой будет решен не в Москве и Вашингтоне, а в Тегеране

Завершившаяся в Нью-Йорке очередная сессия Генеральной Ассамблеи ООН якобы предподнесла всему миру один мало кем вроде бы ожидаемый сюрприз. Россия объявила о фактически полном присоединении к международным санкциям относительно Ирана и «до особых распоряжений» (очевидно, от высшего российского, а не американского руководства) решила не поставлять Ирану ракетную систему С-300, которая могла бы весьма эффективно защитить иранское воздушное пространство (особенно над его ядерными объектами) в случае нанесения по ним авиационного удара Соединенными Штатами и Израилем.

Дмитрий Медведев поменял тон иранской политики Кремля, однако большинство обозревателей уверены, что за его спиной по-прежнему стоит Путин, которого сам тяготится иранским вектором, но открыто этого не признает

Сам по себе этот факт мало что реально меняет в общей схеме дальнейшего развития событий вокруг Ирана и его ядерной программы (вероятность нанесения удара по иранским объектам по-прежнему очень высока, и ситуация внушает нынче еще меньше оптимизма, чем до нью-йоркских встреч и переговоров). Но зато теперь на некий новый уровень могут выйти американско-российские отношения, которые в их нынешнем «перезагрузочном формате» уже никто без скепсиса, похоже, в обеих странах не воспринимает. Американские эксперты уже сегодня гадают, кто же кого в этой «иранской ракетной комбинации» перехитрил: коварные русские или далеко просчитывающие свои ходы в иранском направлении многочисленные советники Белого дома. Но за всей этой российско-американской дипломатической игрой вокруг Ирана как раз сам ее объект - внешнеполитический курс Тегерана по отношению как к России, так и Соединенным Штатам может преподнести всем «играющим в санкции» очень много малоприятных неожиданностей. И кто бы, и какие интересы не прокачивал подобным решением об отмене поставок систем С-300 Ирану что в Москве, что в Вашингтоне, именно иранская сторона в состоянии элементарно будет все эти многоходовые схемы и комбинации обрушить так, что «перезагружаться» по новой России и США, может быть, уже больше вообще не придется.

Если друг оказался вдруг...

Принятие Россией целого пакета антииранских мер в плане поставок вооружений отнюдь не ограничилось системами С-300, которые Иран ожидал с 2007 года. Так, Россия практически заморозила поставки и всех других видов вооружений, которые ранее предназначались иранской стороне, плюс запретила транзит и перевозку через свою территорию каких-либо компонентов, попадающих под перечень запрещенных в связи с осуществлением Тегераном своей ядерной программы.

Целому ряду иранских ученых и государственных чиновников, которые так или иначе связаны с ядерной программой, отныне запрещен въезд и транзит через российскую территорию. А самое главное - Иран тем самым практически окажется в весьма сложном положении, если Соединенные Штаты и Израиль все-таки решатся до конца нынешнего года нанести по нему военный удар.

Показательно, что еще сравнительно недавно Россия считала, что системы С-300 не относятся вроде бы к наступательным вооружениям и, следовательно, не попадают под санкции ООН. Но теперь, видимо, просчитав выгоды от сотрудничества с Соединенными Штатами и суммой в 800 миллионов долларов, которые российский бюджет потерял от отмены сделки по ракетным комплексам Ирану, российское руководство решило поставить иранцев в достаточно неприятное положение и, напротив - резко подфартить США в их анти-иранском походе.

Кстати, пожалуй, впервые за последнее время целый ряд российских официальных лиц и проправительственных СМИ назвали иранское руководство «одним из самых одиозных политических режимов в мире», чего раньше не просто не наблюдалось, но и было абсолютно немыслимо в силу довольно обширного экономического и политического сотрудничества между Москвой и Тегераном по целому ряду направлений.

Теперь же, видимо, в Москве решили, что больше выворачиваться под давлением со стороны прежде всего Соединенных Штатов просто не имеет смысла, а отношения с Ираном, которые будут очень серьезно испорчены, не стоят того (что по деньгам, что в плане политических перспектив), что могут дать взамен американцы. То есть политические возможности России на сегодняшний день явно оказались несоответствующими принимаемым на себя обязательствам международного порядка, заключаемым с другими странами, если такие государства окажутся по каким-то причинам «не в одной лодке» с США.

