«Eurasianet»: В Таджикистане влияние Китая вызывает тревогу общества
15.02.11 13:30, Zamandash press
Таджикистан: экономический натиск Китая беспокоит таджиков
Экономические и дипломатические связи между Таджикистаном и Китаем процветают. Однако в то время, как Душанбе приглашает в страну всё больше китайских рабочих, а таджикские рабочие остаются без работы, подозрение перерастает в негодование и обиду. Многие таджики обеспокоены тем, что неустанный экономический натиск Китая в Центральной Азии ставит под угрозу суверенитет Таджикистана.
Китай занял видное положение в качестве второго крупнейшего иностранного инвестора Таджикистана, и это произошло внезапно; по данным официальной таджикской статистики, объем торговли вырос в восемь раз в период с 2007 по 2010 гг. В прошлом году товарооборот достиг 685 млн. долларов США, что составило 17,8% иностранного импорта и экспорта Таджикистана. Инвестиции выделяются на строительство дорог и туннелей, а китайские товары низкого качества с китайскими иероглифами можно увидеть почти повсюду.
Государственная служба по занятости и трудовой миграции сообщает, что на данный момент в Таджикистане трудятся 82 тыс. китайских рабочих, тогда как в 2006 году их было всего 3 тыс. Их присутствие - больной вопрос для многих таджиков, которые не могут найти работу в своей родной стране.
Два последних события еще больше усилили негодование таджиков. 12 января нижняя палата парламента Таджикистана ратифицировала соглашение с Пекином по демаркации общей границы, поставив тем самым точку в споре, который длился 130 лет еще с царской эпохи. Таджикистан передал Китаю 1142 кв. км отдаленной гористой земли, или примерно 1% своей территории. Спустя несколько дней, 18 января, Душанбе объявил о планах по привлечению 1500 китайских фермеров в провинцию Хатлон для начала культивирования риса на 2 тыс. гектарах земли. Душанбе провозгласил приграничную сделку «дипломатической победой».
«Сначала Китай настаивал на передаче 28500 кв. км, и в конце концов мы передали им 1100 кв. км. Если бы в этот раз мы не приняли решение о передаче земли, мы не смогли бы противостоять давлению Китая», - сказал журналистам Сухроб Шарипов - директор Центра стратегических исследований, который тесно связан с офисом президента. Министр иностранных дел Хамрокон Зарифи назвал процесс передачу земли «решающим развитием в отношениях с Китаем». Он отверг все предположения, что Пекин принудил Душанбе. Всё же многие подозревают, что другие уступки, такие, как предоставление земли китайским фермерам для выращивания риса, были частью сделки. Спустя несколько дней после того, как парламент одобрил вопрос о передаче земли, министр обороны Таджикистана возглавил делегацию военных чиновников в Пекин, сообщали информационные агентства.
Не приводя никаких доказательств, критики утверждают, что переданные земли могли иметь крупные месторождения золота, урана и других металлов. Зарифи отрицает то, что переданные земли были богаты полезными ископаемыми.
Чиновники надеются на то, что эти действия помогут Душанбе уладить трудные, потенциально опасные приграничные споры с Узбекистаном и Кыргызстаном. Участки границы с Узбекистаном заминированы; в долине, оспариваемой с Кыргызстаном, прошлой осенью на протяжении нескольких дней происходили сражения между таджикскими правительственными войсками и предполагаемыми исламскими боевиками.
Для многих таджиков передача земли не является предметом большого беспокойства. Однако в стране, где только 6% территории являются пахотными землями, а безработица настолько распространена, что почти миллион человек находится за границей в поисках работы, предоставление в аренду земли китайским фермерам стало очень непопулярным решением. «Нашим людям не хватает земли, и многие вынуждены ехать в Россию в поисках работы, но несмотря на это, мы приглашаем иностранцев работать здесь. Это бессмысленно», - говорит житель Душанбе, обеспокоенный китайской «оккупацией». Другие отмечают, что таджикским фермерам самим не хватает земли. В мае 2008 года исследовательский центр «Шарк» выявил, что 82% таджиков положительно относятся к Китаю. Только 3% опасаются китайского влияния. Однако после последних сделок по передаче территории и предоставлении земли китайским фермерам, «отношение к Китаю изменилось», - сказал «EurasiaNet» директор «Шарк» Музаффар Олимов. «Число тех, кому не нравится политика Китая в регионе, выросло».
В 1999 году правительство под руководством тогдашнего президента Кыргызстана Аскара Акаева передало определенную территорию земли Китаю. Эти действия вызвали общественный протест, была предпринята попытка объявить импичмент. Предложения отдать в аренду миллион гектаров казахской земли Китаю в декабре 2009 года вызвали волну общественного возмущения. В Таджикистане общество проявило свое недовольство и протест на веб-сайтах и в неформальных разговорах. Однако открытого общественного протеста в Таджикистане еще не было. «Мы рискуем потерять не только нашу родную землю», - говорит житель Худжанта, «но что более важно, и нашу государственность».
Таджикское правительство в своих отношениях с Китаем кажется бессильным, говорит житель Душанбе, повторяя широко распространенное опасение в том, что натиск Пекина ничто не остановит. «Китайцы уже захватили некоторые земли Таджикистана, и теперь они арендуют еще больше. Зачем их останавливать? Наше правительство не сможет противостоять китайскому влиянию в будущем».
«Eurasianet», 14 февраля 2011 года Перевод - «Zpress.kg»