Финансовый рынок Кыргызстана нуждается в переменах
31/05 19:38, Информационное Агентство Кабар
Победа президента-социалиста во Франции, волна митингов за социальную справедливость и против антинародной политики своих правительств по всей Европе - всё это свидетельствует о том, что социалистические идеи снова становятся популярными. Глобальный кризис привел к экономическому спаду, и как следствие, к росту безработицы, к уменьшению доходов среднего класса, не говоря уже о социально уязвимых слоях населения, разочаровании и потере доверия к существующей рыночной системе, к её способности обеспечить стабильное развитие мировой экономики.
Видимо, грядёт корректировка экономического курса ведущих государств, в первую очередь, в сторону более сбалансированной социальной политики, но не обойтись и без усиления роли государства в регулировании экономических процессов, и более жесткого контроля над деятельностью финансовых институтов и транснациональных корпораций. Помнится, в эпоху Великой депрессии президент США Ф.Рузвельт ограничил возможности крупных корпораций и банков в безудержном обогащении, и впервые в истории страны ввел социальные гарантии, за что был обвинён «правыми» в приверженности к социалистическим идеям. Но в действительности он спас систему, взяв всё самое лучшее у социализма, и адаптировав к рыночной экономике.
Нашей республике тоже предстоит определиться с экономической моделью, и скорректировать прежний курс на построение рыночной экономики в чистом виде, от которой многим государствам уже приходится отказываться. На заре независимости нашей республики о другом пути никто и не задумывался, все чиновники дружно бросились разрушать социалистический уклад со всеми его минусами и плюсами, и строить светлое капиталистическое будущее. Никто толком и не пытался разобраться в сущности рыночной экономики, никто не задумывался над последствиями тотального разрушения всей прежней системы с её положительными сторонами и слепого копирования западных моделей хозяйствования.
Нынешние проблемы, в какой-то мере, обусловлены этим бездумным копированием западных стандартов. Поэтому внести ясность необходимо. По сути, при рыночной экономике на рынок выносится то, что никоим образом товаром быть не может - деньги, люди, земля.
Остановимся на первом. Деньги являются всеобщим эквивалентом полезности вещей, они обеспечивают свободную торговлю производимой продукцией и предоставляемыми услугами. И ещё с древних времён превращать деньги в товар не разрешалось, а само ростовщичество отвергалось существовавшими моральными принципами. Все мировые религии запрещали взимание процента за их обращение - процент, исключение составляли лишь иудеи, которые и основали финансовый рынок капиталов. В исламе запрет существует и сейчас.
Для утверждения в Европе капиталистических отношений потребовался пересмотр нравственных и религиозных канонов, что и произошло в эпоху Реформации. Слом жизненных устоев не проходит безболезненно, эта эпоха отмечена небывалым взрывом насилия на континенте. Это и есть предупреждение для тех, кто торопиться бездумно внедрять свободный рынок, и видит в нём панацею от экономической отсталости, отрицая регулирующую роль государства. А ведь при капитализме все субъекты хозяйственной деятельности защищают свои меркантильные интересы, и только государство может и обязано защищать общественные интересы, о чём не стоит забывать. Это раньше нам всем казалось, что система свободного предпринимательства способна решить накопившиеся проблемы и приведёт к повышению уровня жизни населения, но захлестнувшая всех жажда наживы не тождественна экономической мотивации, она разрушает нравственные устои общества.
Конечно, в современном мире без банков и других кредитных организаций не обойтись, и можно ратовать за невмешательство государства в деятельность финансовых учреждений, но к чему это приводит, можно наблюдать и в нашей республике. Коммерческие банки озабочены лишь получением максимальной прибыли, поэтому даже получая финансовые ресурсы под 2,45% годовых, они выдают их под 26%, разница составляет более 20%. Такие действия свидетельствуют об отсутствии у них социальной ответственности. Фактически банки не заинтересованы в подъёме экономики, в возрождении промышленности, а преследуют лишь свои узкокорыстные интересы.
На днях заместитель председателя парламентского комитета по экономической и фискальной политике Замир Бекбоев заявил, что все частные банки занимаются посредничеством, собирают деньги у народа, выдают кредиты под проценты. И не хотят выделять деньги на финансирование производства, потому что понимают - на строительство и становление промышленных предприятий требуются 5-7 лет, а банки заинтересованы в выдаче краткосрочных кредитов и получении быстрой прибыли.
По мнению экспертов, сумма потребительских кредитов в республике в 3 раза превышает сумму кредитов, выданных реальному сектору. Это свидетельствует о том, что экономика Кыргызстана ориентирована на сферу услуг больше, чем на реальное производство. В России доля долгосрочных кредитов составляет 25% от ВВП, в Казахстане - 30%, а в Кыргызстане - всего 2%.
Поэтому вполне понятны планы правительства по созданию Банка развития. На настоящий момент лишь само государство способно мобилизовать долговременные финансовые ресурсы на стратегические цели - подъём промышленного производства - и при этом держать низкую процентную ставку, приемлемую для крупных инвестиционных проектов. По мнению министра экономики и антимонопольной политики Темира Сариева, банк необходим для финансирования лизинга, ипотечных и инвестиционных проектов. Нельзя же вечно жить на реэкспорте, торгуя чужой продукцией. Критика подобных намерений выглядит необоснованной, и связывается, скорее, с корыстными интересами определенных кругов, контролирующих финансовый сектор республики. Не всё гладко и в сфере микрокредитования. Неоправданно высокие проценты вызывают недовольство определенной часть сельского населения, вынужденной брать кредиты даже на таких невыгодных условиях. Митинги заёмщиков у Белого Дома уже стали привычным явлением, и грозят перерасти в более радикальную форму протеста.
Взаимоотношения кредитных организаций и населения уже давно пора ввести в цивилизованные рамки. Для этого необходимо повысить требования к прозрачности деятельности поставщиков микрофинансовых услуг, поработать над повышением финансовой грамотности граждан, внести в законодательство поправки по регулированию деятельности микрофинансовых учреждений в соответствии с текущими реалиями и мировым опытом, внедрить систему страхования кредитов.
Этот вопрос уже рассматривался на заседании парламентского комитета по бюджету и финансам, на котором её глава Ахматбек Келдибеков выразился достаточно резко, заявив, что микрокредитные организации стали хуже ломбардов, превратившись в финансовые пирамиды, которые легко зарабатывают деньги, выдавая под высокие проценты деньги населению. По его словам, сегодня 80% жителей сел являются должниками 3-4 микрокредитных компаний.
Председатель Национального банка Зина Асанкожоева признала, что многие микрофинансовые организации должны были содействовать экономическому росту и сокращению бедности, но в действительности работают только для получения большей прибыли. В связи с этим по своей инициативе Нацбанк приостановил деятельность более 90 микрофинансовых организаций, у которых неоправданно завышенные ставки по кредитам. Также она предложила внести на законодательном уровне ограничения по процентным ставкам, что вызвало вполне понятную негативную реакцию кредитных учреждений республики. Но подобные меры принимаются и в других республиках, и призваны защитить граждан от чрезмерно высоких процентов.
По мнению населения, государство обязано контролировать финансовый рынок, на котором узко корпоративные и частные интересы финансовых институтов в получении высокой прибыли стоят на первом месте, а общественные отодвинуты на второй план. История учит, что в периоды кризисов для консолидации усилий всего общества на подъём экономики регулирующая роль государства возрастает.
Мирлан Алымбеков, КНИА «Кабар»