Игра на "союзном поле"
14.02.2011, Gazeta.kz
Эффект от участия Казахстана в Таможенном союзе (ТС) продолжает вызывать споры отечественных и зарубежных экономистов, экспертов,а также политиков и простых казахстанцев.
Одни говорят, что результаты работы этой организации превзошли все ожидания, другие доказывают, что заметного прорыва в экономическом плане не произошло. Так или иначе, давать окончательную характеристику Таможенному союзу еще рано. Но можно подвести, как говорится, промежуточные итоги, пишет газета «Вечерний Алматы».
Путем проб и ошибок
Год работы - не тот срок, опираясь на который можно оценивать эффект деятельности такой организации, как Таможенный союз. По большому счету, это крупная и гибкая конструкция, которая должна учитывать и чутко реагировать на все макро- и микроэкономические изменения на мировом рынке. Основные изменения начались с 1 июля прошлого года, с момента введения Единой таможенной территории и Единого таможенного кодекса. Между нашими странами было отменено таможенное оформление.
Первое время любая инициатива, какой бы она хорошей ни была, находит своих противников. Однако если смотреть стратегически, то в перспективе отмена всех барьеров на границе упростит ведение деятельности бизнеса между нашими странами. Считать Таможенный союз каким-то монолитом было бы неправильно. Это живая структура, находящаяся в процессе постоянных изменений и дополнений.
О плюсах и минусах первого года работы Таможенного союза с нами поделился эксперт международного института посткризисной экономики Адиль Амирбаев.
- Официально ТС стартовал первого января 2010 года. Однако процессы регулирования внешней торговли, снятия административных барьеров и других ограничений продолжаются. Что еще нуждается в доработке?
- От бизнесменов трех стран в адрес штаб-квартиры Таможенного союза поступают жалобы на то, что на местах часто чиновники не меняют старых еще "до союзных" методов работы и тарифные правила. Этим они серьезно ограничивают деятельность предпринимателей. Ссылки бизнес-сообщества на нормативы ТС некоторые чиновники стараются не замечать. Именно для этих целей внутри ТС активно работают экспертные советы, в которые входят представители Казахстана, России и Белоруссии.
В экспертных советах все эти вопросы тщательно отслеживаются. Например, казахстанским Министерством экономического развития, Деловым советом акимата Алматы поддерживается тесная связь с ассоциациями предпринимателей, Торгово-промышленной палатой, городскими бизнес-центрами. Они систематизируют жалобы и предложения по улучшению работы того или иного института Таможенного союза.
Подготовлен специальный опросник для предпринимателей, где они могут говорить о нарушениях, допущенных государственными служащими, с указанием их фамилий и должностей. Причем все факты "наездов" проверяющих структур на предпринимателей выносятся при необходимости на уровень комиссии ТС.
Так, к примеру, был рассмотрен вопрос о НДС, взимаемом в России в отношении поставок в Казахстан, много вопросов возникает по санитарному и фитосанитарному и техническому регулированию. На этих заседаниях обязательно присутствуют представители госорганов, и каждый дает свое заключение.
Комиссия ТС состоит из вице-премьеров трех стран, а это очень высокий политический уровень, который может влиять на все министерства и ведомства и принимать решения политического характера. Некоторые проблемы решаются сразу. Таким образом, путем проб и ошибок ТС пытается уничтожить искусственные барьеры, стоящие на пути интеграции трех стран.
Сделано в Казахстане
- Многие казахстанцы склонны связывать с ТС повышение цен на продукты питания. Справедливо ли это?
- Таможенный союз имеет к этому процессу слабое отношение. Судите сами, так получилось, что значительную часть продовольственных товаров мы получаем из стран ближнего зарубежья. Там из-за ряда объективных и субъективных причин растет инфляция. Стоимость продуктов изменяется в сторону повышения. Эти ценники приезжают в Казахстан из стран, которые не входят в ТС. Например, лук и капусту мы получаем из Узбекистана.
Конечно, поменялись таможенные пошлины. Но здесь изменения коснулись лишь половины импортных позиций, кроме того, пять процентов из них изменились в сторону понижения. А по яблокам, лекарственным препаратам, медицинскому оборудованию, сырью для нефтехимии действует переходный период. Можно сказать, что на цены на основные продукты питания деятельность Таможенного союза не оказала существенного значения.
- А что касается покупки импортных автомашин?
- Действительно, много вопросов с началом деятельности ТС у казахстанцев было связано с покупкой подержанных автомобилей импортного производства. Было принято постановление Правительства Казахстана, которое позволяет физическим лицам завозить легковые автомобили со сроком эксплуатации от трех до десяти лет по упрощенным, льготным ставкам - от 0,3 до 0,6 евро. При этом данные ставки включают в себя как импортную таможенную пошлину, так и налоги на импортируемый товар (НДС и акциз). Думаю, что ажиотаж в этом вопросе был кому-то выгоден. Но сегодня эта тема уже не стоит на первом плане.
- Может ли ТС ускорить реализацию программы форсированного индустриального развития?
- Уже немало говорилось о том, что вступление Казахстана в ТС стало толчком для развития отечественного производства, повышения качества выпускаемой продукции и роста конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг. Наивно было бы полагать, что казахстанские товары вовсе не востребованы в Белоруссии и России. Например, наши машиностроительные заводы успешно экспортируют северному соседу свою продукцию.
Производства, поставляющие заказы за рубеж, работают по международным стандартам, на самых современных технологиях.
Таможенный союз должен расширить число казахстанских экспортно ориентированных производств. На это же нацелена программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. Она направлена на достижение сразу трех задач. Во-первых, индустриализация. Во-вторых, форсированная индустриализация, позволяющая сделать ощутимый рывок на перспективу всего дальнейшего развития Казахстана.
В-третьих, инновационная индустриализация. Речь идет о новом экономическом мышлении, при котором вопросы производительности и новых технологий выходят на первый план.
Дойдем до ВТО
- Как сочетается желание Казахстана вступить в ВТО и его членство в Таможенном союзе?
- Год работы Таможенного союза развеял множество мифов и страхов, самым страшным из которых был страх возрождения союзной плановой экономики времен СССР. То, как отстаивали и отстаивают республиканские интересы представители Казахстана в ТС, лишний раз говорит о том, что возврата к старому планированию и диктату Москвы не будет. Стороны, входящие в Таможенный союз, работают как полноправные партнеры, в первую очередь исходя из своих национальных интересов.
Кстати, говоря о национальных интересах в связи с образованием Таможенного союза, часто слышал мнения о том, что теперь для Казахстана закрываются двери во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это очередной миф, который не имеет под собой никаких оснований. Представители нашей страны ни на один день не прекращали вести переговоры по вступлению республики в ВТО. Таможенные союзы - явление довольно распространенное, и члены таких союзов благополучно входят в ВТО. Как говорят казахстанские "переговорщики", республика близка к завершению двусторонних переговоров, но впереди большой этап по консолидации наших предложений, объединению обязательств и работа в многостороннем формате.
Источник: Александр ГРИБАНОВ, «Вечерний Алматы»