Иранцы, разумеется, на все эти санкционные комбинации ответили весьма сдержанно и пообещали и без «внешней помощи» разработать и установить противоракетные системы не хуже российских. Более того - Иран больше не намерен ждать поставок подобных систем из России, а наряду с активизацией своих работ в этом направлении по «другим каналам» получил уже как минимум четыре установки С-300 (по две из Белоруссии и Украины).

Вопрос о том, будут ли у иранцев такие системы в наличии уже в самом ближайшем времени, отнюдь не риторичен, потому как от этого зависят и сроки, и интенсивность возможного удара ВВС Соединенных Штатов и Израиля по предполагаемым ядерным объектам. Но еще более серьезным остается теперь будущее российско-иранских отношений, которое, судя по всему, сейчас вторично по сравнению с тем, что Россия могла бы получить от Соединенных Штатов за отказ от поставок вооружений в Иран и присоединение к жестким антииранским санкциям.

Торгуют все! А с ценниками можно определиться и потом

В американских СМИ, а также в выступлениях официальных лиц сквозит нескрываемая радость и удовлетворение тем, что Россия все-таки отвернулась от Ирана и вплотную поддержала позицию западных стран по иранской ядерной программе. Догадок, почему это произошло именно в эти дни в Вашингтоне, можно услышать на любой вкус и цвет - от поддержки Демократической партии на предстоящих промежуточных выборах в конгресс и сенат в ноябре до «ответного реверанса» Белого дома в виде проталкивания до конца года через сенат подписанного с Москвой соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений. Кто, что и по каким причинам просчитывал выигрышность сворачивания военного сотрудничества России с Ираном, американцам не ведомо. Но в Вашингтоне посчитали, что Россия весьма разумно решила не осложнять особо жизнь Б. Обамы на международной арене с учетом того, что дома ему сейчас приходится крайне непросто - да и шансы демократов на предстоящих выборах в ноябре весьма невысокие.

Присоединившись к западным санкциям (называть их ооновскими не поворачивается язык, потому как все решено было исключительно «большими и сильными». А всем остальным только остается поддакивать в знак даже не столько согласия, сколько удовольствия быть проинформированными) против Ирана, Россия подала вроде бы некий позитивный сигнал Соединенным Штатам, которые по замыслу Москвы должны обязательно ответить «перезагрузочному другу» чем-то весомым и существенным.

Более того - целый ряд американских экспертов решили почему-то, что анти-иранский курс Кремля - это исключительно личная инициатива российского президента, который не особо «переваривает» эпатажный и провокационный международный стиль поведения своего иранского коллеги. Причем тут же под это решение первых российских лиц целый ряд американских СМИ подвел «инновационно-технологическую платформу»: дескать, Россия так рвется в ВТО и так стремится получить современные американские разработки, что Ираном в такой ситуации вполне можно без особых для себя последствий пожертвовать.

Главное же заключается в том, что Россия, по мнению целого ряда американских политиков, вновь решила «пойти навстречу Америке», а самим США нужно в этой ситуации не продешевить и либо серьезно подсобить русским в их желании стать современной и по-западному себя ведущей страной, либо действительно сделать Москве целый ряд важных уступок, которые долгие годы держали ее на своего рода «испытательном крючке».

Между тем в том же Белом доме и Пентагоне есть и немало скептиков, которые предупреждают Б. Обаму и его ближайших советников: если Россия не получит от США каких-то важных «морковок» в виде ратификации того же договора по СНВ, поддержки при вступлении в ВТО или расширения экономического сотрудничества, то замороженное нынче военное сотрудничество Москвы и Тегерана может быть в любой момент возобновлено.

«Русские могут легко отказаться от своих обещаний по Ирану, если увидят, что мы их кидаем и ничего не даем взамен», - уверен эксперт Атлантического совета А. Петерсен. Но еще более любопытным может оказаться «иранское кидалово» со стороны Соединенных Штатов, если Москва «вдруг» поймет, что США при любом раскладе либо нанесут по Ирану военный удар, либо закулисно договорятся с Тегераном на нормализацию отношений, в которой уже российским интересам в «иранском формате» места просто не останется.

