Московские переговоры закончились провалом
Диалог с Ираном решено продолжить в Стамбуле
21 июн 2012/ ЭХО
А.ШАКУР
Московский раунд переговоров Ирана и "шестерки" закончился провалом - теперь это сквозь зубы признают и околоофициальные источники в Москве. " Два томительных дня московского раунда переговоров "шестерки" с иранской делегацией закончились для одних экспертов успехом, для других - ничем. Участвовавшие же в консультациях дипломаты по итогам встречи на публике всем своим видом давали понять, что не потратили время впустую. И, похоже, на этот раз у них действительно есть реальные основания так думать" - старательно вселяет оптимизм "Российская газета".
В то же время заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков заявил по итогам переговоров, что московский раунд был очень конкретным. "Сейчас важно продолжить процесс сближения позиций, который начался. Никаких отклонений от конкретики не было", - заявил С.Рябков. Но вместе с тем дипломат признал, что "разногласия "шестерки" и Ирана очень значительные". "Именно поэтому было проведено пять полноформатных заседаний, а также много двусторонних встреч", - заметил он. В переводе с дипломатического это означает, что диалог в Москве закончился ничем. Единственным положительным результатом можно считать тот факт, что "дипломатическую дверь" для Ирана решили не закрывать окончательно. Следующий раунд пройдет 3 июля в Стамбуле, сообщила участница встречи, глава дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон.
В то же время заявления представителей Ирана повода для оптимизма, прямо сказать, не дают. Так, секретарь Высшего совет национальной безопасности Ирана Саид Джалили, который представлял на встрече Тегеран, отметил что московские переговоры по иранской ядерной проблеме были более серьезными и реалистичными. "Мы воспользовались возможностью, чтобы точно, основываясь на документах, доказать действия, которые были осуществлены в отношении Ирана, незаконны. Мы также объяснили, почему считаем резолюцию Совета Безопасности ООН незаконной", - заявил С.Джалили. "Наша позиция была ясная и открытая. Мы подчеркнули, что обогащение урана является неотъемлемым правом Ирана", - сказал он. С.Джалили также отметил, что "шестерка" учла позицию Ирана, которая была изложена в комплексном плане, однако отметила, что ей необходимо время для того, чтобы обдумать эту позицию. Официальный представитель Тегерана также заявил, что односторонние санкции в отношении Ирана будут только вредить возможному достижению результата на переговорах "шестерки" с Тегераном. По его словам, переговоры, которые ведет Иран, соглашения, которых страна добивается, приведут к результатам в том случае, если все будет происходить согласно стратегии сотрудничества и взаимодействия. "Все меры, которые будут этому противодействовать, будут только вредить этому процессу", - заявил он. И здесь "перевод" оказался слишком ясным: к реальным уступкам Иран, мягко говоря, "не готов".
Как того и следовало ожидать, невеселые итоги московских переговоров "РГ" представляет как большую победу российской дипломатии. "Еще неделю назад никто в Москве не мог точно сказать, будет ли московская встреча результативной и вообще приедут ли на нее иранцы. 13 июня в Тегеран даже пришлось слетать главе российского МИД Сергею Лаврову, чтобы простимулировать руководство Ирана. Иранцы в Москву прилетели и даже начали вести дружелюбную беседу," - уверяет газета, старательно не касаясь того факта, что реальных результатов у переговоров не оказалось. "В Стамбуле разговор будет продолжен. Что уже неплохо. Было бы куда хуже, если бы стороны в очередной раз хлопнули дверьми друг перед другом. Впрочем, теперь есть ощущение, что обе стороны дают себе отчет, какая общая катастрофа может последовать за любыми попытками сорвать переговорный процесс. А это значит, что совсем скоро и "шестерке", и Ирану неминуемо предстоит перейти от слов к делу," - уверена газета.
Такой оптимизм, впрочем, разделяют не все. "На острых переговорах об иранской ядерной программе, проходящих в Москве, все стороны уперлись" - сообщает в заголовке The New York Times, напоминая, что страны "шестерки" не стали заверять Иран, что его условия будут выполнены. Правда, "шестерка" предлагает свой пакет стимулов, в том числе поставки запчастей для гражданских авиалайнеров и топлива для некого иранского реактора. "Обещано дальнейшее смягчение санкций взамен на конкретные действия Ирана", - говорится в статье.
Санкции против Ирана "могут быть смягчены только в ответ на реальные перемены на местах, поэтому 1 июля санкции ЕС, несомненно, вступят в силу", заявил Майкл Мэнн, пресс-секретарь верховного комиссара ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон, которая руководит переговорами со стороны "шестерки". Между тем срыв переговоров увеличит риск новой войны на Ближнем Востоке, полагает издание. "Иранские СМИ описали московские переговоры в нелестном свете, агентство "Фарс" сообщило: судя по всему, западные державы не заинтересованы во всестороннем решении проблемы", - говорится в статье. Между тем Запад уверен, что санкции заставили Тегеран сесть за стол переговоров. Он грозится еще сильнее надавить на иранскую экономику, указывает американская газета. "Что случится после переговоров с Ираном о ядерной программе?" - вопрошает заголовок в блоге на сайте The Washington Post, который ведет обозреватель Дженнифер Рубин. Автор не верит в успех санкций в отношении Ирана: "Иран уже очень далеко зашел". Она советует "ужесточать санкции в надежде, что они подорвут позиции нынешнего режима и толкнут некоторые слои иранцев к союзу с "Зеленым движением". Но вариантов мало. Если Иран не согласится на инспекции или Обама не смирится с появлением ядерного оружия у Ирана, то либо Израиль, либо США "выступят в защиту резолюций международного сообщества и в качестве гаранта безопасности Запада", как пишет автор. Поскольку Обама не применяет силу к Сирии, удар будет нанесен Израилем. "Таковы будут жалкие плоды апатичного подхода США к главной угрозе нашей безопасности", - замечает автор.
"Соединенным Штатам пора бряцать саблями" - рекомендует в заголовке своей статьи в The Washington Times Томас Хенриксен, старший научный сотрудник Гуверовского института (Стэнфордский университет). Переговоры с Ираном в Москве следует поддержать "стальной демонстрацией силы", по выражению автора. "Иран много лет угрожает своими ядерными амбициями миру на планете", - пишет автор. По его мнению, ни санкции США и ООН, ни "бесконечные переговоры и саммиты" не возымели никакого эффекта. По мнению Хенриксена, именно демонстрация силы подействовала на Северную Корею в 1992 году, на Саддама Хусейна в 2002-м, а позднее на Каддафи. "Возможно, вторжение США в Ирак также повлекло за собой приостановку ядерной программы Ирана", - полагает автор. Санкции, напротив, никак не помогали убедить режимы-изгои отказаться от ядерных программ, считает автор. "Жесткие высказывания в сочетании с убедительной угрозой военной силы - более надежный способ для дипломатов, чем голые санкции", - заключает он. Он призывает Обаму сделать жесткое заявление и поддержать его демонстрацией военной силы.