Российское ТВ об «изменнике» Узбекистана полковнике Корепанове
15.02.11 15:57, UzNews.net
Uznews.net - Коллегия военного суда Узбекистана отклонила апелляцию российского военного пенсионера Юрия Корепанова, обвиненного в измене родине и находящегося в ташкентской тюрьме, сообщил сегодня «Первый» российский телеканал.
Ранее о судьбе бывшего узбекистанца, а ныне гражданина России, в этой стране писали только интернет-издания, поэтому небольшой сюжет на главном российском телеканале, даже спустя почти 4 месяца после ареста Корепанова, уже событие, предполагающее, что громкое дело полковника в отставке сдвинется с мертвой точки.
63-летнего пенсионера Юрия Корепанова, приехавшего осенью прошлого года в Ташкент к сыну, местные власти обвинили в «измене родине» и «незаконном пересечении границы», приговорив его в январе 2011 года к 16 годам тюрьмы.
По сути же, по мнению родственников Корепанова, военный полковник пострадал за свой отказ от узбекского гражданства в начале 2000-х годов. И теперь, по предположению ташкентских аналитиков, любой «отказник» от узбекского гражданства рискует по приезду в Узбекистан быть обвиненным в измене родине.
Дело Корепанова уже внесло смятение в ряды некоторых бывших узбекистанцев, у которых в этой республике остались родственники.
«Даже и не знаю, как мне теперь приезжать в Ташкент к своей маме, - говорит москвич Олег, отказавшийся от узбекского гражданства в 1998 году, - а вдруг и меня обвинят в измене родине:».
Юрий Корепанов, уроженец Свердловской области, во времена СССР проходил в Узбекистане военную службу. Он прожил в этой республике около 40 лет, закончив службу в звании полковника.
В 2003 году Корепанов получил российское гражданство (отказавшись при этом от узбекского) и перебрался на родину. Поселившись в Екатеринбурге, он работал на муниципальном предприятии «Водоканал», подрабатывая сторожем местного военкомата.
По словам родственников, Корепанов периодически ездил в Ташкент, где живет один из его сыновей. До недавнего времени никаких претензий к пенсионеру узбекские власти не предъявляли.
Россиянин был задержан 30-го октября 2010 года, когда поездом возвращался домой. На границе с Казахстаном его без объяснения причин задержали пограничники, которые впоследствии заявили, что «к задержанию отношения не имеют».
Родные Корепанова несколько дней не могли узнать, где он находится, и вскоре выяснили, что его арестовали Митинг в селе Покровское в России в защиту Юрия Корепанова; фото: семейный архив Корепановых сотрудники СНБ, и он содержится в следственном изоляторе. Следователей, предъявивших обвинение, не остановило, что у 63-летнего пенсионера в момент задержания на руках был российский паспорт.
Процесс по делу Корепанова в Коллегии военного суда проходил в закрытом режиме. Известно, что в итоге он был осужден по статьям 223 («Незаконное пересечение границы») и 157 («Измена родине»). Однако в чем конкретно его признали виновным, неизвестно.
По словам сына Корепанова, отец каждый год навещал родственников в Узбекистане, надлежащим образом оформляя регистрацию, и со стороны властей к нему претензий не было. Почему его признали нарушителем границы и изменником государства только сейчас, по-прежнему остается тайной.
Свой узбекский паспорт Корепанов сдал еще в 2003 году. Кроме того, согласно узбекскому законодательству, человек лишается гражданства этой страны, если он прожил за границей в течение пяти лет и не встал при этом на консульский учет.
Правда, в свое время Корепанов не выполнил всех необходимых формальностей, связанных с выходом из узбекского гражданства, и просто сдал узбекский паспорт в паспортный стол, чтобы, по словам его сына, не тратить время на оформление отказа из-за бюрократических проволочек.
Нарушения такого рода, разумеется, не повод, чтобы обвинять человека в измене родине, и сын Корепанова полагает, что, возможно, его отец стал жертвой рвения местных силовиков, решивших улучшить служебные показатели - «поставить галочку, что пойман шпион».
Между тем, в селе Покровское, что в 100 километрах от Екатеринбурга, на малой родине полковника известие о его аресте вызвало бурю возмущения, и сельчане провели по этому поводу митинг.
Родные и близкие военного пенсионера обратились за помощью к депутату Госдумы от Свердловской области Александру Буркову, который заявил, что «арест и осуждение гражданина России по законам чужой страны - это вызов нашему государству, следовательно, вопрос должен рассматриваться в политической плоскости».
Затем в ситуацию с арестом Юрия Корепанова вмешался МИД России. Дипломаты пытаются добиться от властей Узбекистана встречи с осужденным и требуют разъяснить все детали уголовного дела против россиянина, но Ташкент пока отмалчивается.
По словам первого секретаря посольства РФ в Узбекистане Кима Шевченко, «в телефонном разговоре представитель внешнеполитического ведомства республики подтвердил получение нот посольства, однако уклонился от ответа по существу поставленных вопросов, сообщив лишь, что ответ готовится».
По мнению председателя Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана Сурата Икрамова, дело Корепанова с самого начала должно было решаться на межправительственном уровне, и показ сюжета по российскому ТВ свидетельствует о том, что «власти России все же озабочены судьбой Корепанова».
«А то, что власти Узбекистана молчат, наводит на мысль о том, что они не знают, как выкрутиться из этой ситуации», - предполагает Икрамов.
Вместе с тем, как отмечает "Lenta.ru", с Узбекистаном у России отношения непростые, и влияние Москвы на эту республику гораздо меньше, чем, к примеру, на Белоруссию.
У России с Узбекистаном нет общей границы, Россия не продает республике газ (так что привычное оружие Москвы - «газовая дубина» - здесь не работает). Ислам Каримов не раз демонстрировал готовность переориентировать внешнюю политику с России на Запад (и наоборот), если претензии какой-то из сторон его не устраивают, подчеркивает издание.
Uznews.net