Или будут бить, или под ковром договорятся об «иранском развороте»

Не секрет, что Соединенные Штаты давно уже пытаются прощупать иранское руководство на предмет возможности нанесения удара по ядерным объектам этой страны. Такая же тактика «разумного запугивания-предупреждения» в свое время применялась и в отношении иракского лидера Саддама Хуссейна. Тогда, правда, американцы крупно просчитались - оказалось, что Саддаму было «по барабану», атакуют ли его страну Соединенные Штаты, и реально ли они смогут свергнуть его с властного пьедестала.

Саддам до последнего был уверен в том, что никакой войны американцы вести с ним не будут, а все закончится лишь «частичным наказанием», как это было после выдворения иракских войск из Кувейта. Примерно те же сигналы («ребята, одумайтесь, не доводите дело до ударов по ядерным объектам») подаются со стороны Вашингтона Тегерану и на данном этапе.

Поэтому вовсе не случайно, что в ходе сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке между американскими и иранскими дипломатами проходили интенсивные закулисные переговоры (в другом месте их просто было бы не совсем уместно проводить, а здесь случилась такая удобная оказия). Их содержание мало кому известно, но официальные представители США подтвердили, что инициатива таких контактов исходила именно от американцев.

То, что говорил с трибуны Генассамблеи ООН иранский президент Махмуд Ахмадинежад - это одно, а вот то, что он будет теперь делать, получив от Соединенных Штатов примерный «эскиз» последствий дальнейшего продолжения работ над иранской ядерной программой - это уже совсем другое. Кстати, Соединенные Штаты еще раз подтвердили иранцам, что намерены решить создавшийся кризис исключительно мирным и дипломатическим путем. И бить по ядерным объектам Ирана они будут только в самом крайнем случае. Напомню, что дипотношения Ирана и США были разорваны еще в 1979 году, когда группа иранских студентов (среди которых был и нынешний иранский президент) захватила здание посольства Соединенных Штатов и в течение 444 дней удерживала в заложниках 66 американских граждан. С тех пор обе стороны не раз заявляли о теоретической возможности восстановления отношений, но ни разу к этому даже близко не подошли.

Теперь же ситуация складывается так, что существует как вероятность «превентивной бомбардировки» иранских ядерных объектов в Иране авиацией и ВМФ Соединенных Штатов и Израиля, так и мирное решение проблемы. Причем не на условиях МАГАТЭ или мифического «мирового сообщества», а на условиях, предложенных именно США.

В принципе, международное общественное мнение (а его все-таки важно учесть для Б. Обамы - особенно в статусе Нобелевского лауреата и накануне промежуточных выборов в своей собственной стране) уже «накачано» относительно возможности военного решения иранского кризиса. Но еще больше «политических очков» получит Белый дом, если М. Ахмадинежад пойдет на попятную и откажется обогащать уран плюс нормализует отношения с Западом.

Такой вариант развития событий - отнюдь не утопия, вот только тогда именно по западным схемам пойдет нормализация отношений с Тегераном, и где участь той же России и ее как политических, так и экономических (не говоря уже о военных) интересов будет, мягко говоря, незавидной. Ведь в Тегеране давно уже не рассматривают Москву как надежного и приципиального партнера - а теперь и вовсе могут «бортануть» любые российские интересы не только в Иране, но во всем регионе Передней Азии.

В результате казавшееся простым и понятным решение «иранской головоломки» может преподнести всему миру еще немало неожиданностей и захватывающих дух «ядерных виражей». И вполне вероятна ситуация, при которой в реальном выигрыше от всех этих закулисных комбинаций окажутся вовсе не те, кто сегодня якобы своим разворотом в сторону Запада может получить показательного пинка с оказавшейся в тылу восточной стороны.

dn.kz

Предыдущая статьяБросок на юг :: Казахстан. Деловая Неделя.
Следующая статьяЦИК Кыргызстана решил не пускать журналистов на свои рабочие совещания