Визит на фоне демонстраций
16 Февраля 2011, Echo
Абдулла Гюль прибыл в Иран в неспокойное время
НУРАНИ
Накануне вечером новостью номер один на Среднем Востоке был визит в Иран президента Турции Абдуллы Гюля. Комментаторы в странах ЕС вспоминали о том, что Турция брала на себя роль посредника в урегулировании кризиса вокруг ядерной программы Ирана. А в Анкаре и Баку вспоминали, что Абдулла Гюль отправился в Иран как раз в то время, когда по Азербайджану и Турции прокатилась волна пикетов возле зданий иранских дипмиссий, участники которых протестуют против сотрудничества Ирана и Армении.
Пока что остается только гадать, были ли затронуты эти вопросы на переговорах. Во всяком случае за обтекаемой формулировкой "вопросы региональной безопасности" может скрываться все что угодно.
Однако сам по себе визит был задуман с размахом. В столичном аэропорту дорогих гостей встретил лично президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинеджад. На совместной пресс-конференции два президента говорили о том, что товарооборот между двумя странами возможно и необходимо утроить, что добрые отношения двух стран - залог региональной безопасности. "Больные вопросы", в том числе иранская ядерная программа, на пресс-конференции не затрагивались, и это верный признак того, что здесь между Анкарой и Тегераном - серьезные разногласия.
Однако еще в аэропорту Абдулле Гюлю пришлось отвечать на вопросы о последних бурных событиях на арабском Востоке - "жасминовой революции" в Тунисе и перевороте в Египте. И в ответ на этот вопрос Гюль заявил: "Требования людей весьма реалистичны. Руководство всех без исключения государств должно решать внутренние проблемы и идти на уступки, если это требуется".
Кому именно Гюль адресовал этот совет, у него журналисты по понятным причинам не переспросили. Но к этому времени обстановка в Тегеране уже накалялась. Накануне, 9 февраля, прокурор Ирана Голам-Хоссейн Мохсен Эджейе отклонил просьбу оппозиционеров разрешить им провести в понедельник, 14 февраля, акцию в поддержку народов Туниса и Египта, и предупредил их о последствиях, которые могут возникнуть в случае, если акция все же пройдет. А затем с традиционным для святош цинизмом заявил, что все желающие поддержать египтян могут присоединиться к государственной акции в честь 32-й годовщины исламской революции 1979 года, которая должна пройти в пятницу.
В минувший четверг "меры безопасности" усилились. Иранские власти посадили под домашний арест одного из лидеров иранской оппозиции и экс-кандидата в президенты, азербайджанца по происхождению Мехди Кяруби в ответ на его призыв к проведению акции в поддержку египетских демонстрантов. У дома Кяруби в Тегеране были выставлены посты охраны, которые не впускали к оппозиционеру даже его родственников. Подобные ограничения должны были действовать до 14 февраля.
Еще накануне журналисты со ссылкой на очевидцев сообщали об обилии полицейских на улицах Тегерана - страна явно готовилась к противостоянию.
И уже утром 14 февраля стало понятно: предотвратить манифестацию не удалось. По крайней мере один демонстрант был убит во время разгона демонстраций в Тегеране. В понедельник, по неофициальным данным, на тегеранской площади Азади (Свободы) собрались до 100 тысяч человек. Правительственные источники называют цифру на порядки меньшую - не более 4 тысяч. На площади Имама Хусейна протестующие устроили сидячую акцию протеста, участников которой полиции пришлось растаскивать. Как и полтора года назад, после того как головная демонстрация была разогнана слезоточивым газом и вооруженными палками ополченцами-басиджи на мотоциклах, протестующие начали скандировать "Аллах велик!" и "Смерть диктатору!". По данным источников телестанции "Аль-Джазира", демонстрации прошли в Куме, Исфахане, Тебризе, Ширазе и многих других городах. Как утверждают очевидцы событий, демонстранты скандируют "Смерть диктатору!" и "Мубарак, Бен Али, теперь - Хаменеи!"
Кроме того, сообщается, что видный оппозиционер Мир-Хосейн Мусави смог вырваться из-под домашнего ареста и присоединился к протестующим. Впрочем, судить о происходящем в Иране можно только с известной долей допуска - в этой стране введены жесткие ограничения на распространение информации. Иностранным корреспондентам вообще запретили работать на улицах. СМИ с большим трудом получают данные и оговариваются, что во многих случаях они нуждаются в дополнительной проверке и уточнении.
На манифестации в Иране уже отреагировал Вашингтон. "То, что происходит в Иране сегодня - свидетельство смелости иранского народа и приговор лицемерию иранского режима, который в течение трех последних недель приветствовал происходящее в Египте", - заявила госсекретарь Хиллари Клинтон журналистам.
На этом фоне многие эксперты вновь задают вопрос о реальной прочности режима муллократии в Иране. Власти этой страны не могут стабилизировать ситуацию после "победных" для Ахмадинеджада выборов, когда иранская оппозиция вывела на улицы своих сторонников. Плюс ко всему нарастающие экономические неурядицы, угроза войны, усталость от "жесткого исламского режима" - все это по понятным причинам множит число противников действующей власти. Плюс ко всему и исламская революция в Иране, и "жасминовая революция" в Тунисе показали, насколько непрочными могут быть репрессивные "стяжки" режима. Как пишет в этой связи итальянская Corriere della Sera, "свержение Мубарака в Египте придало новый импульс протестам против режима аятолл." "Не только жажда свободы или египетский, а еще раньше тунисский пример добавили энергии иранской оппозиции. Экономическая ситуация, ухудшавшаяся в течение нескольких лет, в последние недели еще больше обострилась. Несмотря на то, что доходы от продажи нефти продолжают оставаться высокими, урезание субсидий на товары первой необходимости, начавшееся в декабре прошлого года, привело к резкому скачку цен. "Это приведет к рекордному росту безработицы, в то время как часть страны, близкая к режиму, будет еще больше обогащаться за счет увеличения цен на товары, которые она контролирует", - утверждает экономист Саед Лейлаз. Он прогнозирует новые события. Никто не осмеливается говорить или надеяться, что площадь Азади будет новой площадью Тахрир, но "зеленая волна" вновь начала накрывать Иран", - резюмирует газета.