Восточный экспресс
Россия и Туркмения пытаются найти компромисс по газу и гражданству
31 мая 00:05 | Газета ? 289 (289) | Московские новости
Аркадий Дубнов, Александра Белуза
Постсоветская интеграция не должна быть бумажной, заявил Дмитрий Медведев на заседании Совета глав правительств СНГ 30 мая в Ашхабаде. В двусторонних российско-туркменских отношениях проблемой остаются не только поставки газа в Россию и другие страны, но и отказ Туркмении признавать двойное гражданство, который фактически дискриминирует жителей этой страны, имеющих российский паспорт.
На Совете глав правительств СНГ Дмитрий Медведев выступил сразу после президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. По его словам, взаимная торговля стран СНГ в 2011 году увеличилась на 36% и приблизилась к $300 млрд. Для дальнейшего развития Содружества, считает российский премьер, надо ускорить ратификацию Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Договор был подписан Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией, Молдавией и Таджикистаном в октябре 2011 года в Петербурге. К осени к ним может присоединиться Узбекистан. Но к переговорам о предполагаемой отмене экспортных и импортных пошлин по целым группам товаров страны смогут приступить лишь после того, как документ будет ратифицирован всеми подписантами.
Все сейчас зависит от Украины, которая одновременно стремится в зону свободной торговли с Евросоюзом. Встречи с премьером Украины Николаем Азаровым в официальной программе Медведева не было, но неформально они пообщались и договорились провести 27 июня в Донецке заседание комитета по торгово-экономическому сотрудничеству.
Накануне Азаров дал понять, что заинтересован в обсуждении импорта на Украину туркменского газа с помощью российской газотранспортной системы. Бердымухамедов также подчеркивал готовность «максимально задействовать свои энергетические мощности и транзитные преимущества». Но Дмитрий Медведев в открытой части ограничился на этот счет общим заявлением: Россия (которая сама покупает газ у Туркмении) готова обеспечивать стабильный режим энергопоставок. Осторожность Медведева понятна, считает Куртов: «На его президентство выпало и сокращение в несколько раз объемов приобретения Россией туркменского газа, и отказ от строительства Прикаспийского газопровода, несмотря на согласование проекта в 2007 году».
На двусторонней встрече Медведева и Бердымухамедова, по сведениям «МН», могла обсуждаться проблема соблюдения прав проживающих в Туркмении десятков тысяч людей, имеющих двойное гражданство. В апреле 2003-го Россия и Туркмения подписали протокол о прекращении действия российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве, заключенного в декабре 1993 года. Ашхабад спешно ратифицировал этот протокол и, не дожидаясь ратификации российской стороной, объявил об одностороннем выходе из соглашения. Москва же заявила, что считает соглашение по-прежнему действующим.
После напряженных консультаций Ашхабад пообещал не нарушать права «двойных граждан», получивших российское гражданство до 2003 года. Но ситуация снова обострилась после войны 2008 года на Кавказе - в Ашхабаде испугались, что после Абхазии и Южной Осетии Москва решится и на защиту соотечественников в Туркмении. Результатом стало решение избавиться от «двойных граждан», вынудив их до 2013 года выбрать одно из гражданств и отказаться от другого.
В последнее время Туркмения снова обнаружила готовность к поискам компромисса. В своей статье «Конституция Туркменистана - основной закон эпохи могущества и счастья», опубликованной 18 мая, Бердымухамедов подтвердил приоритет международных соглашений над национальными законами. В то же время высокопоставленные источники «МН» в российском руководстве дали понять, что в Москве готовы с уважением отнестись к решению туркменских властей отказаться от института двойного гражданства, если при этом не пострадают интересы россиян, проживающих в республике. Выход из многолетнего тупика, считают в Москве, мог бы стать достойным итогом первого в истории председательства Туркмении в СНГ.